Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики


Компетенстностно- ориентированные задания на уроках математики
Основной тенденцией развития и реформирования современной школы является, прежде всего, изменение сущности и качества образования. Согласно стандартам нового поколения процесс обучения должен быть практико-ориентированным, с тем, чтобы результаты обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере.
Одним из инструментов достижения этой цели может быть компетентностно-ориентированное обучение, предполагающее систему заданий и направленное не на получение суммы усвоенной информации, а на формирование способности человека (в данном случае учащегося) действовать в различных проблемных (нестандартных ситуациях).
Одним из способов формирования и оценивания ключевых компетенций является использование компетентностно-ориентированных заданий, которые позволяют существенно изменить организацию урока через создание специально организованной деятельности учащихся, создав тем самым условия и среду для самореализации и раскрытия творческих способностей учащихся.
Целью компетентностно-ориентированных заданий является формирование ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. При выполнении компетентностно-ориентированных заданий учащимся необходимо тщательно прорабатывать теоретический материал, привлекать дополнительную литературу, что способствует усвоению не суммы готовых знаний, а методов их приобретения, более глубокому усвоению уже полученного материала. Привлечение к учебно-исследовательской и проектной деятельности позволяет учащимся проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Исследовательская деятельность закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, формирует у обучающихся готовность самостоятельно осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Компетентностно-ориентированное задание, как правило, состоит из: стимула, задачной формулировки, источника информации, бланка для выполнения задания и инструмента оценивания. Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение; задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания; источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания;
При составлении КОзадания учитель:
выбирает изучаемую компетентность, ее аспект, уровень.
формулирует задачу,
выбирает источник,
создает инструмент проверки,
формулирует стимул
примеры КОЗ
1.В романе Джека Уильямсона «Космический легион». Земля подвергается нападению со стороны обитателей единственной планеты звезды Бернарда — высокоразвитой расы медузиан. Предположим, что технологии медузиан, развились не так сильно и их летательные аппараты перемещаются со скорость во много раз меньшей скорости света, и для того чтобы напасть на Землю они будут выжидать наиболее подходящего случая. Рассчитайте, в каком году, армия медузиан предпримет свой поход?
Дополнительная информация Звезда́ Барна́рда — звезда в созвездии Змееносца на расстоянии 1,828 пк (5,96 светового года) от Земли. Открыта в 1916 Э. Э. Барнардом и названа в его честь. Звезду Барнарда часто называют «летящей» или «беглянкой», поскольку она обладает самой большой скоростью углового перемещения по небесной сфере среди известных звёзд. Это вторая по близости к Солнцу звезда после звёзд системы Альфа Центавра. Перпендикулярная компонента скорости звезды к лучу зрения земного наблюдателя «Летящей Барнарда» составляет 90 км/с, радиальная (лучевая) скорость по измерениям доплеровского сдвига спектральных линий в спектре звезды равна -106,8 км/с, т.е. звезда приближается к нам. По расчетам минимальное расстояние звезды от Солнца составит 3,8 светового года.
2. Твои родители открыли свой мебельный салон. Мебельный салон заключает договоры с производителями мебели. В договорах указывается, какой процент от суммы, вырученной за продажу мебели, поступает в доход мебельного салона. 
Фирма-производитель Процент от выручки,поступающий в доход салона Примечания
«Альфа» 5,5 % Изделия ценой до 20000 руб.
«Альфа» 2 % Изделия ценой свыше 20000 руб.
«Бета» 3 % Все изделия
«Омикрон» 5 % Все изделия
 В прейскуранте приведены цены на четыре софы. Определите, продажа какой софы наиболее выгодна для салона. В ответ запишите, сколько рублей поступит в доход салона от продажи этой софы.
Фирма-производитель Изделие Цена
«Альфа» Софа «Нежность» 17000 руб.
«Альфа» Софа «Грация» 24000 руб.
«Бета» Софа «Гармония» 21000 руб.
«Омикрон» Софа «Минута» 18500 руб.