Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики в начальной школе


Викторова Татьяна Ивановна
учитель первой категории
МБОУ «СОШ №48»г.Чебоксары
Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики в начальной школе
«Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. А это и есть компетентностно-ориентированные задания».
Понятия “компетентностный подход” и“ключевые компетентности” получили распространение сравнительно недавно, в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением учительского сообщества определить необходимые изменения в образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
Дети, которые учатся сейчас в школе, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить. Поэтому я готовлю своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
Введение компетентностного подхода в образовательный процесс требует изменения организации урока. Изменить организацию урока позволяют компетентностно-ориентированные задания.
При постановке целей современного урока я предполагаю ответ на вопрос, чему научится ученик и где сможет эти знания применить.
После знакомства со статьями в журналах, интернете возникла проблема - готовые разработки обычно не подходят к нашим условиям проживания, требованиям, не ориентированы на учеников моего класса, требуют корректировки, доработки.
Поэтому я заинтересовалась этой темой и активно разрабатываю компетентностно-ориентированные задания. При разработке такого задания следует учитывать, что оно должно содержать: характеристику задания (задаёт формируемую компетентность, аспект, уровень); стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение); задачную формулировку (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания); источник информации (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания); бланк для выполнения задания (форма для фиксации ответа, задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания); инструмент проверки (аналитическая шкала, модельный ответ, ключ, бланк наблюдения).
Если использовать такую структуру задания в работе на уроках математики, то получается слаженный механизм компетентностного подхода.
Предлагаю вашему вниманию несколько заданий:
Характеристика задания № 1
Математика. 4 класс. «Задачи на нахождение цены, количества, стоимости». Компетентность разрешения проблем.
Стимул: Вы хотите приготовить салат «Оливье» и вам надо купить необходимые ингредиенты. Перед вами товары с прилавка магазина. Рядом указана их цена. Мама дала 500 рублей и отправила в магазин.
Задачная формулировка: Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы купить эти продукты: баночку горошка, десяток яиц, 2 кг картофеля, банку солёных огурцов, пол килограмма лука, 250 г майонеза.
Источник информации: справка
Наименование продукта Цена
горошек 65руб
картофель 40руб
лук 25руб50коп
майонез 35руб
яйца 40руб
огурцы 68руб
Бланк для выполнения задания:
Наименование продукта Цена Количество Стоимость
горошек картофель лук майонез яйца огурцы Общая стоимость: __________________
Инструмент проверки:
Таблица заполнена верно – 3 балла
Верно подсчитана общая стоимость покупки – 1 балл
Дан правильный ответ на главный вопрос – 1 балл
Максимальная сумма баллов – 5 баллов.
Похожие задания можно составлять и на работу с квитанциями по оплате за коммунальные услуги,
Часто сталкиваемся с проблемой, когда ученик, прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется. Такие задания приучают школьника критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.
Характеристика задания № 2
Математика. 4 класс. «Решение задач на движение»
Ключевая компетентность: компетентность разрешения проблемы.
Стимул: Вы – диспетчер автопарка, сдаёте экзамен на профпригодность. Вам нужно во что бы то ни стало остаться на этой работе.
Задачная формулировка: Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для её решения? «Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины на 20 км/ч больше скорости грузовой машины. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».
Бланк для выполнения задания:
Подчеркните правильный ответ:
1. Скорость грузовой машины.
2. Скорость легковой машины.
3. Время, которое была в пути каждая машина.
4. Место встречи грузовой и легковой машин.
Инструмент проверки: ключ
1 балл - ответ 3
0 баллов – другие ответы.
Характеристика задания № 3
Класс: 1
Раздел: «Числа и величины»
Умение: составлять числовую последовательность по самостоятельно выбранному правилу
Компетентность: информационная
Источник: текст задания
Стимул: Петя договорился о встрече с другом. Он так торопился, что перепрыгнул ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10, 13,16.
Задачная формулировка: Какие ступеньки перепрыгнул Петя? Выбери верную последовательность пропущенных номеров ступенек и обведи букву верного ответа.
Бланк для выполнения задания:
А – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Б – 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15
В – 2, 5, 8, 11, 14
Г – 1, 4, 7, 10, 13,16
Д – нет верной последовательности
Инструмент проверки (ключ):
1 балл – Выбрана последовательность Б0 баллов – Выбраны другие последовательности
Анализ проведённых компетентностно-ориентированных заданий показал, что на начало использования КОЗ 54 % учащихся обладают первым уровнем информационной компетенции, тогда как контрольное компетентностно-ориентированное задание по окончанию работы показало, что повысился процент учеников (85 %), владеющих данной компетенцией.
Опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики способствует осознанию обучающимися роли математики в современном мире, применению математических знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий. За три года работы повысилась успеваемость по математике на 25%. Мои ученики занимают первые места в олимпиадах по математике в школе и в районе. Также повысился интерес к участию в различных конкурсах по математике.
Библиографический список:
А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образования[Электронный ресурс]. - Режим доступа:/referat-78164.html.
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать Компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2007. -132 с.
Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО// Интернет–журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. — /journal/2002/0423–1.htm
Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".