Статья Компетентностно — ориентированный подход в организации учебного занятия – условие развития творческого потенциала школьников





СТАТЬЯ





(пед. совет)










Подготовила:
Саблина Людмила Викторовна
учитель математики





Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. В ситуации динамичного социально-экономического развития страны анализ запросов местного сообщества, запроса учащегося и изменившегося заказа государства позволяет выявить потребность в новых результатах образования. Одним из ответов системы образования на запрос работодателей и местного сообщества является идея компетентносто – ориентированного образования.
В концепции компетентносто – ориентированного образования под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. В основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающиеся в овладении учащимся определённым набором способов деятельности. Ученик, овладевая каким – либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков) и постановки цели, а значит, происходит осознание процесса управления своей деятельностью.

В свою педагогическую деятельность (как классный руководитель) я начала вводить метод проектов как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся. А именно: с учащимися 10 «А» класса в этом году мы начали разрабатывать социальный проект «Символика нашей школы». Использование метода проектов в образовательном процессе показывает, что учащимся необходимо специально организовывать пространство для проектной деятельности. В том числе ученикам необходимо определённое время хранить промежуточные результаты работы с источниками информации, фиксировать вопросы, выносимые на консультации со мною, а также оформлять результаты проекта. Для этого у нас сформировалась группа «аналитиков» из 3-х учеников (в неё вхожу и я, как координирующий руководитель), к которым поступает вся найденная информация, весь результат рабочих группы. А именно:
группы «социологов», которые составили анкеты, провели анкетирование учащихся школы, сделали диаграммы социологического исследования. «Аналитики» вывели актуальность изучаемого вопроса, поставили задачу перед следующими группами;
группы «юристов», которые нашли документы по нормативно – правовой базе, касающиеся исследуемой темы. «Аналитики», проанализировав документы, оставили наиболее подходящие;
группы «фотокорреспондентов», в задачу которых входит составлять фото архив проекта;
группы «экономистов», которые должны были определить экономическое обоснование проекта, составить смету проекта через фирму – изготовителя, найти деньги для его реализации (спонсоры или заработать самим). Аналитики продумывают ход действия «экономистов»;
группы «художников и оформителей», которые провели конкурс среди всех учащихся школы на эскиз эмблемы и флага, составив положение конкурса. Опять «аналитики» свели все результаты конкурса воедино и предложили на усмотрение школьного коллектива несколько вариантов символики школы;
группа «социологов» вновь провела опрос учащихся оп выбору уже готовых символов школы. Далее «аналитики» подводят итоги проделанной работы, и начинается компьютерное оформление проекта, в котором участвуют «аналитики» и «художники – оформители»

Таким образом, (мне кажется) нам с ребятами удаётся выполнять такие компетентности как:
готовность к разрешению проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результат своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;
готовность к самообразованию, т.е. способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, что позволяет самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи;
готовность к использованию информационных ресурсов, т.е. способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, что позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;
готовность к социальному взаимодействию, т.е. способность соотносить устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, что позволяет использовать ресурсы других людей для решения задачи;
коммуникативная компетентность, т.е. готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, что позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.

Последнюю компетентность (коммуникативную) ребятам ещё предстоит оттачивать на публичной защите проекта.

Так как у меня два классных руководства, то моей целью является ввести в эту работу (метод проектов) не только старшеклассников, но и младших своих воспитанников – учеников 8 «В» класса. Для них я предложила выполнить более простой проект – проект классного уголка, включающий в себя информацию и о 10 «А» и о 8 «В» классах. Ребятам удалось понять цель этой работы, что именно должно входить в классный уголок, как он, по их усмотрению, должен выглядеть. Результатом их деятельности является действующий классный уголок в кабинете № 302. Этот проект в рамках нашего небольшого коллектива мы реализуем второй год. Каждый раз у ребят возникают новые идеи, которые им удаётся реализовывать.

Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, на мой взгляд, ключевые, а именно:
как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности;
каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.
Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»
Компетентностно - ориентированный подход в организации учебного занятия – условия развития творческого потенциала школьников, в основной моей педагогической деятельности, а именно, в преподавании математики, я осваиваю уже другими методами. Лучше реализовываться ребятам непосредственно на уроках получается, работая в группах. Данная работа особенно хороша при обобщении пройденного материала.
Разбивая учащихся на группы, я даю им различного рода задания. К примеру, для творческого применения той или иной темы, задания практического характера. К примеру, мы прошли всё о треугольниках.
Задание 1. Из квадрата листа бумаги сгибанием получить:
а) равнобедренный треугольник; б) равносторонний треугольник.
В группах ребята обсуждают задание, предлагаются различные варианты его выполнения. Здесь, казалось бы, на не очень трудной задаче, достигается множество целей: это и практическая, и усвоение данного теоретического вопроса, и применение в жизни. Кроме того, работа в группах не оставляет в стороне даже самых слабых учеников, так как она увлекает, делает математику более доступной для осознания и применения в дальнейшем.
Далее я предлагаю множество заданий (2 - n, где n любое количество, в зависимости от времени) для закрепления темы, которые обязательно дифференцированы для каждого ученика в группе, чтобы все смогли с ним справиться. Так как, не смотря на кажущуюся лёгкость, смысл заданий в том, чтобы данный материал точно остался закреплённым.
На финал желательно предложить ещё одно творческое задание, но уже другого плана:
Задание 2n: А теперь, ребята, вам нужно придумать самостоятельно задачу, в которой рассматривались все (или многие) аспекты пройденного материала. Например: задачу про равнобедренный треугольник, в которой бы использовались все свойства такого треугольника. И подумайте, где на практике можно применить полученные вами знания?
И тут становится ясно, насколько усвоен материал, как ребята смогли применить свои творческие способности, как понят смысл применения данного материала в дальнейшем (и не только в математике).
К счастью, таких игровых математических уроков можно придумать множество. И чем интереснее и чаще это происходит, тем ярче горят глаза у моих учеников на уроке математики. Образовательная цель такой работы (в группах) – побудить учеников к самостоятельному творческому мышлению. Я уверена, что данная работа ученикам помогает раскрыть в себе неизвестные таланты, способствует повышению уверенности в себе и в своих способностях.
Мною разрабатывается ещё один вид работы: также по группам, но уже не смешанным (куда входят и сильные ученики, и средние, и слабые), а дифференцированным. То есть, учащиеся класса распределяются в группы по результатам их деятельности. На первом занятии по новой теме я лекционно даю материал, обсуждаю решение примеров. Далее для закрепления (столько уроков, сколько необходимо по данной теме) каждой группе даётся свой блок заданий: слабым ученикам – лёгкие (на освоение навыков), средним – легкие, но с большим количеством действий, сильным – более трудные задания, в которых включено логическое мышление. Соответственно с учениками заключается «контракт» на оценку их деятельности. То есть первая группа получает за выполнение заданий «удовлетворительно», вторая – «хорошо», третья – «отлично» (конечно с учётом правильного выполнения заданий). Но если ученик стремится получить более высокую отметку, то после прохождения своего уровня (того какой выбрала для него я), он может попробовать пройти следующий. Проверочные работы (самостоятельные, контрольные, зачёты) также даются более дифференцированно. Кроме того, если я не успеваю проверить работу каждого слабого ученика, то здесь можно подключить сильную группу, которая, закрепляя дополнительно навыки по теме, будет проверять параллельно со мной более лёгкие задания. Таким образом, результат усвоения математического материала повыситься, так как должно произойти:
повышение эффективности процесса обучения;
развитие, а в некоторых случаях формирование специальных способностей учащихся;
развитие дополнительных (по отношению к процессу усвоения знаний) возможностей учеников.

«Компетентностно -
ориентированный подход
в организации учебного занятия –
условие развития творческого
потенциала школьников"
Times New Roman