Научно-популярная статья Роль педагогов в формировании положительного выбора молодежи получать образование


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 Роль педагогов в формировании положительного выбора молодежи получать образование Величко Е.В. МАОУ СОШ №48 г.Новоуральск Молодёжь — это особая социально - возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участи я в определённых сферах жизни социума. Главный аспект социализации молодежи является получение образования. Но образование на данный момент теряет свои позиции, как отрасль влияющая на умы и мировоззрение подрастающего поколения. Давайте разберемся, что ж е влияет на решение молодежи не получать образование. Выберем одну из более актуальных среди молодежи проблему проблема отношений в системе «учитель – ученик» Я придерживаюсь высказывания Ксенофона Афинского, который считал, что « Никто не может ничему нау читься у человека, который не нравится» Модернизация системы образования, осуществляемая в нынешних социально - экономических условиях и направленная на дальнейшую гуманизацию процесса обучения, выдвигает на первый план целый ряд проблем, касающихся эффектив ности взаимодействия и качества взаимоотношений между педагогом и учащимся. Проблема отношений учащихся и педагогов является одной из наиболее глобальных проблем в психологии и образовании, поскольку от того, в какую систему отношений с окружающим и ок ружающими включается личность, в значительной степени зависит процесс ее формирования. Поэтому актуальными становятся исследования, ориентированные на всестороннее изучение взаимоотношен ий между педагогом и учащимися и их взаимосвязей с личностными о собенностями учащегося как условий, которые определяют и обеспечивают эффективность данного взаимодействия. Современная педагогика и специальная психология решительно уходят от субъектно - объектной парадигмы, в которой учащимся отводится пассивная роль объе кта педагогического воздействия. Обращение к учащемуся как к формирующейся в процессе учебной деятельности личности ставит новые научные задачи, связанные с более концептуальным его изучением в социуме, в системе межличностного взаимодействия с педагогами. Гуманистические отношения играют ключевую роль в 2 реализации личностно - ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Самая известная истина учащихся заключ ается в существовании у них хороших и плохих учителей. Где под понятием хороший подразум евается любимый, а под плохим – нелюбимый. Первые находят общий язык практически с каждым студентом. Вторые пребывают в перманентных конфликтах как с целыми группами, так и с отдельными учащимися. Список всевозможных вариантов взаимоотношений тех, кто уч ит, с теми, кто учится, можно продолжать долго. Учащегося школы (15 - 16 лет) прежде всего отмечают способность педагога дать разумный совет в преподаваемом предмете и, как правило, довольны педагогами[10,С.44]. В этом возрасте впервые происходит по - настояще му осмысленное разделение отношения к педагогу как к человеку с его личностными особенностями и как к профессионалу, обладающему специальными умениями и навыками. К 16 - 17 го дам отношение учащихся становится наиболее дифференцированным и осознанным. Личная авторитетность педагогов снижается до наименьшего за всю школьную жизнь уровня, выпускники более критично оценивают их способности обучать школьников. Особенно охладевает желание стать похожими на своих педагогов [7,С.11]. А при появлении конфликтных ситуац ий с педагогами нередко учащиеся бросают учебные заведения. И не хотят продолжать образования в других из - за сложившихся стереотипах о педа гогическом отношении к учащимся . Самое большое требование современные учащиеся предъявляют к таким профессионал ьным качествам педагога, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Лучшие качества педагога видятся им как «знание предмета, умение организовать урок, спра ведливость, внимание к мнению учащихся, искренность, целеустремленность, непредвзятость, трудолюбие, требовательность, веселость». Среди нежелательных качеств упоминаются «несправедливость, грубость, недобросовестность, незнание предмета, неумение объяснят ь, навести тишину, нечеловечные требования, несвязная речь, недоверие». Для успешного общения с педагогами учащимся необходимы «умение терпеливо (и добросовестно) выполнять однообразную домашнюю работу, стремление читать дополнительную литературу по предм ету, общительность, честность в отношениях, трудолюбие и усердие»[3,С.45] По оценке учащихся школ , педагог вызывает резко отрицательное отношение, если: 1.агрессивен, груб, оскорбляет учащихся, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть н ад учащимся. 2.безразличный, безответственный, ненавидит учащихся и работу 3.необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение. 4.аморален, эгоистичен, корыстолюбив, берет взятки, вымогает. 3 5.не умеет выслушать, понять учащегос я, не уважает его, не признает права учащегося на свое мнение, нетерпим. 6.не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы.7.не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором. 8.не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя. 9.не творчески работает.10.педантичен, формалист[9,С.52]. Подводя итоги можно сказать, что отношение учащихся в среднем общеобразовательном учреждении к педагогу представляет собой сложный психологический феномен, в структуре к оторого выделяются оценочный и эмоциональный компоненты; каждый из этих компонентов характеризуется определенными показателями и претерпевает на протяжении периода обучения выраженную динамику. Оценочный компонент отражает специфику видения учащимися пе дагога, его личностных и профессиональных качеств. Эмоциональный компонент репрезентирует меру принятия учащимся педагога, интимно - личностного отношения к нему. В заключение хочется отметить, что отношения «педагог – учащийся» является центральным си стемообразующим отношением (структурной клеточкой), лежащим в основе деятельности педагога и объединяющим все другие виды отношений, в которые вступает педагог. Отношение учащихся к педагогу является одним из главных факторов, определяющих общую удовлетвор енность учащегося, основанную на самореализации его личности в процессе обучения в общем или среднем профессиональном учебном заведении. Отношения «педагог – учащийся» является основообразуещем в желании молодежи получения образования. Никогда не показыва йте, что вы умнее ребёнка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдёт в себя, спрячется, как улитка в раковину . 4 Список использованных источников 1. А.Т. Аверченко , Гаганова Н. В. Отношения учителей и учащихся старших классов в общеобразовательной школе (Конъюнктивный и дизъюнктивный аспект) : Дис. ... канд. психол. наук : СПб. - СПб ГУ, - 2009 - 267 c. 2.Галеева Н.Условия роста и реализации профессиональных компетенций учителя в системе внутришкольной методической и экспериментальной деятельности//Управление школой. - СПб - СПб ГУ - № 2. - 2009. - С.25 3.Голова А.А. Проблемы взаимного восприятия в диаде учитель - ученик //Социальная психология - СПб. - СПб ГУ. - № 10. - 2009 - С.45 4.Захаро ва А.В.Особенности восприятия учителей учениками начальных классов /Научный реферативный сборник «Педагогическое образование: подготовка и повышение квалификации педагогических кадров. М.,ПИ РАО - вып.6.,2009.12с. Деп. в ОДНИ «Школа и педагогика»С.150 - 156 . 5.Казанская В.Г. Развитие контрольно - оценочной самостоятельности в школе// Педагогическая психология. - СПб - СПБ - ГУ. - Мценск.фил.,№ 1 - 2009.С. 36 - 38 6.Ксенофонт. Воспоминания о Сократе/Пер., ст. и комм. С. И. Соболевского. М.4 - е изд. (Серия «Памятники филосо фской мысли»). М.: МГУ. - 384 с. 7.Мальковская Т.Н. Учитель — ученик. М.: МГУ. – из - е 6 - е доп. и перераб. - 2008 г. — 164 с. 8.Морозова Г.В.Изучение отношений младших школьников к учителю /Научный реферативный сборник «Воспитание детей и подростков». М. - ПИ РАО ,вып.3.,2010. - С.18 - 20 - №02 - 91 9.Мурзенко Е. А. Диагностика и структура эмоционально - поведенческих нарушений у так называемых «трудных» детей в условиях массовой школы. // Эмоциональный стресс и пограничные нервно - психические расстройства. СПб. - СПБГУ. - 2 007. - С.105