Пути формирования учебной мотивации младших школьников в режиме продлённого дня.


Пути формирования учебной мотивации младших школьников в режиме продлённого дня.
Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, психологов на протяжении многих лет. Для современной школы эта проблема в настоящее время остаётся актуальной. С каждым годом на фоне обострения социальных проблем, самоустранения родителей от воспитания детей всё более остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности. Особенно остро эта проблема встает в режиме продленного дня, когда дети находятся целый день в школе.
Формировать мотивацию учебной деятельности помогает такая организационная форма работы младших школьников в режиме продленного дня, как самоподготовка. Название пришло из практики школ 1920-х годов. Яркий след в становлении феномена самоподготовки оставила система обучения по модели «школы Дальтон-план». Автор этой системы, американский педагог Хелен Паркхерст, построила обучение на принципах «трех С»: свобода, сотрудничество и самостоятельность. Задача учителя в системе Дальтон-плана, чтобы все дети чувствовали себя свободными и защищенными, для этого учитель должен помочь им определить правила и границы своего поведения, направить детское общение в группе, учить детей ставить цели и планировать свою учебную работу, распределять время, обращаться к разным источникам информации, проводить самопроверку сделанной работы.
В нашей стране система Хелен Паркхерст была приспособлена под условия массовой (правда, городской) школы и получила название «лабораторно-бригадный метод». С возвращением нашей государственной системы образования в начале 1930-х годов к классно-урочной форме, лабораторно-бригадный метод был резко раскритикован и вытеснен из педагогического обихода школ. Во второй половине 1950-х годов, с организацией школ-интернатов, снова востребовалась самоподготовка, как форма самостоятельной учебной деятельности детей под контролем воспитателя. Эту модель самоподготовки и воспринял позже режим продленного дня в массовой школе. В режиме продленного дня определяется специальное время для самостоятельной учебной деятельности детей, которая организуется под руководством педагога. Самоподготовка органически связана с уроками по соответствующим предметам: основными образовательными, развивающими и воспитательными целями, с содержанием, элементами методики умственного труда.
Как и всякая форма образовательного процесса, самоподготовка призвана выполнять несколько функций:
образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);
развивающую (развитие познавательных сил учащихся: их внимания, памяти, мышления, речи);
воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда значимых качеств личности: честности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности и др.).
Ведущей, доминирующей функцией самоподготовки (при единстве и взаимосвязи всех трех) является воспитательная. Мотивы учения детей, их воля, терпение, аккуратность, умения самостоятельного умственного труда и самоконтроля именно воспитываются – их нельзя выучить как правила и запомнить со слов учителя. А для того, чтобы такое воспитание происходило, нужны специальные ситуации деятельности младших школьников. Таким образом, встает вопрос: какими должны быть структура самоподготовки и ее методика, чтобы возникала насыщенная воспитательными взаимодействием ситуация?
Начало самоподготовки определяет организационный момент. Это, прежде всего подготовка детьми рабочего места к занятию: размещение необходимых книг, тетрадей, письменных принадлежностей в порядке на рабочем столе, выдача словарей, пособий, которые потребуются, проветривание помещения. Существует известная психологическая закономерность, неоднократно проверенная любым взрослым на себе: если человек хочет разобраться со своими мыслями, сконцентрироваться и упорядочить свой внутренний мир, он сначала должен привести в порядок мир внешний – рабочий стол, полку с книгами, бумаги в папке.
Следующий структурный элемент самоподготовки – постановка цели и мотивация деятельности детей. Эффективная организация умственной деятельности предполагает: постановку цели, активизацию мотивов, продумывание способа работы (учебные действия), точное выполнение отдельных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.), сопоставление цели работы и ее результатов, осмысление итогов.
В этот начальный момент самоподготовки очень важно, чтобы учащиеся не только поставили перед собой познавательную цель, но и приобрели достаточно устойчивые положительные мотивы самостоятельной деятельности. Здесь особенно заметно концентрируется воспитательная сущность самоподготовки. Под влиянием педагога дети должны испытать сильный интерес к предстоящей работе, должны искренне захотеть выполнять задания, пережить волнующее нетерпение в ожидании захватывающей работы, понять значение каждого своего самостоятельного усилия для воспитания характера, воли.
Самостоятельная работа младших школьников – основной структурный элемент самоподготовки. Различными приемами воспитатель должен поддерживать готовность детей к собственным усилиям, создать, пусть не очень длительную, обстановку сосредоточенности, углубления в свою работу.
Результативность самостоятельной учебной работы младших школьников во время самоподготовки прямо зависит от содержания, объема задания, которое дал учитель, от методики его задавания на уроке.
Значительный воспитательный результат даст организация самопроверки. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление (математика); выполнил упражнение – повтори еще раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык); расскажи прочитанное, не заглядывая в учебник, - по плану, по опорным словам, используя таблицу; спроси себя, выучил ли ты на «пять», так чтобы самому понравилось. В ситуации самостоятельной работы лучше избегать прямых, категорических требований, резкого принуждения. Вести себя спокойно, не мешать товарищам, соблюдать тишину и порядок – это должно осознаваться детьми не как воля воспитателя, а как обязательное условие их успешной работы. Вот почему правильно организованный момент мотивации самостоятельной работы, одновременно обеспечит для младших школьников и аргументацию дисциплины на самоподготовке: «развивать свой ум можно только в тишине, когда не отвлекаешься», «никогда не закалится твоя сила воли, если не хочешь сам подумать над задачей, а подглядываешь в тетрадь к соседу», «если ты уважаешь своего учителя, ты не позволишь себе сдать тетрадь с неряшливо написанным упражнением». Важны в процессе самоподготовки и элементы игры, ожидание сюрприза. Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение задания, можно положить на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом, бумажную куклу с пестрыми одежками и даже серию пластмассовых фигурок из шоколадных яиц. Познавательная деятельность младших школьников в условиях самоподготовки должна обогащаться и деловыми отношениями, общением. Это очень важно для поддержания мотивом учения социального плана, для того, чтобы контроль, стимулирование деятельности исходили в какие-то моменты как бы не от воспитателя, а косвенно, от своих же товарищей.
Результативной формой организации такой коллективной познавательной деятельности в условиях самоподготовки может стать привлечение консультантов. Консультант – это хорошо успевающий по данному предмету ученик, который не только свободно ориентируется в учебном материале, но и умеет общаться, делиться своими знаниями. Обязанность консультанта – его общественное поручение, ему доверяют воспитатель и товарищи. Важно, чтобы консультанты не делали работу за товарищей, но и высокомерно не поучали их. Консультантам лучше поручать помощь не самым слабым учащимся, а тем, у которых еще не достаточно сформировались навыки самоконтроля, кто не научился действовать точно по плану, невнимателен, имеет частичные пробелы в знаниях.
В условиях самоподготовки может успешно применяться и групповая работа. Особенно эффективна эта форма, когда задание требует повторения, систематизации большого объема знаний по целой теме. Материал изучен на многих уроках, поэтому индивидуальная деятельность в этом случае не несет эффекта новизны содержания. А действуя в группе, например, готовясь к повторительно-обобщающему уроку русского языка по теме «Изменение имен существительных по падежам», можно сравнить свои знания со знаниями товарищей, увидеть пробелы или достижения. Младший школьник в групповой работе не только закрепляет информацию, но и испытывает на себе оценку товарищей, корректирует самооценку. Кроме того, он имеет возможность выражать свои знания в общении с товарищами по группе тогда, когда у него появляется в этом потребность. А это уже, как правило, осмысленные и эмоционально пережитые знания, углубленные собственным отношением ребенка. Наконец, сотрудничество, взаимопомощь, которые возникают в групповой работе, обогащают коллективные отношения детей, создают качественно новую мотивацию учения.
Завершает самоподготовку воспитатель общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательных задач. Он обязательно отмечает, кто старался, упорно преодолевал свои посторонние желания, кто работал с интересом и увлеченно, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, а воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду, происходит, как говорил К.Д. Ушинский, «практическая жизнь сердца и воли, которая и образует характер». Именно самоподготовка создает реальные условия для того, чтобы научить младших школьников учиться, дать им первые представления о самовоспитании, здесь рождаются многие мотивы активной познавательной деятельности детей, которые успешно действуют и на уроках.
Список литературы
Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Издание второе, дополненное и переработанное. – М.: Издательская корпорация Логос, 1999.
Голованова Н.ф. Воспитательное пространство продленного дня.- СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.-160с
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М: Просвещение, 1990
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М: Просвещение, 1990
Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение,1971.