Урок по литературе 7 класс по рассказу Артура Конан Дойла Пестрая лента

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
В 7 КЛАССЕ



ТЕМА : АРТУР КОНАН ДОЙЛ . «Пестрая лента». Цикл рассказов о Шерлоке Холмсе – классика детективного жанра Главный герой произведения А.К.Дойла - частный детектив Шерлок Холмс. Его удивительные способности, творческая одаренность.

ЦЕЛЬ: - проверить уровень знаний по теме;
- расширить эстетический кругозор учащихся,
- пробуждать и стимулировать интерес к чтению художественной литературы, учить внимательному чтению,
- прививать навыки литературоведческого подхода к произведению;
- приобщить их к художественным ценностям разных эпох и народов;
развивать умения выделять главное в художественном произведении; учить наблюдательности;
- развивать способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка; изучение лексики детективного жанра;
- выделять черты характера Холмса как представителя британской нации; определить вклад Конан Дойла в развитие мировой детективной литературы;
- развивать умения аргументировать оценочное отношение к главному герою; анализировать и делать выводы о его характере, мотивах его поступков;
- способствовать развитию умений давать личностную оценку прочитанному, подбирать цитаты с произведения для подтверждения своих мыслей;
закрепление основных теоретико-литературных понятий с темы; формирование навыков анализа художественного образа;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных навыков;
- воспитывать чувства милосердия, гуманизма, любознательность;
- воспитывать литературный вкус, творческое воображение, умение работать в группе;
формировать представление об общечеловеческих ценностях на примере образа Ш. Холмса: уважение к человеку, готовности помочь тому, кто нуждается в помощи; воспитание ответственности за свои поступки.
ТИП УРОКА: Урок общеметодологической направленности
ТЕХНОЛОГИИ: Здоровьесбережения, интерактивные, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, исследовательской деятельности, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, тексты произведений, иллюстрации к произведениям, музыка из кинофильма.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД

Научиться определять жанрово-стилистические черты детектива,
Характеризовать героя литературного произведения
Познавательные: самостоятельно делать
выводы, перерабатывать информацию.
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.
Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста
Формирование
навыков взаимодействия в группе
по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя


Х О Д У Р О К А

Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
Учитель по очереди достает предметы:
курительная трубка,
скрипка,
лупа
и просит школьников ответить на вопросы:
Для чего нужны эти предметы? Людям какой профессии они могут принадлежать?
Когда все предметы положены вместе, учитель спрашивает детей:
- А кому могли бы принадлежать все эти предметы одновременно? (Шерлоку Холмсу)
Слово учителя:
Существуют ли литературные персонажи, поклонники которых безгранично и преданно верят в их реальность? Существуют ли персонажи , в честь которых создают музеи, журналы и даже целые организации?
Такой высокой чести удостоился главный герой произведений Артура Конан Дойла сыщик Шерлок Холмс. Любитель хорошего табака, игры на скрипке и разгадывания головоломных загадок, неоднократно использовавший в своих размышлениях дедуктивный метод. Ни одна деталь не ускользала от его внимания. Ничтожный материальный след был достаточен для заключения о человеке, его профессии, прошлом и настоящем
- Кто такой Шерлок Холм?
- Кто выдумал этого сыщика?
- Какие еще произведения Конан Дойла вы читали?
- В каком жанре написаны рассказы о Шерлоке Холмсе?




2. Ассоциативный ряд

Детектив


ДЕТЕКТИВ (англ. - сыщик; от лат. - раскрытие) художественное произведение с особым типом сюжета, связанным с раскрытием загадочных преступлений, противостоянием добра и зла, где, как правило, добро побеждает зло. Для детектива как жанра характерны следующие основные ограничительные признаки:
1) наличие тайны преступления ;
2) моральное и физическое столкновение на этой почве сыщика-профессионала или сыщика-любителя и преступника;
3) процесс расследования, при котором проверяются и отрабатываются различные версии случившегося, испытанию подвергаются разные подозреваемые и сам ведущий расследование;
4) установление личности преступника;
5) восстановление всех обстоятельств преступления.
3. Проблемный вопрос
«Детектив считается легким, развлекательным жанром литературы. Могут ли детективы считаться произведениями классической литературы?»
ІІІ. Постановка целей и задач урока.
Чтобы опровергнуть или подтвердить этот постулат, нам нужно подумать, каким образом это можно сделать, т.е. какие улики и как мы можем найти.
- Учащиеся ставят цели и задачи урока.
IV. Работа над темой урока.
Знакомство с биографией писателя.
Прием «Ажурная пила»
(учитель делает распечатку карточек по количеству учащихся в классе; цвет прямоугольника в каждой четверке заданий свой)
Шаг 1. Учащиеся получают карточку-информатор. Задание: прочитать информацию, выделить в ней главное, существенное.
Шаг 2. Объединиться в группу консультантов в соответствии с номером на карточке. Обсудить информацию. Согласовать главное, существенное.
Шаг 3. Объединиться в группы в соответствии с цветом прямоугольника на информационной карточке. Пересказать в группе сведения, полученные из карточки.
Учащимся предлагаются карточки – информаторы:





Детство Артура Конан Дойла. Кодекс поведения
Из всех детей миссис Мери Дойл самым любимым был Артур, родившийся 22 мая 1859 года Мать души в нем не чаяла, и он отвечал ей тем же. Она без устали рассказывала сыну о его великих предках. Был у Мэри и свой кодекс поведения, внушаемый мальчику при всяком удобном случае: «Быть бесстрашным и сильными, смиренным со слабыми. Рыцарем для любой женщины, невзирая на происхождение».
Учился будущий писатель сначала в подготовительной школе при крупном иезуитском колледже Стонихерст. Эти годы Артур Конан Дойл считает самыми счастливыми. Местность, где располагался колледж, была удалена от городов и железнодорожной станции, а отцы-иезуиты поддерживали строжайшую дисциплину. Академические успехи вознаграждались «добрым» завтраком или ужином в зале с мраморными полами и галереей для музыкантов. За провинность наказывали при помощи увесистой плоской резинки, от которой руки синели и вспухали чуть ли не вдвое. Но в письмах домой Артур ни разу и словом не обмолвился о наказаниях.






За границей
По окончании колледжа Конан Дойл получил диплом и предложение поехать за границу, в западную Австрию, чтобы продолжить учебу там. Язык давался ему без труда, и вскоре юноша говорил по-немецки не хуже своих товарищей. Он готовился стать доктором, но, чтобы продолжать учебу, не отказался от работы ассистента это приносило два фунта в месяц...
Однажды вечером, когда Конан Дойл готовил пузырьки с лекарствами, к нему влетел герр Глайвиц. Специалист с европейским именем по арабскому и санскриту, герр Глайвиц вынужден был давать уроки немецкого. Сейчас по щекам этого человека текли слезы, он сказал, что семья его голодает и не может ли мистер Конан Дойл выручить его деньгами. У мистера Конан Дойла в кармане было ровно полтора шиллинга. Но герр Глайвиц рыдал. Артур протянул ему часы и цепочку: «Загоните! Это хорошие часы. И не спорьте!» Расставаться с часами было жалко, но он убеждал себя, что так поступил бы всякий мало-мальски порядочный человек.





Шерлок Холм и доктор Ватсон

Артур задумывается о карьере корабельного врача, хотя понемногу пробует силы в литературе: один короткий рассказ «Тайна Баскомской долины» был напечатан, и ему выплатили небольшой гонорар...
В 1881 году Конан Дойл заканчивает свое медицинское образование... и начинает врачебную практику.
Но уже к концу 1891 года имя доктора Артура Конан Дойла станет знаменитым. Кто будет оспаривать тот факт, что его Шерлок Холмс и доктор Уотсон (Ватсон) самые известные люди в Англии
Нет, как о героях о них не говорили! Это были члены семейств, которых ждали и, разворачивая очередной номер журнала «Стрэнд», искали знакомые имена. Пройдет еще два года, и Артур Конан Дойл напишет матушке: «У нас тут все в порядке, я на середине последнего рассказа о Холмсе, после чего этот джентльмен исчезнет, чтобы больше никогда не вернуться! Я устал от него». Но ему суждено было не знать покоя, пока он не воскресил Шерлока! Читатели умоляли его, издатели пытались подкупить, редакторы упрашивали. Кто-то из друзей рассказал ему легенду о страшной, девонширской собаке, и он, полностью переделав эту историю, написал повесть об одном из ранних приключений Холмса. Она печаталась под названием «Собака Баскервилей», но это лишь разожгло аппетит публики, Дойл воскресил Холмса и уже не мог отделаться от
него до конца своих дней.






Прообразы Шерлока Холмса и доктора Ватсона
Существовали живые прообразы как Холмса, так и доктора
Уотсона. Дойл всегда говорил, что моделью для образа Шерлока Холмса был доктор Джозеф Белл, хирург Эдинбургской больницы.
Профессор Королевского госпиталя в Эдинбурге Джозеф Белл с непроницаемым лицом ставил диагноз еще до того, как больной успевал открыть рот. Белл уверял, что все заключалось лишь в наблюдательности, в умении анализировать и делать логические вы- воды. Пускать в ход силу дедукции вот чему он учил. Что такое дедукция? Это логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или общим другим выводам.
Чем больше Конан Дойл писал о Шерлоке Холмсе, тем больше развивались его собственные способности к дедукции. Самое главное состояло в том, что оба они и Конан Дойл и Шерлок Холмс были выдающимися криминалистами, умели логически мыслить н обладали острой наблюдательностью.
Писатель сам признавался, что не однажды ему удавалось методом Холмса решать проблемы, которые ставили в тупик полицию. Когда пр
·офессиональные сыщики оказывались не в силах распутать какое-нибудь сложное дело, они вынуждены были прибегнуть к помощи Конан Дойла, как обращались к Джозефу Беллу и Шерлоку Холмсу. И тогда всемирно известный писатель откладывал перо литератора и брал в руки лупу сыщика. Его репутация в этом смысле приобрела такую известность, что к нему потянулись с просьбами представители полиции других стран.
И еще в одном походил Конан Дойл на своего героя. Подобно -отшельнику с Бейкер-стрит», он, сыщик-любитель, действовал как правило, бескорыстно, лишь из благородных побуждений. «Великий детектив» всегда руководствовался желанием помочь
беде, восстановить справедливость.
Бессменный секретарь Конан Дойла майор Вуд, сорок лет проведший рядом с ним, послужил прототипом доктора Уотсона.







Последние годы

Идея написать цикл коротких рассказов, объединенных общим героем Шерлоком Холмсом, пришла Дойлу в голову, когда он читал ежемесячники, которые тогда стали предлагать пассажирам в поездах. «Я просматривал эти разные журналы с обрывками прозы и подумал, что серия рассказов с одним главным персонажем не просто заинтересует читателя, а привлечет к конкретному журналу» писал Дойл.
Рассказ о шестидесятом, последнем, приключении Шерлоки Холмса «Старый дом Шостокомба», появился в «Стрэнде» в апреле 1927 года. Это был прощальный поклон Дойла в роли автора лучших сказок для взрослых и создателя двух знаменитых персонажей...
А через три года, 7 июня 1930 года, когда за окном его спальни уже встало солнце, у его постели суетились дочери и жена, подавал больному кислородную подушку , он нашел в себе силы сказать своей жене Джин: «Нужно отлить для тебя медаль с надписью: "Лучшей из всех сиделок"». Затем откинулся назад, и глаза его навеки
сомкнулись для всего земного.



5.Обсудив материал, предложенный для работы по методу «Ажурная пила», учащимся предлагается игра – «Позвольте с Вами не согласиться»
(Игра « Позвольте с Вами не согласиться». Если учащиеся с утверждением не согласны, то говорят: «Позвольте с вами не согласиться» и дают правильный ответ ) Согласны ли вы с утверждением :
По биографии Конан Дойла а) Чтобы быть хорошим детективом, вовсе не обязательна эрудиция? б) Собака Баскервилей – особая порода собак? в) Ходят упорные слухи, что в своем расследовании Ш.Холмс иногда пользовался подзорной трубой. г) Недалеко от Баскервиль-холла в Гримпенской трясине была отловлена змея, которая ужалила Джулию?
Хоть К.Дойл давно умер, жизнь его героя продолжается, т к у Холмса есть много почитателей во всех странах мира.
Сегодня мы раскроем с вами феномен этого известного сыщика на примере рассказа «Пестрая лента».
Только у меня с этим непростым делом случилась неприятность. Я рассыпала его и все материалы перемешались Вы поможете мне собрать ДЕЛО № 1 под кодовым названием «Пестрая лента»
ЗАДАНИЕ 1.
Собрать события в их последовательности. (Если уч-ся работаю правильно, у них должен получиться собранный пазл – картинка (или высказывание))
К Шерлоку Холмсу обращается за помощью дрожащая от ужаса молодая женщина по имени Эллен Стоунер.
Рассказ Эллен Стоунер об отчиме Ройлотт и смерти ее сестры-близнеца Джулии.
Девушка просит помощи у великого сыщика. Шерлок Холмс обещает приехать к вечеру в имении Ройлотта и изучить обстановку.
Вскоре после ухода посетительницы квартиру на Бейкер-стрит посещает сам Гримсби Ройлотт. Он выследил свою падчерицу и угрожает великому сыщику.
Шерлок Холмс наводит справки и выясняет, что замужество девушек очень невыгодно для Ройлотта: его доходы значительно уменьшатся.
Осмотрев поместье, Шерлок Холмс приходит к выводу, что ремонт был не нужен. Затеян он для того, чтобы заставить Эллен переселиться в комнату сестры. В комнате Джулии его заинтересовывает длинный шнур от неисправного звонка, висящий над кроватью, сама кровать, привинченная к полу, маленькое вентиляционное отверстие, которое выходит не наружу, а в соседнюю комнату, где живёт Ройлотт. В комнате доктора Холмс находит железный несгораемый шкаф, в котором, по словам Эллен, хранятся деловые бумаги, плеть, завязанную петлёй, и маленькое блюдечко с молоком.
Ночь, которую великий сыщик проводит в комнате Эллен, удалив девушку в безопасное место. Он  предотвращает утончённое и ужасное преступление, которое совершает врач, человек, обладающий стальными нервами.
Шерлок Хомс пояснил остальным, что, увидев плеть и блюдечко с молоком, ему пришла мысль о змее. Шнур служил мостом, соединяющим вентилятор с кроватью.



ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ
Действие рассказа начинается в квартире Шерлока Холмса на Бейкер-стрит. Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию в Лондон (индивидуальное задание).
ЗАДАНИЕ 2. Тест на наблюдательность. Шерлок Холмс был очень наблюдателен. Стоило ему посмотреть на человека, и он сразу мог сказать, чем этот человек занимается, какой у него характер, какова его жизнь. Эту наблюдательность он выработал в себе долгими годами тренировки, ибо её можно совершенствовать. Так как у вас нет такого опыта, то задание мы упростим.
Вы видели экстерьер квартиры Шерлока Холмса. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Сколько картин висит на стенах? (4)
Коллекция каких насекомых есть у Ш.Х.? (бабочки)
Что лежит на кресле знаменитого сыщика? (книга)
Какого цвета ковер на полу комнаты? (красного)
А какого цвета камин? (зеленого)
ЗАДАНИЕ 4
Анкета Шерлока Холмса:
- ФИО
- ДАТА РОЖДЕНИЯ_ Это совсем нетрудно подсчитать. Если Холмс появился в 1888г.,то сейчас ему исполняется лет
- МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА –
- РОД ЗАНЯТИЙ -
- ХОББИ -
- ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ШЕЛОКА ХОЛМСА, КОТОРЫЕ ПОМОГЛИ ЕМУ СТАТЬ ВЕЛИКИМ СЫЩИКОМ. (Действует без суеты, у него мгновенная реакция, сила, хладнокровие, выносливость все это результаты многолетних тренировок; кроме того, он смел, решителен, уверен в своих действиях, знает повадки змей, а потому действует как опытный, работник террариума)

ЗАДАНИЕ 5
Работа с текстом – Следователю, раскрывающему преступления, на слово никто не верит. Для доказательства нужны улики. Я прошу вас подтвердить свои предположения конкретными эпизодами рассказа. Итак, мы работаем с тестом. Покажите, в каких эпизодах проявляются названные вами черты характера Шерлока Холмса (проверка Д/з)
ЗАДАНИЕ 6
Исследовательская работа – Докажите, что «Пестрая лента – это детектив».

Зло наказано, спасена еще одна жизнь. И за всем эти стоит ОН-Шерлок Холмс.

Подведение итогов. ЗАДАНИЕ 7
Возвращаемся к проблемному вопросу. Упражнение «Метод ПРЕСС»
Высказываем свое мнение: «Я считаю...»
Объясняем причину такой точки зрения: «Потому что...»
Приводим пример дополнительных аргументов в поддержку своей позиции: «...Например...»
Обобщаем, формулируются выводы: «Итак...», «Таким образом...»
Произведения Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе неоднократно экранизировались. До сих пор кинематографы продолжают снимать фильмы, мультфильмы об этих героях. Индивидуальное задание – рассказать о советском фильте, снятом на студии «Ленфильм» В гл. ролях Василий Ливанов, Виталий Соломин, Рина Зеленая.
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»  цикл [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] телефильмов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] режиссёра [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], экранизация произведений [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] о [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Цикл состоит из пяти фильмов (11 серий общей продолжительностью 766 мин).В музее-кабинете Шерлока Холмса стоит портрет Василия Ливанова как актера, лучше всех сыгравшего знаменитого сыщика.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить презентацию (1 слайд), рекламу, буктрейлер детективного рассказа.
Написать письмо Шерлоку Холмсу или доктору Ватсону
Придумать свой детективный рассказ.
Учебник – с.278-279

Дополнительно. Задача на сообразительность, логику.
.Шерлок Холмс шел по улице. И вдруг он увидел мертвую женщину лежащую на земле. Он подошел, открыл ее сумку и достал телефон. В тел. книге он нашел номер ее мужа. Он позвонил. Говорит:
Срочно приезжайте сюда. Ваша жена умерла. И через некоторое время муж приезжает. Он смотрит на жену и говорит: О, милая что с тобой случилось???
И потом приезжает полиция. Шерлок показывает пальцем на мужа женщины и говорит: Арестуйте этого человека. Это он убил ее. Вопрос: Почему Шерлок так подумал?
Потому что Холмс не сказал ему адрес.
Пожалуй, ни у кого из книжных персонажей родословная не была разработана так, как у знаменитого Шерлока Холмса.
Полицейский квартала Байкерлоо нисколько не удивился вашим словам: «Где находится дом Шерлока Холмса?» Он привык к подобным вопросам- множество людей отправляется на поиски детектива. Но когда вы появитесь наБейкер-стрит, ваше положение несколько осложнится. Кирпичные дома как один похожи друг на друга. На помощь их жильцов не очень рассчитывайте. Все они решительно станут уверять, что именно в их доме Шерлок Холмс открыл свою контору.
Семнадцать ступенек пройдены, и вы в кабинете господина Холмса и его друга доктора Уотсона. Доносится гул Сити, цокот лошади, крик разносчика, звук шарманки, словом, шум, характерный для английской столицы конца XIX столетия. Время обычного чаепития – традиция столь древняя, как и сама Англия, - пять часов дня. Видимо, этим как раз и заняты хозяева. Об этом говорят чашки с недопитым чаем на столе, сахарница, молочник. Тут же на столе – отмычки, две револьверные пули.
А еще здесь много предметов, которые описывал Конан Дойл в своих рассказах

15