Программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с ОВЗ с нарушением внимания.


Программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с ОВЗ с нарушением внимания.
На основе изученной литературы для коррекции развития внимания была разработана программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с ОВЗ, у которого нарушено внимание.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ имеющими нарушение внимания. Жалобы на недостаток внимания и усидчивости у них составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Поскольку постоянно приходится слышать жалобы учителей и родителей на невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей.
Без достаточной сформированности этой психологической функции процесс обучения младших школьников с ОВЗ практически невозможен. На уроке учитель привлекает учеников к учебному материалу, удерживает его внимание, переключая с одного предмета на другой. Для детей с нарушениями интеллекта внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, трудном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут.
Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.
При работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет развитие отдельных свойств внимания.
Программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с ОВЗ с нарушением внимания предназначена для учащихся 1-4 классов коррекционной школы.
Цель программы: развитие основных свойств внимания у младшего школьника с ОВЗ.
Программа рассчитана на 10 занятий при частоте встреч по 15-20 мин каждое.
Занятия проводятся педагогом-психологом.
Форма работы - индивидуальная.
Основным видом упражнений являются игровые упражнения, которые направлены на:
Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений –игровые упражнения на основе корректурных заданий, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения.
Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Игровые упражнения, которые основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постоянно увеличивается.
Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий.
Развитие навыка переключения внимания. Выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.
Основные задачи программы:
-коррекция распределения и устойчивости внимания;
-коррекция концентрации и объема внимания;
Основные методы, используемые во время занятий:
-словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;
-наглядные: наблюдение, иллюстрация;
-практические: игры-упражнения.
Программа коррекционно-развивающей работы основывается на ряде дидактических принципов коррекционной школы:
-воспитывающая и развивающая направленность обучения;
-научность и доступность;
-системность и последовательность;
-принцип наглядности;
-связь обучения с жизнью;
-сознательность и активность учащихся;
-индивидуальный и дифференцированный подходы.
Структура занятия представляется следующим образом:
1.Начало работы.
2.Разминка.
3.Работа по теме
4.Разминка
5.Завершение
Эффективность освоения программы выражается в повышении уровня развития основных свойств внимания.
По завершении курса занятий у учащихся должны произойти следующие изменения:
-повыситься устойчивость и концентрация внимания;
-повыситься объем и распределение внимания;
Помимо этого по завершении курса занятий учащиеся должны научиться:
-планировать действия контроля;
-действовать в соответствии с намеченным планом.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1.
Цель: Установление контакта с учеником, создание доверительной атмосферы, доверительных отношений.
№ Время Этап Содержание Задача Материал Примечание
1 2 Начало работы Знакомство Создание дружелюбного настроя, атмосферы доверия и взаимопонимания 2 5 Разминка «В магазине зеркал» Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
3 10 Работа по теме Выкладывание узора из мозаики по образцу Увеличение объема и концентрации внимания Образец, мозаика 4 5 Разминка «Съедобное-несъедобное» Разрядка, создание позитивных эмоций Мел, мяч 5 3 Завершение «Цветодиагностика» Определение эмоционального состояния ребенка Цветные карандаши, лист бумаги Занятие 2.
Цель: Коррекция объема и устойчивости внимания.
№ Время Этап Содержание Задача Материал Примечание
1 4 Начало работы «В магазине зеркал» Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2 5 Разминка «Найди игрушку» Увеличение устойчивости и объема внимания. Игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате 3 10 Работа по теме «Витрина магазина» Увеличение объема внимания Рисунок с изображением витрины магазина 4 3 Разминка «Живое-неживое» Разрядка, создание позитивных эмоций 5 3 Завершение «Цветодиагностика» Определение эмоционального состояния Цветные карандаши, лист бумаги Занятие 3.
Цель: Коррекция концентрации и объема внимания.
№ Время Этап Содержание Задача Материал Примечание
1 4 Начало работы «В магазине зеркал» Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2 5 Разминка «Что перепутал художник?» Увеличение объема и концентрации внимания. Игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате 3 10 Работа по теме «Нанизывание бусинок» Увеличение объема и концентрации внимания Образец для нанизывания бус, бусинки, соответствующие образцу 4 3 Разминка «Горячо-холодно» Разрядка, создание позитивных эмоций Игрушка, заранее спрятанная в комнате 5 3 Завершение «Цветодиагностика» Определение эмоционального состояния Цветные карандаши, лист бумаги Занятие 4.
Цель: Коррекция объема внимания.
№ Время Этап Содержание Задача Материал Примечание
1 4 Начало работы «В магазине зеркал» Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2 5 Разминка «Найди тень» Развитие наблюдательности Рисунок с отбрасываемой предметом тенью 3 10 Работа по теме «Исключение лишнего» Увеличение объема внимания Картинка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных 4 3 Разминка «Кто летает?» Разрядка, создание позитивных эмоций Список названий предметов 5 3 Завершение «Мое настроение» Определение эмоционального состояния Цветные карандаши, лист бумаги Занятие 5.
Цель: Коррекция объема внимания.
№ Время Этап Содержание Задача Материал Примечание
1 4 Начало работы «В магазине зеркал» Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2 5 Разминка «Сравни, назови, сосчитай» Развитие наблюдательности Рисунок рыбы в аквариуме 3 10 Работа по теме «Срисовывание по клеточкам (1 уровень сложности)» Увеличение объема внимания Чистый лист бумаги в крупную клетку, образец для рисования, карандаши Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. Используется цветной карандаш
4 3 Разминка «Светофор» Разрядка, создание позитивных эмоций 5 3 Завершение «Мое настроение» Определение эмоционального состояния Цветные карандаши, лист бумаги Занятие 6.
Цель: Коррекция объема внимания.
№ Время Этап Содержание Задача Материал Примечание
1 4 Начало работы «В магазине зеркал» Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2 5 Разминка «Кто внимательнее?» Развитие наблюдательности Картинки с изображением разного количества звезд 3 10 Работа по теме «Срисовывание по клеточкам (2 уровень сложности)» Увеличение объема внимания Чистый лист бумаги в крупную клетку, образец для рисования, карандаши Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. Используется цветной карандаш
4 3 Разминка «Кто летает?» Разрядка, создание позитивных эмоций 5 3 Завершение «Мое настроение» Определение эмоционального состояния Цветные карандаши, лист бумаги Занятие 7.
Цель: Коррекция распределения и устойчивости внимания.
№ Время Этап Содержание Задача Материал Примечание
1 4 Начало работы «В магазине зеркал» Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2 5 Разминка «Построй дорожку» Увеличение устойчивости внимания Таблица с различным расположением геометрических фигур по строкам, фишки Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием то ведущий помогает ему
3 10 Работа по теме «Найди отличия» Научить распределять внимание Карточка с изображением двух картинок, имеющих отличия 4 3 Разминка «Живое-неживое» Разрядка, создание позитивных эмоций 5 3 Завершение «Мое настроение» Определение эмоционального состояния Цветные карандаши, лист бумаги Занятие 8.
Цель: Коррекция распределения и устойчивости внимания.
№ Время Этап Содержание Задача Материал Примечание
1 4 Начало работы «В магазине зеркал» Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2 5 Разминка «Найди героев передачи» Развитие наблюдательности и распределения внимания Карточки с изображением героев детской передачи (Хрюши, Степашки, Фили), замаскированных в рисунке, карандаш 3 10 Работа по теме «Смешанный лес» Увеличение устойчивости и распределения внимания Рисунок с изображением замаскированных деревьев 4 3 Разминка «Кто летает?» Разрядка, создание позитивных эмоций 5 3 Завершение «Мое настроение» Определение эмоционального состояния Цветные карандаши, лист бумаги Занятие 9.
Цель: Коррекция устойчивости внимания.
№ Время Этап Содержание Задача Материал Примечание
1 4 Начало работы «В магазине зеркал» Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2 5 Разминка «Корова Маня и ее хозяйка» Увеличение устойчивости внимания Рисунок с изображением лабиринта, простой карандаш 3 10 Работа по теме «Рассыпавшееся слово» Увеличение устойчивости внимания 4 3 Разминка «Изобрази зверюшку» Разрядка, создание позитивных эмоций 5 3 Завершение «Мое настроение» Определение эмоционального состояния Цветные карандаши, лист бумаги Занятие 10.
Цель: Коррекция распределения и устойчивости внимания.
№ Время Этап Содержание Задача Материал Примечание
1 4 Начало работы «В магазине зеркал» Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик
2 5 Разминка «Кого испугался охотник?» Увеличение устойчивости внимания Рисунок с изображением леса, зверей и охотника 3 10 Работа по теме «Строители» Научить распределять внимание Бланк с 4 рисунками, один из которых-образец, а 3 остальные отличаются от образца недостающими деталями, простой карандаш 4 3 Разминка «Съедобное-несъедобное» Разрядка, создание позитивных эмоций Мел, мяч 5 3 Завершение «Мое настроение, дом счастья, прощание» Определение эмоционального состояния Цветные карандаши, лист бумаги