Организация коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушением интеллекта в условиях ФГОС

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»

Лаборатория инклюзивного образования


Проектная работа слушателей в рамках образовательной программы
«Управление специальной (коррекционной) образовательной организацией
в условиях СФГОС


Организация коррекционно-образовательной работы с детьми
с нарушением интеллекта в условиях ФГОС


Авторы проекта:
Мартынова Лилия Равилевна
Галиева Флюра Ахатовна
Слушатели курсов повышения квалификации директоров, зам.директоров специальных (коррекционных) школ по проблеме: «Управление специальной (коррекционной) образовательной
организацией в условиях СФГОС»
Должность:
Зам.директор по УР
Методист
Место работы:
ГБС(К)ОУ «Альметьевская школа-интернат
VI вида»
МБДОУ №81 «Гульчачак» г. Наб.Челны
Научный руководитель:
____________________________________

Куратор:
Морозова Алла Наилевна
Проект допущен к защите:
25 сентября 2015 г.



Казань, 2015


Содержание

Введение 3- 4 с.
Цель и задачи проекта.4 с.
Психолого-педагогическая характеристика детей
с нарушением интеллекта. 5–8 с.
Проектирование образовательного процесса. 9 с.
5. Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности в коррекционной группе для детей с нарушением интеллекта І год обучения.10 с.
Речевое развитие10-24 с.
Познавательное развитие25-39 с.
6. Предметно-пространственная среда 40 с.
7. Таблица показателей освоения программного материала с детьми
с нарушением интеллекта.41 с.
8. Список литературы42 с.













Введение

Актуальность проекта.
В настоящее время актуализировалась проблема изучения детей с различными органическими нарушениями. На сегодняшний день наибольшее число аномальных детей составляют дети с нарушением интеллекта - это дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью. В нашей работе мы рассмотрим детей с умственной отсталостью.
Некоторые родители, столкнувшиеся с проблемой рождения умственно отсталого ребёнка, не хотят верить, что их ребёнок таковой. Они думают, что их ребёнок в результате долгой и упорной целенаправленной работы с ним станет нормальным. Но ребёнка можно лишь приблизить к норме, достичь его максимального развития, т.е. потенциала, заложенного природой. Поможет этому коррекционная работа с ребёнком.
Растет число детей с тяжелыми комплексными нарушениями (более 40% учащихся С(К)ОУ). Благодаря успешному внедрению научных достижений в сфере ранней и дошкольной помощи около четверти детей с ОВЗ к 7-ми годам достигают близкого к норме уровня психического развития, ранее это считалось исключительным достижением. Растет доля детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития вследствие масштабного практического применения научных достижений в сфере образования и воспитания, использования цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Проблема данной темы актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Это определяют Л.С. Выготский (1984), Д.И. Аугене (1987), А.А. Леонтьев (1999), В.Г. Петрова (2004). Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.

Цель проекта
Построение системы коррекционно-развивающей работы в коррекционной группе для детей с нарушением интеллекта.
Задачи проекта:
1. Изучить психолого педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.
2. Выполнить требования к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия.
3. Обеспечить вариативность и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно развивающих технологий.
4. Обеспечить материально-технической базой общеобразовательных учреждений с учетом характера и структуры нарушения в развитии воспитанника.
Объект исследования воспитанники с нарушением интеллекта
Предмет исследования организация коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта.
Сроки реализации проекта один год



Психолого-педагогическая характеристика
умственно отсталых детей

Внимание к проблемам нарушение интеллекта вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.
В нашей стране учебно-воспитательная работа с детьми нарушенного интеллекта осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях системы образования и здравоохранения. Дети с глубоким поражением центральной нервной системы находятся в детских домах социальной защиты, где с ними тоже ведется учебно-воспитательная работа по специальной программе.
Для того, чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, необходимо правильное комплектование специальных учреждений. Поэтому встает задача максимально точной дифференциальной диагностики, но прежде чем решать эту задачу, важно знать, каких детей следует считать с нарушением интеллекта, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.
Исследования ученых Л.С. Выготский, описанием трудов которого занимались В.П. Волгина, Г.О. Гордона, И.Г. Луппола (1988), В.И. Лубовский (1994) дают основания относить к интеллектуальному нарушению только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки, как стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение, должны в первую очередь учитываться при диагностике интеллектуального нарушения.
Интеллектуальное нарушение - это не просто "малое количество ума", это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития детей с нарушением интеллекта вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.
Отличительной чертой мышления интеллектуально отстающих является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически нездоровых детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга и у детей с тяжелым нарушением интеллекта.
У детей с нарушением интеллекта позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у нарушения интеллекта не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Как отмечают Л.В. Занков (1951) и В.Г. Петрова (2004), слабость памяти детей с нарушением интеллекта проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом.
У детей с нарушением интеллекта отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия - представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности интеллектуально неуспевающих.
У детей с нарушением интеллекта более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость Г.Х. Юсупова, Т.Н. Волковская (2004). При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона, отмечает И.Л. Баскакова (1982).
Это связано с тем, что дети с нарушением интеллекта при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.
Нарушение интеллекта проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций подчеркивают Г.Х. Юсупова, Т.Н. Волковская (2004). Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия).
Все отмеченные особенности психической деятельности детей с нарушением интеллекта носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).
Хотя интеллектуальное нарушение рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В.И. Лубовский (1994), Ж.И. Намазбаева (1986) отмечают положительную динамику в развитии детей с нарушением интеллекта при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
Дети с нарушением интеллекта способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей.
Развитие ребенка с нарушением интеллекта определяется биологическими и социальными факторами. К первым из них относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время; школа.























4.Проектирование образовательного процесса

При составлении комплексно-тематического планирование охватить все направления развития. Излагать материал, по блочной системы распределяя по месяцам и неделям. Для выполнения поставленных целей представить примерный перечень дидактических пособий, игр, соответствующих содержанию учебного материала.
Социально-коммуникативное развитие осуществляется в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, на совместных интегрированных занятиях. В комплексно-тематическом планировании определить предполагаемые результаты освоение программного материала. Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности.










Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности
коррекционной группе для детей с нарушением интеллекта І год обучения

Речевое развитие.
I год обучения. Сентябрь.
Неделя
тема
Программное
содержание
Направления развития.
Виды деятельности
Материалы,
оборудование.
Предполагаемые
результаты


I – II


Адаптация, диагностика


III- IV
Мы дружные
ребята.










Будем знакомы.
Формировать положительное отношение к детям группы, побуждать спокойно идти в группу, учить здороваться, прощаться, благодарить после еды.
Упражнять детей в игре
с зеркалом (наблюдать за собой), закреплять умение красиво улыбаться.

Ладушки, ладошки.
Формировать эмоциональный контакт со взрослыми, предпосылок к общению со сверстниками;
стимулировать появление и использование жестов,
звукоподражаний в ответ на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Кто к нам пришел?»;
упражнять детей в назывании своего имени.
Развивать общую моторику, речь. Способствовать
установлению доброжелательных отношении между детьми.

Социально-коммуникативное.
Игра «Кто это?»
Игра «Улыбнись, поклонись»

Познавательное.
Игра «Давай знакомиться» (педагог имитирует голос куклы)
Упражнение для пальчиков
«Пальчики здороваются».
Речевое.
«Знакомство с отражением в зеркале»
Игра «Вот Я!»

Художественно-эстетическое.
Русская народная мелодия,сл.Н.Блуменфельд
Ладушки, ладошки, звонкие хлопошки,
Хлопали в ладошки, отдохнем немножко.
Да! Да! Да!

Физическое.
Физминутка.
Наши детки на полу
Ножками затопали,
Посмотрите, хороши
Наши детки - малыши.
Куклы (мальчик, девочка),
большое зеркало
Выражает эмоциональное
отношение к детям и взрослым, откликается на свое имя, понимает мимику лица


Речевое развитие.
I год обучения. Октябрь.
Неделя
тема
Программное
содержание
Направления развития.
Виды деятельности
Материалы,
оборудование.
Предпалагаемые
результаты


I – II
Мы пришли
в детский
сад











Групповая комната.
Учить ориентироваться
в групповой комнате;
познакомить с названиями игрушек групповой комнаты.
Формировать зрительное внимание.
Воспитывать бережное отношение к предметам.

Помещения детского сада.
Познакомить с некоторыми помещениями детского сада, учить ориентироваться в них
(музыкальный зал, спортивный зал, дефектологический кабинет);
учить знать, что там проводятся (музыкальные, физкультурные занятия).
Формировать представление о труде воспитателя: играет с детьми, занимается; о труде няни: кормит детей, моет посуду.
Воспитывать доброжелательное отношение к работникам дошкольного учреждения.


Социально-коммуникативное.
Игра «Подари кукле свою улыбку»
Ролевые игры с любимой игрушкой
(по желанию)
Познавательное.
Экскурсия по детскому саду.
Речевое.
Беседа «Какая наша группа», «Что где лежит», «Что мы делаем в детском саду»
Художественно-эстетическое.
Игра «Звени в колокольчик»
Игра «Заведи юлу»
Физическое.
Игра «Ай, да мячик»
Ай, да мячик, ай, да мячик,
Как легко, легко он скачет,
Прыг,скок, прыг,скок!
Физминутка «Как мячики»
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головой кивают,
Все вместе отдыхают.


Предметы в группе.
Целевое посещение
музыкального и физкультурного залов,
дефектологичес-
кого кабинета


Ориентируется
в помещении группы, умеет двигаться в определенном направлении
Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду


Речевое развитие.
I год обучения. Октябрь.
Неделя
тема
Программное
содержание
Направления развития.
Виды деятельности
Материалы,
оборудование.
Предполагаемые
результаты


III –IV

Наши
игрушки.










Мишка. Мяч.
Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушка кукла, мяч, машина, игрушка мишка, игрушка зайка;
формировать адекватные манипуляции с игрушками; развивать речь,память, внимание, обогащать словарь детей.

Покатаем зайку на машине.
Уточнить представления детей об игрушках;
учить внимательно слушать педагога, наблюдать за ним, выполнять задания (повторять движения);
познакомить с содержанием потешки
Медведь на полянке:
Топ-топ-топ!
А заинька по горочке:
Скок-скок-скок!
Учить малыша удерживать веревочку в руке, не выпуская ее из пальцев при ходьбе.
Знакомить с правилами бережного отношения с игрушкой, ее хранения.
Социально-коммуникативное.
Игра «Чья игрушка?»

Познавательное.
Игра «Спрячь мячик в коробочку (в ладошку)»

Речевое.
Игра «Покажи, где мишка (мяч)»
Игра «Мишка косолапый»
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает и ногою топ!

Художественно-эстетическое.
Игра «Учимся танцевать»
Кукла любит танцевать, ножкою притопывать.
Ножкою топ-топ, покружились топ-топ..

Физическое.
Игра «Сходим к мишке в гости»
Игра «Догони (кати, лови) мяч»
Игра «Покатаем кукол на машине»
Куклы едут на машине: би-би-би
На машине им кататься нравится:би-би..

Игрушки:
кукла, зайка, мяч, мишка, машина


По просьбе педагога показывает среди игрушек куклу, мишку, мяч, машину, мишку, зайку.
Проявляет желание играть в игры,
эмоциональную отзывчивость
на красоту окружающих предметов (игрушки)






Речевое развитие.
I-год обучения. Ноябрь

Неделя
тема
Программное содержание
Направления развития
Виды деятельности
Материалы и оборудование
Предполагаемые
результаты



I-II

Дружная семья









Мама все умеет.

Формировать представления о семье;
закрепить знание имен родителей и ближайших родственников;
учить узнавать их на фотографиях: маму, папу, брата, сестру, бабушку, дедушку.

Украсим нашу комнату

Формировать представление о труде мамы дома; готовит обед, убирает, стирает.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, помочь)

Социально-коммуникативное
Рассматривание семейных фотографий .альбомов. Беседа по вопросам: кто это? Покажи, где твой брат. Кто самый старенький?
Познавательное.
Упражнять в умении находить членов семьи на фотографиях.
.Игровая ситуация. «Что умеет делать мама?» (с использованием картин).
Речевое.
Пальчиковые игры:
« Этот пальчик дедушка»
« Пальцы- дружная семья»
Упражнять в четком произношении простых слов: мама,папа, де-да. Ба-ба.
. Художественно-эстетическое.
Чтение русской народной сказки: «Репка»
Подарок для мамы «Соберу букет»
Физическое.
Физкультминутка «Уточка и утята» (педагог изображает маму утку. а дети –утят: шагают друг за другом переваливаясь с одной ноги на другую)





Фотографии детей и членов семьи, иллюстрации с изображением «Семья».
Пальчиковый театр
Сюжетные картинки.

Проявляет эмоционально –положительную реакцию при просмотре фотографий; активно участвует в показе на пальчиках, пытается произносить слоги, слова. Отвечает на вопросы «кто это?» (мама, папа).



Речевое развитие.
І -год обучения. Ноябрь

Неделя
тема
Программное содержание
Направления развития.
Виды деятельности.
Материалы и оборудование
Предполагаемые результаты


III-IV
Части тела







Что умеют наши ручки.

Расширять знания детей о себе и о своем теле, упражнять в узнавании своего имени, фамилии, уметь показать слева и справа части своего тела(руки, ноги, уши глаза)
Дать представление о возможностях человеческих рук; могут держать, брать.
давать, отрывать, закрывать)
Воспитывать у детей положительное отношение к гигиене рук.

Социально-коммуникативное
Рассматривание себя в зеркало. Поглаживая себя научиться показывать части тела: голова-головушка, носик-курносик, животик-пузатик.
Игровая ситуация: «Искупаем нашу куклу»
Познавательное
Дидактическое упражнение : «Что умеют делать наши ручки, ножки»
Задание на развитие мышления: « Собери человечка из частей»
Речевое
Пропевание потешки: «Ладушки-ладушки»
Четкое проговаривание звуков д-т. Пальчиковая игра «Дождик капнул на ладошку»
Художественно-эстетическое
Выполнение движений под русскую народную мелодию «Ладушки»
Дорисуй: «Чего не достает»
Физическое
Зарядка для рук.
Плечиками мы покрутим, и про ручки не забудем.
Пальчиками потрясем и немножко отдохнем.
«Голова кивает -да-да,
глазки моргают -раз-два.

Куклы, зеркало на каждого ребенка, сюжетные картинки с изображением различных действий руками, ногами..
Картина «части тела».

Может по просьбе взрослого показать части тела и лица, активно выполнять действия, движения руками, ногами. Выполняет поручения взрослого; выбрать и показать на картинке определенную функцию руками, ногами. Хорошо развита подражательная способность.




Речевое развитие
I-год обучения. Декабрь.

Неделя
тема
Программное содержание
Направления развития.
Виды деятельности
Материалы и оборудование
Предполагаемые результаты


I-II

Одежда

Оденем куклу на прогулку

Познакомить детей с предметами одежды; учить последовательности одевания на прогулку; развивать внимание, восприятие, речь, общую моторику; воспитывать аккуратное отношение к одежде и желание убирать вещи на свои места; обогащать словарь за счет названий одежды, определений.

Социально-коммуникативное.
Рассматривание сюжетных картинок по вопросам
Во что одеты дети?
Игровая ситуация. «Наведи порядок» (Дети приносят кукольную одежду)
Познавательное.
Рассматривание кукольной одежды, ее описание.
«Найди по описанию»
Одевание куклы на прогулку.
Речевое.
Активизировать в речи слова :майка ,шапка, кофта шуба и.т.д.
Использовать в речи части одежды, действия(снять повесить, положить)
Художественно-эстетическое.
Выполнение музыкально-ритмических движений под музыку «Мы матрешки».
Рисование шарфиков разного цвета. Какой тебе нравится?
Физическое.
Выполение движений под стихотворный текст:
Мы одежду убирали.(руки в стороны)
Ой, как сильно мы устали (наклоняться, покачиваться). А теперь пойдем играть,
Хлопать ,топать и скакать!(хлопать. топать. скакать)

Кукольная одежда, кукла; игрушечный шкаф, стул; картинки с изображением одежды.

Может сравнивать знакомые предметы,
образовать группу из однородных предметов. Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок). Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельного выполнения игровых действий.



Речевое развитие
I - год обучения. Декабрь

Неделя
тема
Программное содержание
Направления развития
Виды деятельности
Материалы и оборудование
Предполагаемые результаты



III-IV

Обувь
.
В обувном магазине

Формировать ,представление о назначении обуви, учить различать по внешнему виду , находить и показывать на картинках,
выделять и показывать детали обуви (застежка, каблук) Развивать внимание, мелкую моторику, речь.
Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Социально-коммуникативное.
Конструирование полочки для кукольной обуви.
Беседа по вопросам: из каких фигур мы построили полку? Игра «Куда поставит кукла обувь?»
Познавательное.
Сравнение большой и маленькой обуви (кукольной и обувь ребенка)
Рассматривание разных видов обуви .Игра « Найди пару»
Речевое.
Проговаривание строк из художественного произведения громким и тихим голосом :то- оп то-оп, топ-топ, топ-топ.
Художественно-эстетическое.
Выполнение ритмических движений «Ай да мои
сапожки»
Рисование шнурков разной длины.. «Подбери шнурок для обуви».
Физическое.
Подвижная игра «По узенькой дорожке..»(Дети шагают за педагогом в колонне по одному сначала медленно, потом быстро).

Кукольная одежда, кукла; игрушечный шкаф, стул; картинки с изображением одежды

Может сравнивать знакомые предметы,
образовать группу из однородных предметов. Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок). Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельного выполнения игровых действий.




Речевое развитие.
I год обучения. Январь.
Неделя
тема
Программное
содержание
Направления развития.
Виды деятельности
Материалы,
оборудование.
Предпалагаемые
результаты


III - IV

Мебель.







Мебель в нашей группе.
Формировать представление детей о назначении и предметах
мебели; учить узнавать и различать по
внешнему виду мебель
(стол, стул, кровать, шкафчик);
научить находить в ближайшем окружении предметы мебели;
уметь правильно находить свою кровать, свой стул, свой шкафчик, проявлять осторожность при взаимодействии с предметами мебели.
Развивать внимание ,речь


Кукольная
мебель.

Познакомить детей с назначением кукольной мебели;
закрепить понятия «большой - маленький»;
воспитывать интерес к работе помощника воспитателя.
Социально-коммуникативное.
Игры «Найди свою кровать», «Найди свое место за столом», «Уложите кукол
спать»

Познавательное.
Игра «Найди такую же картинку»
Игра «Разложи игрушки к своим картинкам»

Речевое.
Рассматривание картинок с изображением мебели по вопросам: «Что на картинке? Какие предметы есть в нашей группе?»
Игра «Покажи картинку»

Художественно-эстетическое.
Обводка изображения предметов мебели по внутреннему трафарету
(закрашивание контура)

Физическое.
Пальчиковая гимнастика «Стол»
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
«Стул»
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.

Реальные предметы мебели (стол, стул, кровать,
шкафчики для одежды),
изображение мебели в цвете, внутренние трафареты изображении мебели, бумага, карандаш.




Кукольная мебель (кровати, столы, стулья, шкафы для посуды, одежды),
Куклы (разной величины), столы и стулья, кровати (разной величины)

Соотносит цветное изображение
предметов мебели с реальным объектом, знает свою кровать, свое место за столом расставляет игрушки в шкафу.









Показывает предметы кукольной мебели, проявляет активность при выполнении задании




Речевое развитие.
I год обучения. Февраль.
Неделя
тема
Программное
содержание
Направления развития.
Виды деятельности
Материалы,
оборудование.
Предполагаемые
результаты


I -II
Посуда.













Чайная посуда.

Формировать представление детей об основных видах посуды;
познакомить с назначением посуды;
учить узнавать и различать основные виды посуды.

Куклы у нас в гостях.
Упражнять в практическом применении посуды; выполнять действия с посудой.
Развивать зрительное
восприятие величины предметов, цвета предметов;
создать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы.
Социально-коммуникативное.
Соотнесение изображения предметов посуды с реальным объектом.
Словесные инструкции: «Покажи, чем будем кушать?», «Покажи, из чего будем пить?»

Познавательное.
Рассматривание предметов чайной посуды.
Игры «Угостим кукол чаем», «Угости мишку (зайку) чаем»

Речевое.
Игра «Покажи, где чашка (ложка)»

Художественно-эстетическое.
Обводка изображения предметов посуды по внутреннему трафарету
(закрашивание контура)

Физическое.
Физкультминутка:
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,
Киваем головой. Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем, мы кружимся потом.

реальная и игрушечная чайная посуда,
цветное изображение чайной посуды,
кукла, мишка,
трафареты с внутренним контуром посуды, бумага, карандаши.


Соотносит изображение посуды с реальным объектом, соотносит предметы посуды, при небольшой помощи педагога выполняет задание, проявляет желание самостоятельно расставлять посуду





Речевое развитие.
I год обучения. Февраль.
Неделя
тема
Программное
содержание
Направления развития.
Виды деятельности
Материалы,
оборудование.
Предполагаемые
результаты


III –IV

Продукты
питания.










Продукты питания.
Расширять знания детей о названиях продуктов;
помочь детям запомнить названия продуктов; познакомить с элементарными правилами поведения в детском саду: нельзя брать в рот несъедобные предметы;
обогащать словарь; закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды; помочь понять, как важен труд мам по приготовлению еды для всей семьи, какие вкусные блюда она готовит.
Воспитывать уважительное отношение к труду мам.

Обед у кукол.
Формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.


Социально-коммуникативное.
Игра «Обед у кукол»
Игра «Матрешки обедают»
Пальчиковая игра «Катание орехов по дорожке»

Познавательное.
Игра «Угощаем кукол»

Речевое.
Игра «Покажи картинку»

Художественно-эстетическое.
Игра «Каравай»
Игра «Пирожки». Слова Н.Кукловской, музыка А.Филиппенко
Я пеку,пеку,пеку Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.

Физическое. Физкультминутка:
Мы играли в «каравай», кого любишь выбирай,
Каравай был невысок, третий шел ему годок.

Цветные изображения продуктов, продукты – муляжи, куклы, матрешки.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на результат работы








Речевое развитие.
год обучения. Март
Неделя
тема
Программное
содержание
Направления развития
Виды деятельности
Материалы и оборудование
Предполагаемые
результаты



I-II

Транспорт

Покатаем мишку на машинке

Формировать представление о наземном транспорте,
учить выделять грузовую и
легковую машину (по образцу),
формировать навыки ориентировки в пространстве, развивать тактильную память.
Учить выделять основные составляющие части транспорта и дать представление о назначении транспорта.


Социально-коммуникативное
Конструирование по образцу машинки из строительного материала : «Покатаем Мишку на машинке»
Беседа о шофере по вопросам: «Кто ведет машинку? Что делает шофер ,когда машина ломается?»
Познавательное.
Рассматривание игрушечных машинок и картинок с изображением различных видов транспорта «Покажи правильно»
Дидактическая игра « Найди детали для каждой машинки»
Речевое.
Подражание звукам и действиям .Чтение стихотворения А.Барто «Грузовик2
Проговаривание слогов би-би, чу-чу громким и тихим голосом.
Художественно-эстетическое.
Инценирование песни «Веселый паровоз».
Рисование колесиков для машинок.
Физическое
Игра «Едем на автобусе»(из стульев строим автобус , педагог –водитель, дети занимают места)

Игрушки (грузовая, легковая машины)
силуэтное и
контурное изображение
этих видов транспорта;
конструктор; атрибуты к играм с машинками (руль, кубики.)

Принимает участие в
рассматривании игрушечного транспорта, проявляет активность при выполнении игровых действий с игрушками.






Речевое развитие.
I год обучения. Март.
Неделя
тема
Программное
содержание
Направления развития.
Виды деятельности
Материалы,
оборудование.
Предполагаемые
результаты


III- IV

Домашние
животные
(кошка,
собака)



Домашние животные.
Формировать первоначальные представления детей о домашних животных; учить находить на картине и показать кошку, собаку; расширять словарный запас; воспитывать доброе отношение к животным; познакомить с содержанием русской народной потешки:
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа, не скули
Мою Таню не буди.
Киска к деткам подошла
Молочка просила,
Тихо говорила,
Мяу, мяу, мяу
Характерные особенности домашних животных.
Познакомить с характерными признаками внешнего вида кошки, собаки: большие (маленькие) глаза, шерстка мягкая, пушистая, теплая, короткий хвост; выполнять упражнения на звукоподража-
ние; учить сравнивать игрушки по величине. Формировать слуховое и зрительное восприятие; развивать тактильные ощущения, общую моторику.
Социально-коммуникативное.
Мультимедийная презентация
«Домашние животные»
Рассматривание иллюстрации, картин
домашних животных.

Познавательное.
Игра «Где собачка?»
Игра «Знакомься - кошка»
Игра «Угадай, кто в гости пришел?»

Речевое.
Игра «Кто как кричит?»

Художественно-эстетическое.
Обводка по внутреннему контуру трафарета домашнего животного.

Физическое.
Физминутка.
Вот бегут щенята – на макушке ушки
Вот идут котята – лапки – царапушки
Гав – гав – гав! Мяу – мяу – мяу!
Мы с ребятами друзья (дети обнимают друг друга)


Объемные игрушки домашних животных, цветные изображения кошки, собаки, трафареты с изображением домашних животных, карандаши, бумага

Выполняет поручения педагога, активен, с интересом слушает рассказ педагога, рассматривает картинки, иллюстрации,
имитирует движения собачки: встает на четвериньки, садится на корточки, узнает кошку, собачку по звукоподражанию.

Речевое развитие.
I-год обучения. Апрель
Неделя
тема

Программное
содержание
Направления развития.
Виды деятельности
Материалы и оборудование
Предполагаемые результаты


I-II





Мы -помощники


Скучно без дело нам сидеть

Формировать представление о труде взрослых, познакомить с трудом няни в группе; кормит детей, моет посуду,
учить понимать вопросы показывать предметы-помощники няни и их назначение, развивать общую моторику, внимание. Воспитывать желание помогать ей.

Социально-коммуникативное.
Наблюдение за трудом няни (дети приносят ей ведро, расставляют стулья и т.д)
Пальчиковая игра «Целый день тук да тук.»
Познавательное.
Дидактическая игра «Сложи картинку»(дети складывают разрезную картинку с изображением посуды)
Обследование предметов труда и выполнение трудовых движений.
Речевое.
Чтение потешки «Водичка, водичка».
Звуковая культура речи; звук «а».
Игры с куклой Катей.
Художественно-эстетическое.
Исполнение ритмических движений «Как мы маме помогаем».
Рисование зернышек для птиц (дети постукивая рисуют точки)
Физическое.
Физкультминутка (зарядка)
«Наши дети с утра помогают нам всегда»
Пальчиковая игра «Что умеют наши пальцы»


Предметы которыми пользуется помощник воспитателя (фартук, косынка веник, тряпки и.т.д.)
Сюжетные картинки с изображением действий, предметы изображенные на картинках.


Умеет по словесному указанию принести или показать предметы-помощники няни. Выполняет простые поручения. Принимает участие в уборке игрового уголка.








Речевое развитие.
I-год обучения. Апрель
Неделя
тема
Программное содержание
Направления развития
Виды деятельности
Материалы и оборудование
Предполагаемые результаты


III-IV


Домашние птицы

Построим птичий дворик

Познакомить детей с домашними птицами (петух, курица, цыпленок), учить видеть разницу между взрослыми птицами и детенышами (большой- маленький), подражать голосам;
развивать слуховое внимание. Воспитывать заботливое отношение к
животному

Социально-коммуникативное.
Сюжетно- ролевая игра «Птичий двор»(дети строят забор, кормят из игрушечных тарелок)
Рассказ о петушке. Вопросы: «Как поет петушок? Что клюет? Кто ищет зернышки? Как машет крыльями?».
Познавательное.
Рассматривание сюжетной картинки «Кто изображен на картинке?»
Дидактическая игра «Подари петушку перышко», с использованием вопроса и восклицания. «Какое перышко тебе подарить?»,
«Очень красивый хвост!»
Речевое.
Звукоподражания голосам домашних птиц.
Чтение стихотворения В.Берестова «Цыплята»
Художественно-эстетическое.
Исполнение песенки «Петушок –золотой гребешок».Дидактическая игра : «Соберем из частей»
Физическое.
Физкультминутка: «Зарядка для петушка». Встал утром петушок, пригладил красный гребешок. Крылышками помахал, Доброго утра пожелал ку-ка-ре-ку.

Предметные картинки с изображением домашних птиц или соответствующие
игрушки, фланелеграф, набор строительных материалов.

Умеет по словесному показать на
картинке домашних
птиц. Проявляет активность и эмоциональность при
выполнении простейших движений руками, пальцами. Старается издавать звуки.






Речевое развитие.
I-год обучения. Май
Неделя
тема
Программное
содержание
Направления развития.
Виды деятельности

Материалы и оборудование
Предполагаемые
результаты


I-II



Наш любимый участок

Гуляем по саду.

Расширять представления детей об окружающей природе,
познакомить с названиями отдельных растений, уточнить их цвет, строение (травка, одуванчик),
учить любоваться цветущими растениями, но не рвать их.
Стимулировать поисковую деятельность на названия «цветок»,при рассматривании частей(листочек, стебель)
Воспитывать желание полить растение

Социально-коммуникативное.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе, за погодными условиями.
Экскурсия по участку: учить ориентироваться на участке, называть основные сооружения(лестницы, песочница, горка)
Познавательное.
Рассматривание деревьев, кустарников ,цветов
Сюжетно-импровизационная игра «Цветочная полянка»(на зеленом ковре составляют цветок из 5-лепестков и сажают насекомых)
Речевое.
Чтение стихотворения «Одуванчик»
Упражнения в отчетливом произношении
звуков «а», «и».
Художественно-эстетическое.
Танцевальная импровизация с ленточками
«Дождик»
Рисование «Одуванчик»
Носит одуванчик,
Желтый сарафанчик.
Подрастет нарядится, в беленькое платьице.
Физическое.
Игра - «Путешествие по участку детского сада».
Совместные игры с песком, лопатками, ведрами, формами, машинками и.т.д.

Натуральные
Цветы (травка,
одуванчик),
цветные картинки с
изображением
этих цветов;
контурные силуэты
этих растений,
внутренние
трафареты цветов, лист бумаги, карандаш.

Проявляет интерес к
окружающему миру природы, участвует
в наблюдение за
растениями,
проявляет активность в поиске предложенных предметов. Находит и показывает на сюжетных картинках и на участке растения, цветы.




Познавательное развитие (ФЭМП, сенсорное развитие)
I год обучения. Сентябрь.
Неделя
тема
Программное
содержание
Направления развития.
Виды деятельности
Материалы,
оборудование.
Предполагаемые
результаты


I – I1
Адаптация, диагностика


III- IV
Играем с цветом (желтый).









Такой – не такой.
Формировать зрительную реакцию на предметы окружающего мира;
учить соотносить сенсорный эталон с цветом реальных предметов. Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).


Желтый цвет.
Формировать у детей представлений о цвете предметов. Развивать мелкую моторику, музыкальное восприятие, зрительное
восприятие цвета предметов.





Социально-коммуникативное.
Задание «Поиск предметов» (найти в группе игрушки желтого цвета).
Познавательное.
Соотнесение по образцу « такой – не такой»
Выбор по образцу: «Дай такой же»
Дидактическая игра «Собери лепестки»
(выложить цветок желтого цвета)
Речевое.
Желтая утка,
Желтая дудка,
Желтая репка,
Желтая кепка.
Художественно-эстетическое.
Движения с букетами желтых листьев под музыку.
Физическое.
Физкультминутка «Все такие сюда» (мячи разного размера, но одного цвета)

Желтые предметы: утка, дудка, репка, кепка.
Желтые шарики, бусинки, мячи, кружочки.

Проявляет желание включиться в задание, слышит педагога, подбирает (сортирует) по цвету с опорой на образец.








Познавательное развитие (ФЭМП, сенсорное развитие).
I год обучения. Октябрь.
Неделя
тема
Программное
содержание
Направления развития.
Виды деятельности
Материалы,
оборудование.
Предполагаемые
результаты


I - II
Желтый,
Красный.

.

Такой – не такой
Развивать умение различать и соотносить основные два цвета, закреплять умение соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов.
Развивать зрительное восприятие цвета предметов.

Желтый, красный.
Научить дифференцировать предметы по основному признаку – цвет (разложить детали двух цветов в две коробки).
Учить нанизывать бусинки на шнурок развивать мелкую моторику, восприятие, речь.

Социально-коммуникативное.
Задание «Подарок кукле» (выберите
из коробки красные кубики и подарите кукле)
Изготовление бус.
Познавательное.
Игра «Найди такой же»
Дидактическая игра «Помоги медведю»
(разложить в коробки шарики определенного цвета)
Речевое.
Красная машина,
Красная малина,
Красная матрешка,
Красная ложка.
Художественно-эстетическое.
Провести прямые линии по дорожкам
(по красной дорожке – красная линия)
Работа с мозаикой.
Физическое.
Игра «Кто быстрее соберет в корзины мячи» На полу рассыпаны мячи. По сигналу педагога дети собирают желтые мячи в желтую корзину, красные мячи в красную корзину.

Цветные дорожки (желтая, красная); мячи одного размера и шарики,
кубики, 10 мозаинок двух
цветов, две коробки, две корзины, медведь,
кукла.

Подбирает
( сортирует) по цвету с опорой на образец, выполняет несложное задание на дифференциацию цвета, проявляет активность в выполнении задании.






Познавательное развитие (ФЭМП, сенсорное развитие).
I год обучения. Октябрь.
Неделя
тема
Программное
содержание
Направления развития.
Виды деятельности
Материалы,
оборудование.
Предполагаемые
результаты


III-IV
Большие-
маленькие.











Большие и маленькие предметы.
Учить детей различать предметы по величине: большой и маленький; соотносить действия рук с величиной предметов, употреблять слова большой - маленький; развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, формировать умения выполнять движения под музыку.
Развивать координацию движений ног, внимание.

Игра с матрешкой.
Односоставная (открывание – закрывание)
Из двух вторая неразборная.
Вызвать интерес к новой игрушке, учить детей сравнивать составляющие матрешки (двухместная) и правильно ее складывать, формировать действия с предметами. Развивать внимание, моторику, зрительное восприятие величины предметов.
Воспитывать интерес к окружающему.
Социально-коммуникативное.
Игры с мячом (на подносе два мяча -большой и маленький, маленький мяч можно спрятать в ладошках, а большой нельзя спрятать в ладошках)
Познавательное.
Игры «Большие и маленькие мячи»,
«Разложи шарики в корзинки».
Игры «Матрешка», «Матрешки на дорожке»
(расставить матрешек на дорожку, сначала большую, затем маленькую)
Речевое.
Рассматривание матрешки по вопросам:
«Какая матрешка? Большая или маленькая? Что есть у матрешки?»
Художественно-эстетическое.
Игра «Матрешки танцуют»
Физическое.
Большие ноги шли по дороге,
А маленькие ножки бежали по дорожке.



Игрушки отличающиеся по размеру:
большой и маленький мишка, мячи (одного цвета),
двухместная матрешка.

Выбирает (показывает) по просьбе педагога большой и маленький предметы; открывает и закрывает односоставную матрешку.




Познавательное развитие (фэмп, сенсорное развитие)
I - год обучения. Ноябрь

Неделя
тема
Программное содержание
Направления развития
Виды деятельности
Материалы и оборудование
Предполагаемые результаты


I-II


Красный, желтый,
зеленый


Подарим Мишке букет.

Различать и показывать (называть) основные цвета.
Уметь соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов (такой же).
Развивать мелкую моторику, речь.
Уметь локализовать желтый цвет из всех цветов.

Социально-коммуникативное
Создание игровой мотивации: Мишутка приглашает детей в лес на новоселье. На альбомные листы дети вместе с педагогом прикрепляют натуральные листочки..
-Что у нас получилось? Из каких листьев букет? Куда повесит Мишка картину?
Познавательное
Дидактическая игра «Покажи желтые (зеленые, красные) листочки.
Игра «Объединим по цвету» Дети собирают флажки в одно место по цвету.
Речевое
Дыхательное упражнение «Ветерок»
Проговаривание четверостишия:
Дует, дует ветер, дует – задувает,
Желтые листочки с дерева срывает.
Художественно-эстетическое
Музыкально-ритмические упражнения с листочками (детям предлагают выбрать определенные цвета)
Физическое
«Прокати мячик»
Ай да мячик, ай да мячик,
Как легко и просто скачет,
Раз-два, прыг-скок,
Покатился в уголок.


Цветные
картинки, флажки,
Натуральные и вырезанные из бумаги листочки, большая коробочка.
Игрушка Мишка.

Различает красный, зеленый, желтый цвета.
Умеет соотносить предметы
по цвету и выделять желтый цвет.


Познавательное развитие (фэмп, сенсорное развитие)
I - год обучения. Ноябрь

Неделя
тема
Программное содержание
Направления развития
Виды деятельности
Материалы и оборудование
Предполагаемые
результаты



III-IV




Ориентировка в пространстве

Мои игрушки

Определять
пространственное расположение предметов
относительно себя: повторить названий частей тела и лица.
Обучать определению на себе различных сторон и одновременное упражнение
в различении парных взаимообратных направлений: вперед-назад

Социально-коммуникативное
Игра-путешествие по групповой комнате. Вопросы: где мы сейчас находимся? Что есть в нашей комнате?
Игра «волшебное зеркало» Дети перед зеркалом показывают части своего тела.
Познавательное
Развивающие игры: «Большие ноги шли по дорожке» «Зайка беленький сидит...» (учить показывать части тела)
Конструирование из пластинок дорожку.
Речевое
Артикуляционные упражнения на произнесение звука «т», слогов «топ, топ»
Проговаривание звукоподражаний с разной громкостью
Художественно-эстетическое
Музыкально-дидактическая игра «что звучит? (дети рассматривают и прослушивают несколько музыкальных инструментов, затем отгадывают, какой звучит за ширмой)
Физическое
Сюжетная игра «игрушки ходят по дорожке», «Побежим мы вперед, а потом назад» (движения вместе с игрушками)

Игрушка кукла, зайка
плакаты с изображением частей тела, строительный материал
для движения в разных направлениях
музыкальные
инструменты.

Проявляет активное желание показывать на
себе части тела а
также на кукле.
Ориентируется в
направлении
вперед-назад,
эмоционально
отзывается на
звучание музыкальных
произведений и
правильно показывает их.






Познавательное развитие (фэмп, сенсорное развитие)
I-год обучения. Декабрь

Неделя
тема
Программное содержание
Направления развития
Виды деятельности
Материалы и оборудование
Предполагаемые результаты


III-IV

Игра с матрешкой

В гости к матрешкам

Вызвать интерес к новой игрушке; учить детей сравнивать
составляющие матрешки и правильно ее складывать;
закреплять названия основных цветов.
Развивать навыки внимательного слушания.
Тренировать пальцы рук.



Социально-коммуникативное
Создание игровой ситуации: Дети вместе с педагогом собираются в гости к матрешкам.
Вопросы:- Что возьмем в подарок?
Педагог предлагает сложить в сумку платок, сапожки, сарафан.
-Какого цвета платок? (сапожки, сарафан)
Познавательное
Развивающие игры. Дети конструируют по желанию любые постройки для матрешек (стол, стул, домик)
Игра «прятки» (складывают друг в друга).
Речевое
Активизировать на проговаривание звукоподражательных слов.
Художественно- эстетическое
Выполнение движений под мелодию:
Мы матрешки, вот такие крошки.
Посмотрите, посмотрите,
Новые сапожки.
Работа с трафаретами « Украсим матрешке сапожки»
Физическое
Самомассаж с использованием карандашей разных цветов (желтый, красный, зеленый)

.
Плоскостные
фигурки разного цвета и объемные матрешки из
трех элементов, строительный
материал, цвет-
ные карандаши

Различает и называет предметы ближайшего окружения. Проявляет интерес к совместным играм небольшими
группами. Обращает внимание на цвет, форму,
умеет аккуратно
складывать
детали пред-
метов.



Познавательное развитие (фэмп, сенсорное развитие)
I-год обучения. Декабрь

Неделя
тема
Программное содержание
Направления развития
Виды деятельности
Материалы и оборудование
Предполагаемые результаты


I-II




Игра с матрешкой

Давай познакомимся

Учить выполнять простые
действия с предметами: открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы: обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с
величиной, продолжать закреплят ьпонятия: большой, маленький. Учить выполнять движения за педагогом, развивать координацию движений рук, внимание.

Социально-коммуникативное
Создание игровой ситуации: появление перед детьми деревянной матрешки.
Предложить детям познакомиться, называя свои имена. Игра с матрешкой.
Рассматривание сюжетной картины «Хоровод матрешек» (дети находят и показывают больших и маленьких)
Познавательное
Дидактическое упражнение: «Какой»
Дидактическая игра « Соберем из частей» (педагог начинает а дети находят недостающую часть матрешки)
Игра: « Найди правильно место»
Речевое
Игры и упражнения на закрепление правильного про-
изнесение гласных звуков (изолированно и в звуко-
сочетаниях)
Художественно-эстетическое
« Игра в прятки» русская народная мелодия в обработке Р.Русталева.
Работа на листочке бумаги (обведение, штриховка)
Физическое
« Кто быстрее найдет свою игрушку?»


Сюжетная картинка, деревянная матрешка, разрезные картинки, бумага и карандаши, мягкие игрушки (зайка, кошка, ежик.)

В игровых действиях по словесному
указанию выбирает необходимую часть (юбочка, платочек) закрывает, составляя целую (одну). С желанием участвует в обыгрывании
игрушки.




Познавательное развитие ( ФЭМП, сенсорное развитие).
I год обучения. Январь.
Неделя
тема
Программное
содержание
Направления развития.
Виды деятельности
Материалы,
оборудование.
Предполагаемые
результаты


III-IV
.
Шар,
куб











Что катится, что не катится.
Учить детей различать куб и шар; употреблять слова кубик и шарик; выделять и группировать предметы по заданному признаку на основе образца; учить выбирать предметы по образцу на ощупь; учить ставить кубики друг на друга.
Формировать эмоционально-положительное сотрудничество с взрослым; стимулировать непроизвольное внимание; способствовать снятию усталости и мышечного напряжения.
Воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе.

Шар, куб.
Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму; формировать у детей зрительно - осязательные способности обследования предметов; различать форму шар - куб; закрепить понятия «большой - маленький».
Развивать осязание, мелкую моторику;

Социально-коммуникативное.
Упражнение для пальчиков «Непослушные шарики»
Пальчиковая гимнастика «Шарик»
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Познавательное.
Игры «Катится - не катится», «Цветные кубики», «Дорожка из кубиков», «Спрячь шарик в ладошках»

Речевое.
Игра «Чудесный мешочек». Что ты достал? Вот шарик, еще шарик, шарик
круглый.

Художественно-эстетическое.
Игра «Башня»
Кубик на кубик - будет башенька.
У кубика много равных сторон
Можно построить из кубиков дом.

Физическое.
Игры с воздушными шарами.
Игра «Прокати шар в ворота».

Объемные тела: шар, куб (кубик), мячи, ворота,
чудесный мешочек, шары, кубики (большие - маленькие)

Узнает, по просьбе педагога выделяет геометрические формы шар, куб;



Познавательное развитие ( ФЭМП, сенсорное развитие).
I год обучения. Февраль.
Неделя
тема
Программное
содержание
Направления развития.
Виды деятельности
Материалы,
оборудование.
Предполагаемые
результаты


I - II
Один.








Один.
Формировать у детей понятие «один»;
учить брать по просьбе один предмет из группы;
ввести в речь понятие «один».
Развивать моторику, мышление, внимание, восприятие.

Игра « Матрешка»
(из двух обе разборные).
Развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.




Социально-коммуникативное.
Инструкции педагога: «Возьми одну ложку, одну конфету, дай мне один кубик, один карандаш»
Познавательное.
Сюрпризный момент «Что лежит в коробке?»
Игра «Матрешки». На машине приезжают матрешки. Каждый по просьбе берет по одной матрешке.
Речевое.
Сопровождение речи жестом (говорить
«один» или показывать один палец):
одно солнышко, одна елочка, один шарик.
Художественно-эстетическое.
Нарисуй солнышко (желтое, круглое, а вокруг много палочек – оно так сияет)
Солнце в небе лишь одно.
Греет нас всегда оно.
Физическое.
Ножками потопаем: топ – топ – топ.
Ручками похлопаем: хлоп – хлоп – хлоп.
Птички полетели, на головку сели.

Счетный материал,
тарелка, кукла, кукольная посуда, матрешка, яркая коробка.



По просьбе педагога берет один предмет из группы, говорит или использует соответствующий жест «один»
(показывает один палец)









Познавательное развитие (ФЭМП, сенсорное развитие).
I год обучения. Февраль.
Неделя
тема
Программное
содержание
Направления развития.
Виды деятельности
Материалы,
оборудование.
Предполагаемые
результаты

III - IV
Один - много











Чего много, что одно?
Знакомить с понятиями «один», «много» в игровой деятельности;
учить сравнивать группы предметов с одним предметом, понимать и показать, где один, а где много предметов; упражнять в умении выделять один предмет из группы и объединять отдельные предметы в группу; поощрять речевую активность.
Формировать общую моторику; развивать быстроту в подвижной игре,
зрительное восприятие.

Один – много.
Используя предметно-практические действия, формировать умения определять один - много предметов; составлять группу из отдельных предметов; побуждать произносить слова и звукоподражания
( «би-би», «топ – топ», «хлоп –хлоп»)
Развивать слуховое восприятие, моторику.
Социально-коммуникативное.
Игра «Ловля рыбок».
Познавательное.
Дидактическое упражнение «Покажи много и один»
Игра «Сколько у тебя?»
Речевое.
Сюрпризный момент «Что лежит в коробке?»
-Что это? Это кубики. Много кубиков. У меня один кубик. Сколько у меня кубиков? Один.

Художественно-эстетическое. Игра «Перевези кубики». Появляется грузовик. Дети складывают по одному кубику на грузовик. Сколько стало кубиков? Дети везут грузовик с кубиками.
Много кубиков везем
На машине грузовой!
Би –би- би, би- би - би –
Вы не стойте на пути!

Физическое.
Динамическое упражнение с лягушонком:
Наш зеленый лягушонок,
Он играет, как ребенок.
Любит хлопать много раз: хлоп-хлоп
А вот топнет один раз: топ!

счетный материал,
мелкие игрушки,
коробка с кубиками, фланелеграф, изображения предметов, грузовик, пластмассовые рыбки, удочки,
лягушонок.

Умеет играть со сверстниками, не мешая им, наблюдает за действиями педагога с предметами, различает много предметов и один предмет



Познавательное развитии ( ФЭМП, сенсорное развитие).
I год обучения. Март.
Неделя
тема
Программное
содержание
Направления развития.
Виды деятельности
Материалы,
оборудование.
Предполагаемые
результаты


I - II

Одинаковый












Одинаковый.
Формировать у детей понятие «одинаковый»;
учить подбирать пары одинаковых картинок
( научить класть карточки с одинаковыми картинками одну на другую);
помочь детям понимать смысл слов одинаковый - такой же.
Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой), слуховое восприятие, моторику.

Складывание целого из частей.
Научить складывать картинку из двух частей.
Развивать внимание, восприятие, моторику, речь.
Воспитывать усидчивость.

Социально-коммуникативное.
Лото с картинками.
Подбор пар одинаковых картинок.
Познавательное.
Игра « Такой – не такой»
Игра «Найди пару».
Речевое.
Игра «Сложи картинку»
Например: « Что это? Это
мишка. Где у мишки голова? Где живот? Где лапы? Давай погладим мишку. Мишка целый».
Например: «Смотри. Здесь мячик (часть) и там мячик (часть). Сложи мячик. Что это?»
Художественно-эстетическое.
Игра «Дорожка для неваляшек» (выложить желтую дорожку для желтой неваляшки, а затем – для красной, пользуясь методом сличения)
Физическое.
Физкультминутка «Мы топаем ногами»
Вот как мы шагаем – посмотри!
Ножки поднимаем – раз, два, три!
Как шагают ножки – топ – топ – топ,
Прямо по дорожке – топ – топ – топ!

Парные карточки по темам «Игрушки», «Мебель», «Одежда», лото с картинками, домино - фишки с картинками, разрезные картинки, мозаика двух цветов (желтого и красного), две неваляшки (желтого и красного цветов).

Проявляет положительные эмоции при выполнении задании, выполняет самостоятельно задание, подбирает (сортирует) с опорой на образец







Познавательное развитие (ФЭМП, сенсорное развитие).
I год обучения. Март.
Неделя
тема
Программное
содержание
Направления развития.
Виды деятельности
Материалы,
оборудование.
Предполагаемые
результаты


III - IV
Мало-много.











Много.
Учить составлять множества однородных предметов по количеству;
создавать большие, меньшие группы предметов и обозначать их количество словами «мало - много».
Развивать зрительное восприятие, моторику, речь.


Много – мало.
Ввести понятия «много - мало», «мало - много»; закреплять умение сравнивать неравные группы предметов; учить различать группы предметов и называть (показывать) их.
Развивать моторику, восприятие, внимание, речь.

Социально-коммуникативное.
Прогулка с Мишкой в «лес» за грибами.
Игра «Печем куличи»
Познавательное.
Дидактическое упражнение «Посадим елочки».
Игры с природным материалом.
Игра «Закрой ладошками» (Здесь все грибочки спрятались: их мало, а здесь грибы не спрячешь в ладошках: их много)
Речевое.
1.Скоро праздник. Мама купила много шаров. Инзиле –шар. Ильназу –шарДети рады.
2.Дети елку украшали
И игрушек много взяли.
Художественно-эстетическое.
Выкладывание по контуру предметного изображения фасолью.
Физическое.
Отрывание кусков бумаги.
Разложи фасоль и горох по своим баночкам.

Мишка, корзинки, грибочки (20 шт.), елочки (13 шт.), ведерки и формочки контрастных размеров, песок (влажный), два маленьких и один большой поднос, шишки.
фасоль, горох, баночки, контурные изображения предметов.

Создает неравные группы предметов: много елочек - мало елочек, понимает речевую конструкцию типа (использует соответствующий жест): «ребята собрали много грибов ( шишек), а мишка- мало»; «в большом ведерке много песка, а в маленьком – мало»







Познавательное развитие (фэмп, сенсорное развитие)
I - год обучения. Апрель

Неделя
тема
Программное содержание
Направления развития
Виды деятельности
Материалы и оборудование
Предполагаемые результаты


I-II

Геометричес
кие фигуры-круг

У солнышка в гостях.

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира,
замечать их форму,
формировать способность тактильно обогащать
пассивный словарь, способствовать накоплению положительных эмоций.
Развивать осязание и мелкую моторику рук.


Социально-коммуникативное
Наблюдение из окна за погодой. Беседа о солнце (формировать представление о том, что оно круглое) Игры с детьми «Становитесь дети в круг»
Познавательное
Геометрическое лото «Продолжи ряд», «Определи на ощупь»
Опыт: «Катится –не катится» (педагог
в месте с детьми проводит опыт для определения формы предмета)
Речевое
Поем и хлопаем:
Светит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату,
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку.
Художественно-эстетическое
Игры с пуговицами «Составь красивый узор»,
с карандашами (обведи, заштрихуй, раскрась)
Физическое
Подвижная игра «Волшебный клубочек». Ребенок
катит клубочек (мяч) и оказывается дома

Геометрические
фигуры, муфта для обследования
фигур разной формы на ощупь. Объемная
игрушка солнышко, плоскостной круг.


Проявляет интерес при обследовании
предметов круглой формы Находит нужный предмет
на ощупь.
Дослушивает задание до конца и выполняет действия







Познавательное развитие (фэмп, сенсорное развитие)
I -обучения. Апрель

Неделя
тема
Программное содержание
Направления развития
Виды деятельности
Материалы и оборудование
Предполагаемые результаты


III-IV

Учимся сравнивать

Андрюша и цыпленок.

Упражнять в сравнении трех разных по высоте,
в построении ряда в порядке
убывания,
учить при сравнении нескольких предметов по высоте, пользоваться образцом; знать
правила: «каждый раз выбирать самый высокий,
развивать умение осуществлять
зрительное сопоставление трех разных по высоте предметов .Закреплять умение различать количество предметов, пользуясь при этом словами: один, много, мало.
Упражнять в ходьбе и беге.

.
Социально-коммуникативное
Игровой момент: дети встречают гостей, куклу Андрюшу и его цыпленка.
Познавательное
Дидактическая игра: «Строим заборчики»
Вопросы: - Какие заборчики мы делали?
-Сколько нам понадобилось кубиков?
--Сколько цыплят у Андрюши? (один)
-Сколько у нас цыплят? (много)
Речевое
Имитация движений и пение песенки.
« Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать. А за ней цыплятки: ко-ко-ко»
Художественно- эстетическое
Рисование зернышек карандашами разной
величины.
Игра «Мы помогаем»
Мы сегодня помогали (стучим кулачками)
Очень сильно мы устали (наклоняются)
А теперь мы отдохнем (руки на поясе)
И скорей гулять пойдем! (шагают)
Физическое
Физкульминутка: « Шагают наши ножки»

Кукла, курочка и цыплята, строительный материал, ребристая доска, кукольная мебель и посуда, цветные
карандаши.

Проявляет желание поиграть с игрушками, развивать простые игровые сюжеты, активность.
Умеет сравнивать предметы между собой.
Правильно выбирает их по высоте и составляет ряд
по мере убывания.





Познавательное развитие (фэмп, сенсорное развитие)
I-год обучения. Май

Неделя
тема
Программное содержание
Направления развития
Виды деятельности
Материалы и оборудование
Предполагаемые результаты




I-II
Сортировка по форме


Дружно мы играем.


Накапливать сенсорный опыт обследования предметов и выделения их признаков (цвета, формы),
учить соотносить предметы
по форме, по занимаемой
площади,
учить выделять группы предметов по форме.
Активизировать речь.
Упражнять в ходьбе друг за другом.

Социально-коммуникативное
Создание игровой ситуации: детям раздают листочки бумаги с изображением предметов разной формы и предлагают им найти такой же предмет из отдельных карточек.
Познавательное
Дидактическая игра «Так или не так»
Развивающая игра « Бусы» (дети нанизывают соблюдая закономерность)
Речевое
Активизировать звукоподражание звукам машины: «У нас машины разные- и желтые, и красные. Би-би-би.
Машины за машинами, шуршат своими шинам би-би-би.
Художественно - эстетическое
Рисование предметов круглой формы, используя трафарет (колеса)
Чтение стихотворения А.Барто « Грузовик»
Физическое
Малоподвижное упражнение: «Паровоз»
Вот поезд наш мчится, колеса стучат, а в поезде нашем ребята сидят. Чу - чу-чу бежит паровоз, далеко детей он повез.

Фланелеграф с
сюжетной
композицией.
Раздаточный игровой материал с картинками, бусинки разной формы и цвета, игрушечная машинка, паровоз.

По словесному
указанию выбирает предмет необходимой
формы, составляет группу из таких же форм предметов. С желанием участвует в игровых действиях



Предметно-пространственная среда

Вид деятельности
Содержание предметной среды

1
2


Сенсорное, математическое развитие
Материалы по сенсорному развитию: пирамидки разной величины, коробочки-вкладыши, плоскостные сенсорные эталоны, цилиндрики-вкладыши, рамки-вкладыши, геометрические головоломки, панно для обогащения сенсорных представлений, развития мелкой моторики рук (шнуровка, застежки, липучки и т.п.), мягкие пазлы, шнуровки, настольно-печатные игры, игра лото, парные картинки, крупная пластиковая мозаика, наборы разрезных картинок, дидактический куб, «цветочная полянка», многофункциональная ширма, настенный сенсорный стенд, игровой многоэтажный дом.


Творческая мастерская
Краски: гуашевые, пальчиковые, цветные восковые мелки; кисточки толстые беличьи, колонковые; бумага: разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; наличие места на стене для творчества детей (доска для рисования мелом, восковыми мелками); поролоновые губки-штампы, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; иллюстрации сказок, ножницы, трафареты.


Игровая
Атрибуты для сюжетно-ролевых игровых действий с куклами: куклы, кукольные одежда и мебель, коляски для кукол, посуда, расчески, щетки, тазик для купания, мочалки, полотенце, разнообразные резиновые игрушки; атрибуты для игр «Больница»; машинки средних и малых размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек, набор «Парикмахерская»


Физкультурный уголок
Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для создания сюжета на физкультурных занятиях.


Театрализованная деятельность,
литература

Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, театр игрушек; атрибуты перчаточного театра, театр на фланелеграфе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, платочки, юбки и др.); полка с книгами (5-6 прочитанных), магнитофон, кассеты с детскими песенками.


Уголок природы

Пейзажи по времени года; папка с иллюстрациями по временам года, демонстрационный материал «Берегите природу», настольное лото, календарь природы.


Конструирование
Напольный крупный строительный материал, к нему для обыгрывания крупные машины и игрушки-двигатели, сюжетные наборы фигурок: животные, люди, настольный мелкий конструктор с материалом для обыгрывания.






Список литературы

Альбрехт Э.Я. Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.03). - М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1976. - 21 с.
Аугене Д.И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации // Дефектология. - 1987. – №4 – С. - 3 – 8.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Лениздат, 1992. - 400 с.
Бернштейн И.З. Интеллектуальные возможности детей, страдающих речевой патологией// Шестая научная сессия по дефектологии: Тез. Докл. - М., 1971. - С.- 36 – 42.
Выготский Л.С. Основы дефектологии: Собр. Соч. в 6 т./ АПН СССР. - М.: Педагогика, 1984. Т.4. - 432 с.
Выготский Л.С. Психологическая наука в СССР // Общественные науки СССР. 19171927 / Под ред. Волгина В.П., Гордона Г.О., Луппола И.К. - М. 1988. - 478 с.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. -М.: Просвещение, 1985. - 50 с.
Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. – М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1990. - 175 с.










13PAGE 15





13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1Заголовок 2,H2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915