Коррекционно-развивающее занятие для детей с нарушением интеллекта (1 класс)


Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога для детей с нарушением интеллекта (1 класс)
Тема: различение предметов по величине, форме и цвету.
Цель: закрепление и уточнение представлений о свойствах предметов: цвете, форме, величине.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Группировать предметы по форме, размеру, соотносить по цвету. Повторить понятия «один, мало, много».
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать произвольное внимание, память, наглядно-действенное мышление, мелкую моторику, развитие речи (уточнение и расширение словарного запаса) через ответы на вопросы
3. Коррекционно-воспитательные:
воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Оборудование: геометрические фигуры разного цвета, раздаточный материал - орехи разного размера: большие и маленькие, грибочки с разноцветными шляпками (из картона), игрушка-белка, шнурок, лоточки со схемами размера и цвета, лото.
Словарная работа: большой, маленький, цвет (красный, синий, зелёный, жёлтый), квадрат, круг, треугольник, один, много, мало.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
-Надя, у нас сегодня гости. Посмотри и поздоровайся с ними. Сегодня на занятии мы будем раскладывать предметы по цвету, по форме и по величине.
Пальчиковая гимнастика
Сидит белка на тележке, (Исходное положение - кисти рук сжаты в кулак.)
Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.)
Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.)
Воробью, (Разогнуть указательный палец.)
Синичке, (Разогнуть средний палец.)
Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец.)
Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец.)
Вот так! (Раскрыть кисть – пальцы в стороны и в исходное положение.)
2. Основная часть.
Работа с демонстрационным материалом.
-А ещё к нам прискакала белочка. У неё рассыпались орехи. Помоги ей разложить орехи в 2 корзинки. В одну большие, а в другую маленькие.
–Покажи в какую корзинку ты положишь большие орехи, а в какую маленькие. Разложи.
После того как ребёнок разложит спросить:
- Покажи, где большие орехи?
-Где маленькие?
-Дай мне одну маленький орех. Где один?
-Где много?
-Дай ещё один. Где мало?
-Где много?
-Сейчас мы повторили «большой, маленький, один, много, мало».
-Теперь давай поможем заготовить грибы на зиму. Для этого на синий шнурок будем нанизывать грибы с красными шляпками.
-Мы учились нанизывать грибы с красными шляпками на синий шнурок, выбирать их из грибов с другими шляпками.
- Теперь разложим грибы по цветам. В один лоточек с коричневыми шляпками, во второй –с желтыми шляпками, а в третий – с синими.
-Молодец, Надя. Что ты сейчас сделала?
-Сейчас ты разложила грибы по цвету.
-Давай немного отдохнём
Физкультминутка:
На большой лесной полянке
Отыскала я поганки, (присесть, изобразить сбор грибов)
А поганка бледная
Очень-очень вредная.(встать, махнуть рукой)
И мы знаем с давних пор-
Несъедобен мухомор. (присесть, изобразить бросок вдаль)
Их с собою не возьмем,
Их оставим под кустом. (встать, наклон вперед, присесть)
Работа по тексту физ. минутки (развитие речи и слуховой памяти)
-Назови ядовитые грибы, которые встретились на лесной полянке.
-Почему их называют ядовитыми?
Практическая работа.
А теперь давай разложим фигуры по форме. Покажи круг, квадрат, треугольник. Разложи фигуры по лоточкам. Там, где нарисован круг - кладём круги, где квадрат – квадраты, где треугольник – треугольники.
-Молодец. Покажи, где круги, квадраты, треугольники.
Давай вместе с белочкой построим домик. К красному квадрату она подобрала крышу – красный треугольник. Белочка просит тебя построить такие же домики из фигур другого цвета.
-Молодец. Вдруг налетел ветер и крыши перепутал. Поставь крыши на своё место.
-Белочка хочет поиграть с тобой в лото.
На красные квадратики ставим фигуры красного цвета, на синие синего, на зелёные зелёного, на жёлтые жёлтого.
Практическая работа.
Задание: складывание разрезной картинки «Грибок».
3. Итог занятия.
- Мы на занятии помогали белочке. Повторили формы - круг, квадрат, треугольник, повторили основные цвета, сделали домик белочке.
Обобщающие вопросы по теме занятия.
4. Рефлексия.