Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе. Тема: Дифференциация звуков [Д] - [Т]. Цель: Учить детей дифференцировать звуки [Д] - [Т]. Задачи: Формировать умение различать звуки, близкие по артикуляции, закрепить навык правильного произношения; учить определять звуки [Д], [Т] и их мягкие варианты в любой позиции слова, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа; развивать фонематический слух; воспитывать усидчивость, дисциплинированность на занятии. Оборудование: предметные картинки на звуки [Т - Т’] и [Д - Д’]; звуковые символы (куклы-мальчики в синей и зелёной рубашках); куклы (Таня, Даша, Тима, Дима), схема предложения (демонстрационная); кассы букв. Ход занятия: Организационный момент. Логопед предлагает сесть на место тому, кто вспомнит и назовёт слова со звуками [Д] или [Д’] 1. Сообщение темы занятия. На доске выложены слова ДОМ ТОМ и звуковые схемы к ним. - Прочитайте слова на доске. Попробуйте объяснить их значение. - Чем они похожи и чем отличаются? - Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [Д] - [Т] в словах и предложениях. Будем слушать, искать эти звуки в словах и находить их место в слове. 2. Уточнение характеристики и разницы в артикуляции звуков [Д] - [Т]. Вспомните характеристику звуков [Д] и [Т]. - Звук [Д] - какой? (согласный, звонкий, бывает твёрдый, бывает мягкий) - Звук [Т] - какой? (согласный, глухой, бывает твёрдый, бывает мягкий) - Чем они похожи? (согласные, твёрдые, у них есть младшие братцы – мягкие звуки) - Чем они отличаются? (один глухой, другой – звонкий, живут в разных домиках - буквах) 3. Игра «Телефонисты» Дети повторяют слоги вслед за логопедом, меняя интонацию: Да – та – да – та Да – та – та – да Да – да – да – та Та – та – та – да Да – да – та – та Т
· да 4. Игра «Подари подарки Тане и Даше». - У нас сегодня в гостях куклы Таня и Даша. У детей на столах картинки, в названии которых звуки [Т - Т’] или [Д - Д’]. Логопед предлагает подарить подарки Тане и Даше. Но Тане дарить подарки, в названии которых есть звуки [Т - Т’], а Даше дарить подарки, в названиях которых есть звуки [Д - Д’]. После называния картинки ребёнок определяет место звука в слове (начало, середина, конец) 5. Физминутка. Долго – долго мы идём – Длинная дорожка. Вдалеке мы видим дом – Белые окошки. Из трубы дымок встаёт, В доме дедушка живёт. (речь с движениями) 6. Игра «Ушки на макушке» Логопед предлагает детям заменить в названных им словах звук «Д» на звук «Т». День – (тень) Дима – Тима Плоды – плоты Дачка – тачка Док – ток Дом – том Дочка – точка Дело – тело Дон – тон 7. Составление предложений. - Составьте предложение, так чтобы в словах встречались звуки [Т - Т’] или [Д - Д’]. Затем выбирается наиболее удачное предложение и на доске выкладывается схема этого предложения. - В каком слове встречается нужный нам звук? - Какое оно в предложении по счёту? 8. Работа в индивидуальных кассах. Звукобуквенный анализ слов ДИМА, ТИМА. Затем дети выкладывают в кассах имена мальчиков: Дима и Тима. - Чем похожи и чем отличаются эти слова? 9. Итог занятия. Оценка деятельности детей. - Чему мы учились сегодня на занятии? - Чем похожи и чем отличаются звуки [Д] - [Т]? - Какие слова с этими звуками вы запомнили? Далее логопед даёт оценку деятельности каждого ребёнка.
15