Методы диагностики эмоционально — волевой сферы дошкольников


Круглый стол«Методы диагностики эмоционально - волевой сферы дошкольников» Пономарева Л.Ю. – педагог психолог МАДОУ Детский сад №15 «Родничок» г.Бирска План работы круглого стола:Вступление: 1.Методы психологии. 2. Классификация психологических методик. 3.Эмоции. Виды эмоций. 4.Волевые качества личности. 5.Формирование произвольной сферы дошкольника. 6.Интегративные качества ребенка, выпускника. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.В.А.Сухомлинский  Метод - способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный, нормативный способ осуществления научного исследования.Путь исследований, вытекающий из общих теоретических представлений о существовании изучаемого объекта. Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые далее для выработки практических рекомендаций. Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении. Методы психологии: наблюдение;лабораторный и естественный эксперимент;исследование продуктов деятельности;биографический метод;психологическое моделирование;сравнительно-генетический метод анкетирование и тестирование; «Только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний» , указывали Л.С.Выготский и А.В.Запорожец. . Возрастные нормативы выполнения К 3,5—4 годам ребенок удерживает инструкцию при «игровой» подаче материала, но при выполнении заданий нуждается во внешнем контроле. Ответы еще могут носить импульсивный характер.К 4-5-летнему возрасту ребенок может удерживать инструкцию и самостоятельно выполнять задания, как правило, при условии «проговаривания» программы собственной деятельности. Иногда сам переносит контроль на взрослого: просит проверить, спрашивает. В 5,5—6-летнем возрасте ребенок может удерживать инструкцию, иногда помогая себе «проговариванием», самостоятельно обнаруживает ошибки, может их исправить. К 6,5—7 годам ребенок удерживает инструкцию, при выполнении сложных заданий иногда нуждается в ее повторении. К этому возрасту он уже способен удержать программу выполнения заданий вербального или невербального характера. Оценка сформированности произвольной регуляции психической активностиТакая оценка может быть произведена на следующих уровнях:произвольная регуляция сенсомоторной (двигательной) активности;произвольная регуляция (произвольность) психических процессов и функций;сформированность произвольной регуляции эмоций, поведения в целом. Интегративные качества ребенка, выпускника детского садаФизически развитый, овладевший основными культурно-гигиениче­скими навыками.Любознательный, активный.Эмоционально отзывчивый.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками.