Роль культуры речи школьников в становлении личности


Роль культуры речи школьников в становлении личности
Абуова Куралай Махметовна,
учитель русского языка и литературы
школы-гимназии № 65 города Астаны,
Язык дан человеку для общения. С детства мы приобретаем навыки говорения на языке окружающей среды. Но часто происходит отрицательное влияние на речь школьника. Это связано с тем, что речь упрощается. Сам темп жизни включает нас в процесс отрывочной, краткой речи. В современных условиях они больше интересуются математикой, информатикой, иностранными языками.
  Но все же одной из главных задач в школе остается процесс употребления речи литературной, потому что язык школьника формируется с детства и в последующем говорит об общем уровне культуры человека. Именно в школе у ребят должны воспитываться языковое чутье, умение взыскательнее относиться к своей речи, бороться за чистоту языка.
Культура речи - составная часть личностной характеристики человека. Владение высокой культурой речи является важным условием профессионального успеха личности. Неправильная, примитивная речь может пагубно сказаться и на оценке профессиональной деятельности молодого человека.
Школьники мало читают художественной литературы. Литературно-языковая норма становится менее определенной и обязательной. В языке изменилась мера допустимости, норма стала более свободной. Сейчас наше общество встало на путь расширения границ литературного языка, изменения его состава, и жаргонная лексика получила широкое распространение в повседневной разговорной речи. Особенно распространен жаргон среди школьников, которые определяют его как озорной, вульгарный, насмешливый, циничный, «свой» язык. Подростки склонны воспринимать и употреблять его как язык хлесткий, удалой, лихой и остроумный.
Исследование вопроса повседневной речи учащихся показало, что появились новые просторечные выражения, некоторые из которых имели, может быть, в прошлом иное значение. Такие слова, конечно, не украшают нашу речь, но все же они имеют место в жизни школьника:
«Лох»- неудачник, «СПС» - спасибо, «Фигня» - ненужная вещь, «Халява»- бесплатно, «Окей» - соглашение, «Капец» - пропало и т.д. Анализируя данную ситуацию, попробовала провести тест - опрос среди учащихся 6 -9 классов по употреблению таких слов – паразитов. Оказалось, что 40% школьников не отрицают того, что часто употребляют данные слова.
Вопросы теста:
- Как вы относитесь к употреблению в речи современного школьного сленга?
- Какие слова, на ваш взгляд, употребляются наиболее часто?
- Употребляете ли вы эти слова в устной речи?
- Используете ли вы эти слова в общении с родителями?
-Что нужно сделать для того, чтобы ваша речь приобретала литературную основу?
Дети не отрицали, что их речь не соответствует тому, какие слова они произносят при родителях. В этом возрасте у учащихся уже сформировался определенный литературный запас знаний, но 10% детей признали, что некоторые сленговые слова все же проникали и в письменные работы. Только при помощи учителя некоторым детям удалось избежать нелитературного употребления слов.
Мы все прекрасно знаем, что наш век – это век электронного общения. Все дети и подростки легко и бегло справляются с компьютером, телефонами разных модификаций. Они набирают на клавиатуре сообщения сленгом, ищут подходящий сайт для списывания домашнего задания, скачивают программы для получения ответа, забывая об этике и красоте речи. Можно сказать, что «в моде» сейчас у школьников используется «новый» язык (сленг интернета). Надписи на стенах, заборах и партах всегда были своеобразным акцентом происходящих в стране перемен. Наблюдения показывают, что речь школьников засорена. Встал вопрос о том: что нужно делать для того, чтобы речь приобрела литературную основу? К какому выводу должны прийти мы, языковеды? Характеризуя данное исследование, как процесс наблюдения над речью учащихся, нужно сказать, что, несмотря на быстрый темп жизни и увеличенную в объемах информационную среду, человек не должен забывать о том обществе, в котором он находится и живет. А это, прежде всего, знания и культурный уровень своего народа. Только уважение к себе позволит не нарушать традиции чистой литературной речи. У школьников есть еще время не брать в свою жизнь слова – паразиты, которые так «режут ухо» взрослому состоявшемуся человеку.
Для решения данной проблемы, то есть улучшения речи учащихся и учитель, и родитель, во взаимодействии вовлекая их в интересные познавательные виды деятельности, давать им следующие советы и рекомендации:
1. Читайте познавательную литературу.
2. Запоминайте и осмысливайте высказывания великих людей.
3. Повышайте уровень культуры речи.
4. Не употребляйте жаргонизмы и ненормативную лексику, не сокращайте слова.
5. Смотрите классические художественные фильмы.
6. Следите за речью выдающихся ученых и общественных деятелей.
7. В свободной обстановке старайтесь не терять в своей речи литературные основы.
8. Старайтесь насыщать свою речь красноречивыми цитатами.
9. Работайте со словарями.
10. Читайте больше книг.
11. Помогите своему товарищу, собеседнику в правильном использовании слов, выражений.
12. Подумайте и о том, какую значимость имеет культура вашей речи в жизни общества.
Давая такого рода советы и рекомендации школьнику или своему ребенку, мы приобщаем к нравственным качествам, как великодушие и достоинство, воспитываем определенный стиль общения, развиваем умение четко выражать свою мысль и выслушивать собеседника, то есть способствуем формированию личностных качеств.
Важнейшим шагом в мир прекрасного является познание красоты слова. Слово выступает связующим звеном между прекрасным в действительности и человеком, одухотворяет человека, пробуждает в нем чувство радости, гордости от того, что он ощущает, мыслит. Школьник должен почувствовать завораживающую красоту, гармонию слова. Художественная литература - искусство слова. Подлинными речевыми образцами для школьников на уроках литературы являются художественные тексты, которые следует рассматривать как произведения искусства, где образцом будет, прежде всего, повествование самого автора. Программа по русской литературе открывает богатый языковой материал, который после проведения лингвистического и эстетического анализа художественного текста становится образцом для правильной, чистой и выразительной речи учащихся. А в школе культура речи учащегося должна стать одним из обязательных аспектов каждого урока. Слову доступно все, что доступно мысли, а мысли доступны все сферы и области действительности.
Проблему роли культуры речи в становлении личности освещали в своих трудах ученые Верещагин Е.М., Винокур Г.О., Головин Б.П., Гольдин, B.Е., Грехнев B.C., Костомаров В.Г., Лихачев Д.С., Потылико Г. И., Соколова В.В., Шахнарович A.M. и другие ученые.
Луначарский A.B. в статье «Искусство слова в школе» утверждал, что школьникам необходимо совершенное владение языком как точным орудием передачи мысли.
Винокур Г.О. в своих трудах высказывал суждение, что правильная, чистая речь является признаком правильного общественного поведения. Он выступал за преподавание языка и литературы во взаимосвязи.
Лихачев Д.С. писал в своих работах, что в умении говорить проявляется умственное развитие, моральный облик, характер человека.
Соколова В.В. в книге «Культура речи и культура общения» указывает, что речевая культура влияет на формирование языкового сознания личности и участвует в процессе её становления и общего развития.
Сведения об авторе
ФИО Абуова Куралай МахметовнаНазвание статьи Роль культуры речи школьников в становлении личности Место работы, должность Школа-гимназия № 65
Учитель русского языка и литературы, руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы ШГ№ 65 Контактный телефон 87014813171,
astana11022011@mail.ru