Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста.


Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
В настоящие время отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспеваемости или дератизации детей младшего школьного возраста ,неготовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, несформированность предпосылок овладения программным материалом.
По ряду причин экологического, морфофизиологического и социального характера, включая патологические особенности протекания беременности и раннего постнатального разщвития ребенка, в первую оччередь страдает ранее моторное развитие, формирование базисных иерархических механизмов анализа пространства и пространственно-временных отношений, а также функций программирования и контроля и регуляции деятельности.
В соответствии с возрастом детей и учётом ведущего типа мотивации ( игровая, соревновательная, мотивация достижения, обучения, поощрения или избегания наказания) разрабатывается и вид проведения занятия.
Таким образом, работа начинается с уровня тела (формирование схемы тела), переходя к уровню овладения анализом пространственных взаимоотношений объектов во внешнем пространстве ( в том числе в рабочем пространстве). Работа над овладением квазипространственными (языковыми) представлениями должна осуществляться только при условии овладения и свободной ориентации ребёнка на онтогенетически предыдущих уровнях пространственных представлений.
Схематично “каркас” работы можно представить следующим образом.
РАЗДЕЛ 1
ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННО ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ЭТАП. На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела). Началом является работа непосредственно над схемой тела, а в дальнейшем она продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения “вертикальной организации” его пространства ( его вертикальной оси).
На под этапе 1А работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей лица по параметрам:
Выше всего: …; ниже всего: …; выше, чем: …; ниже, чем: … .В сопоставлении с этими представлениями в работу вводятся предлоги : над, под, между :
Что находится над …?
Что находится под …?
Анализируются различия между этими представлениями ( в отношении характеристик пространства лица).
На под этапе 1Б в аналогичном ключе анализируется положение других частей тела:
Рук(пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо);
Туловища (шея, плечи ,грудь, спина , живот);
Ног (стопа, голень, колено , бедро).
Работа точно так же проводится по вертикальной оси, вначале перед зеркалом, потом через этап движения, прощупывания ( на уровне тактильных и проприоцептивных ощущений), а затем с закрытыми глазами.
Предлоги и слова, обозначающие взаиморасположение частей, вводятся в указанном выше порядке.
На по этапе 1В основным являются отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве ( уровень расположения объектов по отношению к собственному телу), но также непосредственно по вертикальной оси.
Через представления выше, чем…, ниже, чем…, предлоги над, под и между анализируется взаиморасположение объектов, напоминается различие между выше и над, а также ниже и под.
ЭТАП Посвящён работе по формированию представлений о собственном теле ( продолжение работы над схемой тела),объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношении объектов с точки зрения “горизонтальной организации” пространства ( по горизонтальной оси) – вначале только по формированию пространства – “впереди”.
На под этапе 2А при активном участии детей анализируется , что “нельзя описать словами выше, ниже, над, под расположение частей тела, если оно находится вгоризонтальной плоскости”.