Использование современных образовательных технологий на занятиях адаптивной физической культурой и адаптивным спортом


Использование современных образовательных технологий на занятиях адаптивной физической культурой и адаптивным спортом
Одной из важнейших проблем современного общества является социализация человека с ограниченными возможностями. По данным ООН каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. Одной из важнейших задач является формирование позитивного общественного мнения о людях с ограниченными возможностями.
В статье 22 Всеобщей Декларации прав человека говорится: «каждый человек как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства».
Общество – это сложная система отношений, в которые мы вступаем в повседневной жизни. Каждый индивид усваивает социальный опыт путем вхождения в социальную среду. При этом происходит адаптация, в ходе которой человек приспосабливается к окружению, но при этом он не лишен и своих потребностей и интересов. В повседневной жизни мы встречаемся не только с позитивным отношением к себе, но и вступаем в противоречия с окружением. В такой непростой обстановке происходит социализация личности, ее индивидуализация. Особенно трудно проходить процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением интеллекта.
У таких детей отмечается неадекватность самооценки, нарушения мотивационно-эмоциональной сферы. Для этой категории детей характерно отсутствие достаточного межличностного общения, в том числе невербального. Отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности. Многолетний опыт работы показывает, что нельзя подготовить воспитанников специальной школы к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, не воспитав у них эмоционально-волевых качеств, не научив правильно вести себя в различных ситуациях, проявлять необходимое волевое напряжение при выполнении любой задачи. Только действенная практика укрепляет мотивацию достижения успеха. В итоге ребенок, познавший вкус успеха, перестает чувствовать себя неспособным к обучению.
Работая с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, своей главной задачей считаю их социализацию через занятия физической культурой и спортом, а так же через спорт высших достижений.
Физическая культура и спорт призваны, используя сохранные функции, остаточное здоровье и психофизический потенциал умственно отсталого ребенка, максимально реализовать его возможности для полноценной жизни, самостоятельности, социальной активности и социализации.
Для решения поставленных задач применяю следующие учебно-тренировочные технологии: игровая, системно - деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение.
Личностно-ориентированное обучение использую практически на каждом занятии. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с каждым ребенком, учитывая тяжесть и характер двигательных нарушений, возрастные и половые различия. Благодаря этому успешно решаю поставленные задачи: коррекции психофизического развития, воспитания нравственных и волевых качеств, адаптации и интеграции обучающихся.
Игровая технология применяется мною практически на всех занятиях. Данная технология способствует созданию дружеской атмосферы в спортивном коллективе, при этом позволяет сохранить элемент конкуренции внутри учебно-тренировочной группы; способствует улучшению спортивных показателей; информированности воспитанников о других видах спорта. Включаю в учебно - тренировочные занятия не только общеразвивающие упражнения, но и эстафеты, подвижные игры, спортивные игры, элементы из тактических и технических приемов таких спортивных игр, как бадминтон, волейбол, баскетбол, ручной мяч; провожу соревнования как внутри учебно-тренировочных групп, так и между группами; применяю принцип системности и связи теории с практикой, принцип наглядности, принцип всестороннего развития личности.
Во время игр дети охотно и с интересом выполняли то, что вне игры кажется им неинтересным и трудным. Соединение в подвижной игре трех компонентов – физического упражнения, эмоционального фона и умственной нагрузки приближает ребенка к естественной жизни, освоению взаимоотношений, развитию личностных качеств, что способствовало решению задач занятия.
Системно - деятельностный подход применяется мною в группах тренировочного этапа обучения для развития у воспитанников необходимых мыслительных и физических процессов, которые позволят решать проблемы и преодолевать препятствия, как в учебно-тренировочном процессе, так и в соревновательной деятельности. При проведении учебно-тренировочного процесса целенаправленно формирую такие условия, при которых воспитанники должны применять умения и навыки для преодоления препятствий на пути к достижению поставленной цели. При планировании и проведении учебно-тренировочных занятий с учетом результатов применения системно - деятельностный подхода я имею возможность проводить психологическую работу с воспитанниками, направленную на преодоление сложных ситуаций. Мною было проведено открытое занятие в группе легкой атлетики (спорт лиц с интеллектуальными нарушениями) тренировочного этапа первого года обучения. В основной части тренировочного занятия я использовал технологию деятельностного метода, которая дала возможность наилучшим образом реализовать цели и задачи тренировочного этапа. Обучающимся давалась большая самостоятельность на тренировке, они учились анализировать свою работу, находить ошибки при выполнении заданий и определять пути и способы их исправлений.
Использование выше перечисленных технологий в своей педагогической деятельности позволяет добиваться высоких результатов, как в области адаптивной физической культуры, так и в области адаптивного спорта – спорт лиц с интеллектуальными нарушениями.













15