Статья Особенности обучения детей с нарушением интеллекта швейному делу


Особенности обучения детей с нарушением интеллекта швейному делу
Умственно отсталые школьники должны получить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, который необходим для их социальной адаптации. Содержание, как и в массовой школе, должно охватывать различные виды знаний, вооружить учащихся некоторым методологическим подходом к познавательной и практической деятельности (с учетом их особенностей и возможностей усваивать учебный материла). В программах, учебниках, в самом учебном процессе должно быть предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, а также фактов повседневной действительности. Что касается таких видов знаний как основные законы науки, теории, содержащие систему научных знаний, то они могут иметь место в самом элементарном и ограниченном виде при изучении конкретных учебных предметов.
Все полученные знания будут действенными, если учащиеся овладеют опытом их применения на практике. Различаются интеллектуальные и практические умения и навыки, т. е. навыки относятся не только к практической, но и интеллектуальной деятельности. Однако, учитывая, что основной дефект умственно отсталых школьников лежит в области именно интеллектуальной сферы, не все получаемые учащимися знания во вспомогательной школе формируются в необходимые умения и доводятся до уровня усвоенных знаний. Это касается поисковых навыков при решении задач, различных упражнений, а также умений и навыков, способствующих самостоятельному усвоению и приобретению знаний. Основная задача вспомогательной школы – формирование умений и навыков учебной деятельности.
Содержание образования во вспомогательной школе направлено на обеспечение у умственно отсталых школьников таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества. Однако для достижения этого вспомогательная школа использует специфические средства, с помощью которых осуществляется доступное умственно отсталым школьником образование.
Важное теоретическое положение, выдвинуто Л.С. Выготским, которое легло в основу разработки вопросов содержания образования, заключается в том, что нельзя строить обучения умственно отсталых детей, только учитывая и корригируя их недостатки. По мнению Л. С. Выготского, характеризовать такого ребенка как задержанного в физическом и психическом развитии, ослабленного и т. д. – верно только наполовину, потому что отрицательной характеристикой нисколько не исчерпывается положительное своеобразие этого ребенка. Многочисленные психологические и психолого-педагогические исследования показывают, что у умственно отсталых детей школьного возраста обнаруживается не только нарушение отдельных психофизических функции, но и относительная сохранность других. Таким образом, обучение в вспомогательной школе осуществляется с учетом не только их особенностей, но и возможностей, благодаря чему ученики оказываются в состоянии овладеть элементарными знаниями и навыками на адекватном их способностям уровне.
Это дает основание говорить, что вопрос развивающего обучения, при котором обеспечивается развитие познавательной деятельности учащихся и которому в современной педагогике уделяется значительное внимание, является актуальным и для вспомогательной школы. Однако развитие познавательной деятельности умственно отсталых детей возможно лишь при специальном коррекционном воздействии. Поэтому применительно к вспомогательной школе мы можем говорить о коррекционно-развивающем обучении.
Профессионально-трудовое обучение (швейное дело, столярное дело) в коррекционной школе 8 вида занимает большую часть учебной программы. Швейное дело изучается с 5 по 9 класс. Формируемые на уроках труда знания можно сгруппировать по их содержанию: Устройство орудий труда (оборудование); Свойства материалов Правила работы (правила ТБ); Технико-технологические процессы и сведения об организации труда (структура швейного производства при индивидуальном и массовом способе производства швейных изделий); Систематизация и классификация изучаемых предметов и явлений (конструирование и моделирование, поузловая обработка деталей изделия).
В связи с выраженной интеллектуальной недостаточностью воспитанников школы решающую роль в процессе социальной адаптации играет самообслуживаюший труд и конкретная профессиональная деятельность. Именно поэтому то, на сколько подготовленными и мотивированными выйдут они из стен учебного заведения будет зависеть их будущая судьба и успешность их интеграции в обществе. Присущие умственно отсталым дефекты психики затрудняют формирование знаний и их практическое применение.
Поэтому проблеме подготовки воспитанников специальной (коррекционной) школы к профессиональному труду посвящены научные исследования известных олигофренопедагогов и олигофренопсихологов (А.Н. Граборов, Ж.И. Шиф, И.М.Соловьёв, В.Я.Василевская, Г.М. Дульнев и др.) С.Д. Забрамная в своей книге «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей» отмечала: «для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании». Методика же формирования технических и технологических знаний учащихся вспомогательной школы и их применения на практике изложена в книге С.Л. Мирского «Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда», которая обобщает опыт работы вспомогательных школ в этом направлении.
Посредством предмета «швейное дело» учащиеся готовятся к самостоятельной жизни в обществе. Основные задачи обучения: дать учащимся необходимый объём знаний, умений, помочь овладеть навыками будущей профессии. Развить стремление у учащихся к овладению промышленной технологией пошива женской и детской лёгкой одежды. Корригировать и развивать у учащихся мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики. Формировать эстетические представления и творческое воображение. Способствовать развитию навыков социальной адаптации и самостоятельности в быту.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Преподавание швейного дела в коррекционной школе 8 вида ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, биологии, русского языка, обществознания. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую моторику рук. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.
5 класс – знакомство с устройством швейной машины, приёмами работы на ней и обработкой прямых, косых и закруглённых срезов.
6 класс – приёмы работы с чертежами, снятие мерок и пошив простейших изделий (косынка, фартук с круглым вырезом, фартук с нагрудником, ночная сорочка с круглым вырезом; приемы ремонта одежды; материаловедение, машиноведение).
7-8 класс – изучаются технология пошива лёгкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий (ночная сорочка, пижама, юбка, блузка, платье, постельное белье), которое состоит из множества мелких операций, поэтому важно спланировать процесс пошива и анализировать результат.
9 класс – овладение учащимися промышленной технологией пошива одежды и постельного белья. Изготовление выкройки и раскрой платья, отрезного по линии талии, готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину, технология пошива лёгкой женской одежды. Швейные материалы, используемые на швейном предприятии, оборудование швейного цеха и ВТО изделий на швейном предприятии. Организация труда и производства на швейной фабрике Правила безопасной работы на швейном производстве. Работа на универсальной и специальной швейных машинах Трудовое законодательство
Так же учащиеся изучают материаловедение, машиноведение.
В процессе изучения материаловедения (изучение состава и свойств материала) целесообразно использовать лабораторные работы– это особый вид упражнений, которые выполняются учащимися с целью самостоятельного приобретения знаний. На уроках швейного дела лучше всего их проводить фронтально. Это требует наличия необходимого оборудования в достаточном количестве. Для лабораторных работ нужно подбирать такие образцы материалов, на которых можно хорошо различать происходящие с ними изменения.
Одним из основных принципов обучения на занятиях трудового обучения является наглядность и доступность. Для одного урока обычно требуется много разнообразной наглядности, которая дает возможность учащимся с умственной отсталость более детально представлять изучаемый объект, создается целостная картина представления.. Учитывая повышенную отвлекаемость умственно отсталых учащихся, на каждом этапе занятия учитель демонстрирует только те наглядные пособия, которые необходимы для проработки данного учебного материала. Пособия, с которыми работа закончена и которые не потребуются на последующих этапах занятия, убираются с демонстрационных щитов. Основными наглядными и раздаточными материалами на занятиях швейного дела являются: предметно-технологические карты, инструкционно-технологические карты. Они представляют собой процесс выполнения операции в виде последовательности действий. Каждое действие должно иметь краткое словесное описание с указанием технических условий (ширина шва), сопровождающееся графическим изображением.
В работе в основном используются практические работы – применение на практике теоретических знаний.
Комплексные практические работы характеризуются выполнением всех этапов трудового задания, начиная с ориентировки в нем и завершая итоговым контролем, и требуют от учащихся использования навыков и умений, связанных как с уже изученными, так и новыми темами. Трудовые задания при выполнении комплексных практических работ на занятиях по обработке древесины, металлов, тканей, продуктов питания заключаются чаще всего в изготовлении изделий, требующем применения разных технологических операций. Тем самым комплексные практические работы являются важным средством обеспечения концентричности трудового обучения.
Занятия практического повторения основной целью имеют закрепление трудовых навыков и умений учащихся. Новые технологические операции и приемы труда на таких занятиях не изучаются. На занятия практического повторения рекомендуется отводить от 20-30 % учебного времени в 6 классе до 50 % и более – в 10 классе.
В связи с этим приведем разработку технологической карты занятия практического повторения.
Самостоятельные и контрольные работы проводятся в целях педагогической диагностики и используются как средство контроля эффективности трудового обучения.
В рамках занятий рассмотренных типов обучение рекомендуется организовывать по операционно-комплексной системе, при которой сначала учениками осваиваются новые приемы труда, затем применяемые при выполнении комплексных практических работ и на занятиях практического повторения. Предпочтительность этой системы обучения обоснована Г.М. Дульневым . Материал, преподаваемый учащимся, носит концентрический характер – по мере взросления увеличивается объем и сложность материала.
Обучение швейному делу умственно отсталых детей эффективно только при индивидуальном и дифференцированном подходе к каждому конкретному ученику.
Трудовое обучение является основным предметом в школе для умственно отсталых детей, играет важную роль в системе социальной адаптации. После прохождения полного курса обучения в коррекционной школе учащиеся выполняют итоговую аттестационную работу (выпускной экзамен) по изучаемой профессии. Цель проведения итоговой аттестации выпускников: проверка соответствия знаний выпускников требованиям программ, глубины и прочности полученных знаний, умения применять их в практической деятельности. Выпускной экзамен состоит из выполнения практической контрольной работы и ответов на теоретические вопросы в пределах требований учебных программ по соответствующим видам труда.
Экзамены проводятся после окончания учебных занятий и производственной практики. К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, освоившие в полном объеме программу профессионально-трудового обучения.
Использованная литература
Василевская В.Я., Краснянская И.М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы в процессе работы с наглядным материалом. Известия АПН РСФСР, вып. 68, 1955. Книга с 2 авторами
Венгер Л.А. Диагностика умственного развития детей дошкольного возраста/под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. - 248 с. Книга с 2 авторами
Власова Т.А. и Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. М., «Просвещение», 1973. - 175 с. Книга с 2 авторами
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 2. - М., 1982. (Мышление и речь: 5-361.) Описание тома из многотомн. изд.
Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М: Просвещение, 1961.-195 с. Книга с 1 автором
Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев; под ред. Т.А. Власовой, В.Г. Петровой. - М., 1981 Книга с 2 авторами
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1982. Книга с 1 автором
Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М.: Просвещение, 1988. - 96 с. Книга с 1 автором
Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 208 с. Книга с 2 авторами
Ковалева Е.А. Содержание и методика трудового обучения в сельских вспомогательных школах // Дефектология. - 1985. - №6. - С.41-44. Статья из журнала
Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под ред. Г.М. Дульнева. М., «Педагогика», 1971. Книга с 1 автором
Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта: Методическое пособие. - М., Аркти, 2006. - 104 с. (Коррекционная педагогика). Книга с 1 автором
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с. Книга с 1 автором
Мерсиянова Г.Н. Выполнение практических заданий учащимися вспомогательной школы / НИИ педагогики УССР. - К.: рад.шк., 1985. - 80 с. Книга с 1 автором
Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: учеб.пособие для учителя / С.Л.Мирский. - М., 1988 Книга с 1 автором
Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1992. - 127 с.: ил. Книга с 1 автором
Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики: учеб.пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А.Еремина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с. Книга с 3 авторами
Немов Р.С. Психология. Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с. Книга с 1 автором
Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост. :Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина. - М.: Просвещение, 1983.-176 с.,ил. Книга с 3 авторами
Обучение детей с нарушением интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика.): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.-272 с. ). Книга с 1 автором
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов педагогических. институтов / Под ред. В.В. Воронковой– М.: Школа-Пресс, 1994.-416с Книга с 1 автором
Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: учеб.пособие для учителя / Н.П. Павлова. - М., 1988 Книга с 1 автором
Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы / Б.И. Пинский. - М., 1985. Книга с 1 автором
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. - Сб.2. - М., 2001. Сборник
Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. Под ред. Ж.И. Шиф. М., «Педагогика», 1972 Книга с 1 автором
Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Науч. исслед. ин-т дефектологии Ака. пед. наук СССР. - М. Педагогика, 1985. - 128 с. Книга с 1 автором
Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). - М. Просвещение, 1959 Книга с 1 автором
Рубинштейн С.Я. «Психология умственно отсталого школьника» - М.: Издательство «Просвещение»,1970.-199с. Книга с 1 автором
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии:СПб: Издательство «Питер», 2000, Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-СлавскаяКнига с 1 автором
Шиф Ж.И. «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы», под ред. Ж. И. Шиф. М., «Просвещение», Книга с 1 автором