КТП по математике 3 класс 7 вид Школа России


Рабочая программа по математике
для ученика 3 класса (7 вид)
Разработала: Зайнулина О.Е., учитель начальных классов МБОУ ЦО с.Алькатваама2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика: рабочие программы. 1-4 класс» » (из сборника рабочих программ «Школа России») М: «Просвещение», 2011 г. . К учебнику Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. Математика 3 класс. В 2 частях. М.: «Просвещение», 2013г.
Программа разработана для ученика 3 класса Кавье Дениса.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах,геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение ученика математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Ребёнок научится не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение математики в третьем классе начальной школы отводится по 5 ч в неделю, 170 ч (34 учебных недель).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установленияаналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также дляоценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в третьем классе ученик научится: называть:
- последовательность чисел до 1000;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
- единицы длины, площади, массы;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- виды треугольников;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- понятие «доля»;
- определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;
- чётные и нечётные числа;
- определение квадратного дециметра;
- определение квадратного метра;
- правило умножения числа на 1;
- правило умножения числа на 0;
- правило деления нуля на число;
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- длины отрезков;
- площади фигур;
различать:
- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
- читать:
- числа в пределах 1000, записанные цифрами; воспроизводить:
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
- соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;
- соотношения между единицами времени: 1 год = 12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;
- приводить примеры:
- двузначных, трёхзначных чисел;
- числовых выражений;
- моделировать:
- десятичный состав трёхзначного числа;
- алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; упорядочивать:
- числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения; анализировать:
текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
- треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);- конструировать:
тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами трёхзначные числа;
- решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000. используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
- заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1-3 действия;
- находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре
арифметических действия в пределах 100;- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел е пределах 1000;
- классифицировать треугольники;
- умножать и делить разными способами;
- выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
- сравнивать выражения;
- решать уравнения;
- строить геометрические фигуры;
- выполнять внетабличное деление с остатком;
- использовать алгоритм деления с остатком;
- выполнять проверку деления с остатком;
- находить значения выражений с переменной;
- писать римские цифры, сравнивать их;
- записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа;
- сравнивать доли;
- строить окружности.
- составлять равенства и неравенства.
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения предмета. Критерии оценивания
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоение программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-поз-тельные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике в третьем классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Нормы оценок по математике
Работа, состоящая из примеров: Работа, состоящая из задач. Комбинированная работа Контрольный устный счет.
«5» - без ошибок. «5» - без ошибок. «5» - без ошибок. «5» - без ошибок.
«4» -1 грубая и 1 -2 негрубые ошибки. «4» - 1-2 негрубых ошибки. «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче. «4»- 1-2 ошибки.
«3»-2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки «3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки. «3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным. «3» - 3-4 ошибки.
«2» - 4 и более грубых ошибки. «2» - 2 и более грубых ошибки. «2» - 4 грубые ошибки. Циклограмма тематического контроля
Четверть Тема раздела Контрольные работы Проверочные работы Ср-/работа Проекты
1 Сложение и вычитание Табличное умножение и деление Входная контрольная работа Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). 1 Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление» за 1 четверть Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (Тестовая форма) стр.80-81 1 Проект «Математические сказки»
2 1 Контрольная работа за 1 полугодие 1 3 Внетабличное умножение и деление Контрольная работа по теме «Решение уравнений» 1 Контрольная работа по теме «Деление с остатком» 1 Проект «Задачи-расчеты»
Числа от 1 до 1000. Нумерация Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000» за 3 четверть. Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» с 62 1 4 Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» Числа от 1 до 1000. Умножение и деление 1 Итоговое повторение «Что узнали, чему научились» Итоговая контрольная работа за 3 класс 1 ИТОГО 9 3 9 2
Информационно-методическое обеспечение

п/п Авторы Название Год издания Издательство
Цыкина Н.А. Сборник рабочих программ «Школа России»
1-4 классы 2011 Москва «Просвещение»
М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.СтепановаМатематика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. 2013 Москва «Просвещение»
Электронное приложение к учебнику Математика, авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова2013 Москва «Просвещение»
Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс 210 ч.
№ п\пТема Кол-во часов Планируемые результаты Деятельность учащихся Вид контроля Дата
Личностные МетапредметныеПредметные Сложение и вычитание план факт
1 Устные приемы сложения и вычитания.
Стр. 4 1 Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
 Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
 Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также дляоценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. 
Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. 
Обозначать геометрические фигуры буквами.
Решать задачи логического и поискового характера. опрос 02.09 2 письменные приемы сложения и вычитания.
Стр. 5 1 опрос 05.09 3 Устные и письменные приемы сложения и вычитания 1 опрос 4 Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при сложении.
Стр.6-8 1 Индивид. опрос 06.09 5 Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании
Стр.9 1 Ар/дикт. 07.09 6 Геометрические фигуры.  Обозначение геометрических фигур буквами.
Стр.10 1 опрос 08.09 7 Черчение геометрических фигур 1 с\р09.09 8 Работа с информацией. (Задания логического и поискового характера)
Стр.11-13 1 Индивид. опрос 12.09 9 Повторение пройденного: Что узнали? Чему научились? стр.14-16 1 Прак.\работа 13.09 Табличное умножение и деление 10 Связь умножения и деления. Таблицы умножения и деления с числами 2,3
Стр.18-19 1 Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Регулятивные УУД:
Средством формирования
этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.
В диалоге с учителем учиться
вырабатывать критерии оценки
и определять степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя
из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную
информацию: 
делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: 
составлять простой 
планучебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Применять правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
Вычислять значения числовых выражений в 2—3 действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.
Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения(с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий).Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.Моделировать зависимости между величинами с помощью схематических чертежей.Решать задачи арифметическими способами. 
Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения.
Составлять план решения задачи.
Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану.
Пояснять ход решения задачи.Выполнять задания логического и поискового характера.
Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2—7.
Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений числовых выражений.
Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного.
Выполнять задания творческого и поискового характера. Составлять план успешной игры
Составлять рассказы, сказки с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов
Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов.
Собирать и классифицировать информацию.
Работать в паре. Оценивать результат и ход работы.
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.
Сравнивать геометрические фигуры по площади.
Находить площадь прямоугольника разными способами.
Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0.
Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать
текстовые задачи разных видов.
Чертить окружность (круг) с использованием циркуля.Моделировать различное расположение кругов на плоскости.
Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию.
Находить долю величины и величину по ее доле.
Сравнить разные доли одной и той же величины.
Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие.
Дополнять задачи-расчеты недостающими данными и решать их.
Располагать предметы на плане комнаты по описанию.
Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы.
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Анализировать свои действия и управлять ими
опрос 14.09 11 Четные и нечетные числа
Стр.20 1 Индивид. опрос 15.09 12 Таблицы умножения и деления с числами 2,3 1 опрос 16.09 13 Входная контрольная работа 1 к\р17.09 14 Работа над ошибками.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы.
Стр.21 1 опрос 19.09 15 Зависимость между величинами. 1 опрос 20.09 16 Зависимость между величинами: цена, количество, стоимость
Стр. 22 1 опрос 21.09 17 Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; Стр.23 1 опрос 22.09 18 Зависимости между пропорциональными величинами: расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы.
1 опрос 23.09 19 Порядок выполнения действий в выражениях со скобками Стр. 24-25 1 Ср/работа 26.09 20 Порядок выполнения действий в выражениях без скобок
Стр. 26 1 Ар/дикт. 27.09 21 Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок 1 опрос 28.09 22 Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы.
Стр.27 1 опрос 29.09 23 Повторение пройденного. Что узнали, чему научились.
Стр. 29-31 1 с\р30.09 24 Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.
Стр.32-33 1 с\р03.10 25 Таблица умножения на 2, 3 1 Тест 04.10 26 Таблица умножение и деления с числом 4
Стр. 34 1 Пров.работа05.10 27 Таблица Пифагора
Стр.35 1 опрос 06.10 28 Практическое применение таблицы Пифагора 1 Мат/дикт. 07.10 29 Задачи на увеличение числа в несколько раз
Стр. 36-37 1 опрос 10.10 30 Решение задач на увеличение числа в несколько раз и на несколько единиц 1 Практ.работа11.10 31 Задачи на уменьшение числа в несколько раз
Стр. 38 1 опрос 12.10 32 Решение задач
Стр.39 1 с\р13.10 33 Таблица умножение и деления с числом 5
Стр. 40 1 опрос 14.10 34 Задачи на кратное сравнение стр.41-43 1 опрос 17.10 35 Таблица умножение и деления с числом 6
Стр. 44 1 опрос 18.10 36 Повторение таблиц умножения 2-6 1 с\р19.10 37 Решение задач. стр. 45-46 1 Ар/дикт. 20.10 38 Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление» за 1 четверть 1 Индивид. опрос 21.10 39 Работа над ошибками. Решение задач. стр. 47 1 с\р24.10 40 Таблица умножение и деления с числом 7
Стр. 48 1 Тест 25.10 41 Повторение изученных таблиц умножения 1 Ср/работа 26.10 42 Страничка для любознательных.
Проект «Математические сказки»
Стр.49-51 1 опрос 27.10 43 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
Стр.52-55 1 опрос 28.10 Табличное умножение и деление 44 Площадь. Сравнение площадей фигур.
стр.56-57 1  Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Регулятивные УУД:
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также дляоценки их количественных и пространственных отношений.
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.
Сравнивать геометрические фигуры по площади.
Находить площадь прямоугольника разными способами.
Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0.Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.
Чертить окружность (круг) с использованием циркуля.Моделировать различное расположение кругов на плоскости.Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию.
Находить долю величины и величину по ее доле.
Сравнить разные доли одной и той же величины.
 Описывать явления и события с использованием величин времени.
Переводить одни единицы времени в другие.Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.. опрос 07.11 45 Квадратный сантиметр.
Стр.58-59 1 опрос 08.11 46 Площадь. Периметр 1 опрос 09.11 47 Площадь прямоугольника.
Стр.60-61 1 Ар/дикт. 10.11 48 Таблица умножение и деления с числом 8
Стр. 62 1 опрос 11.11 49 Изученные табличные случаи умножения 1 опрос 14.11 50 Закрепление изученногоСтр.63 1 Кроссворд 15.11 51 Решение задач. стр. 64 1 с\р16.11 52 Изученные табличные случаи умножения 1 опрос 17.11 53 Таблица умножение и деления с числом 9
Стр. 65 1 Ар/дикт. 18.11 54 Квадратный дециметр.
Стр. 66-67 1 Мат. Дик. 21.11 55 Изученные табличные случаи умножения 1 опрос 22.11 56 Таблица умножения. Закрепление.
Стр.68-69 1 Ср/работа 23.11 57 Квадратный метр. стр.70-71 1 опрос 24.11 58 Площадь. Единицы площади 1 опрос 25.11 59 Закрепление изученного.
стр.72 1 Самостоятельная работа 28.11 60 Странички для любознательных.
стр. 73-75 1 с\р29.11 61 Изученные табличные случаи умножения 1 опрос 30.11 62 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» стр.76-79 1 Тест 01.12 63 Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (Тестовая форма) стр.80-81 1 Провер.работа02.12 64 Умножение на 1. стр.82 1 опрос 05.12 65 Умножение на 0. стр.83 1 опрос 06.12 66 Изученные табличные случаи умножения 1 опрос 07.12 67 Умножение и деление с числами 1 и 0.Деление 0 на число. стр.84-85 1 опрос 08.12 68 Закрепление изученного. Странички для любознательных стр. 86-90 1 Ар/дикт. 09.12 69 Закрепление изученного. Странички для любознательных стр. 86-90 1 Тест 12.12 70 Доли. Первичное ознакомление. стр.92-93 1 Индивид. опрос 13.12 71 Доли 1 опрос 14.12 72 Окружность. Круг. стр.94-95 1 15.12 73 Диаметр окружности (круга) стр.96-97 1 Тест 16.12 74 Площадь. Единицы площади 1 опрос 19.12 75 Единицы времени. Год, месяц. стр. 98-99 1 опрос 20.12 76 Единицы времени. Сутки. стр. 100 1 Ср/работа 21.12 77 Контрольная работа за 1 полугодие 1 к\р22.12 78 Работа над ошибками. Странички для любознательных. стр.101-103, стр. 109 1 23.12 79 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» стр.104-108
1 с\р26.12 80 Повторение пройденного1 опрос 27.12 Внетабличное умножение и деление 81 Умножение и деление круглых чисел. стр.4 1 Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Смыслополагание.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Регулятивные УУД:
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.
Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление
Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.
Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком.
Решать текстовые задачи арифметическим способом.  
Вычислять значение выражений с двумя переменными при заданных числовых значениях входящих в него букв.
Решать задачи логического и поискового характера, выполнять задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки:«если не …, то», «если не …, то не …»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям.
Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их.
Составлять план решения задачи.
Анализировать и оценивать результат работы Мат. Дик. 28.12 82 Деление вида 80:20
Стр. 5 1 опрос 29.12 83 Повторение изученных случаев деления 1 30.12 84 Умножение суммы на число. стр.6-7 1 опрос 12.01 85 Приемы умножения для случаев вида 23•4. стр.8 1 Индивид. опрос 13.01 86 Устные приемы умножения и деления 1 опрос 16.01 87 Умножение двузначного на однозначное число.
стр. 9 1 Ар/дикт. 17.01 88 Закрепление изученного по теме «Умножение двузначного на однозначное число» стр.10 1 с\р18.01 89 Закрепление изученного по теме «Умножение двузначного на однозначное число» Странички для любознательных. стр.11-12 1 Тест 19.01 90 Деление суммы на число. стр. 13 1 опрос 20.01 91 Изученные табличные случаи умножения 1 опрос 23.01 92 Деление суммы на число. стр. 14 1 опрос 24.01 93 Деление двузначного на однозначное число. стр.15 1 опрос 25.01 94 Компоненты деления 1 опрос 26.01 95 Делимое. Делитель. стр. Проверка деления 16-17 1 Ср/работа 27.01 96 Компоненты деления 1 опрос 30.01 97 Случаи деления вида 87:29 стр. 18 1 Ар/дикт. 31.01 98 Проверка умножения. стр. 19 1 опрос 01.02 99 Взаимосвязь компонентов умножения и деления 1 опрос 02.02 100 Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления. стр.20-21 1 Индивид. опрос 03.02 101 Решение уравнений 1 опрос 06.02 102 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Странички для любознательных. стр. 22-25 1 с\р07.02 103 Контрольная работа по теме «Решение уравнений» 1 к\р08.02 104 Работа над ошибками. Деление с остатком. стр.26 1 опрос 09.02 105 Деление с остатком. Первичное ознакомление стр.27 1 опрос 10.02 106 Деление с остатком.28-29 1 опрос 13.02 107 Закрепление 1 опрос 14.02 108 Решение задач на деление с остатком. стр. 30 1 опрос 15.02 109 Случаи деления, когда делитель больше делимого. стр. 31 1 опрос 16.02 110 Решение задач на деление с остатком. Проверка деления с остатком. Стр.32. 1 опрос 17.02 111 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». стр. 33-35
1 Проект 20.02 112 Проект «Задачи-расчеты» 1 проект 21.02 113 Контрольная работа по теме «Деление с остатком» 1 к\р 22.02 Нумерация 114 Работа над ошибками. Тысяча. стр.42 1 Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Смыслополагание.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. Читать и записывать трехзначные числа.
Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения.
Заменять трехзначное числа суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа.
Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или
восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие.
Сравнивать предметы по массе.
Читать и записывать числа римскими цифрами.
Сравнивать позиционную десятичную систему счисления с Римской непозиционной системой записи чисел.
Читать записи на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков, представленные римскими цифрами. с\р27.02 115 Образование и названия трехзначных чисел, запись трёхзначных чисел. стр. 43-45 1 Мат. Дик. 28.02 116 Письменная нумерация в пределах 100. стр. 46 1 01.03 117 Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз. стр. 47 1 Ар/дикт. 02.03 118 Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. стр. 48 1 опрос 03.03 119 Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. стр. 49 1 опрос 06.03 120 Приемы устных вычислений 1 опрос 07.03 121 Сравнение трехзначных чисел. стр. 50 1 опрос 09.03 122 Письменная нумерация в пределах 1000. стр. 51 1 Тест 10.03 123 Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000» за 3 четверть. 1 к\р13.03 124 Работа над ошибками. Странички для любознательных. стр. 52-53, стр. 55-57 1 с\р14.03 125 Запись чисел в пределах 1000 под диктовку 1 опрос 15.03 126 Единицы массы. Грамм. стр. 54 1 Ср/работа 16.03 127 Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» 1 Проверочная работа 17.03 128 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».стр 58-61 1 опрос 20.03 Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание 21.03 129 Приемы устных вычислений. стр.66 1 Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Смыслополагание.
Регулятивные УУД:
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений.Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000.
Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях.
Использовать различные приемы проверки правильности вычислений.
Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних — равносторонние) и называть их.
Решать задачи творческого и поискового характера. опрос 22.03 130 Приемы устных вычислений вида: 450+30, 620-200. стр. 67 1 опрос 03.04 131 Приемы устных вычислений без перехода через сотню 1 опрос 04.04 132 Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90. стр. 68 1 Ар/дикт. 05.04 133 Приемы устных вычислений вида: 260+310, 670-140.
стр. 69 1 опрос 06.04 134 Приемы устных вычислений с переходом через сотню 1 опрос 07.04 135 Приемы письменных вычислений. стр. 70 1 с\р10.04 136 Алгоритм сложения трехзначных чисел.
стр. 71-72 1 опрос 11.04 137 Виды треугольников. стр. 73 1 Индивид. опрос 12.04 138 Выполнение вычислений по алгоритму 1 опрос 13.04 139 Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» 1 к\р14.04 140 Работа над ошибками. Повторение изученного «Что узнали. Чему научились». стр. 76-79 1 опрос 17.04 141 Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» 1 Проверочная работа 18.04 Умножение и деление 142 Приемы устного умножения и деления. стр. 82-84 1 Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Смыслополагание.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой планучебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также дляоценки их количественных и пространственных отношений.
— 
Использовать различные приемы для устных вычислений.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный,остроугольный.
Находить их в более сложных фигурах
Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.
Использовать различные приемы проверки правильности вычислений, в том числе и калькулятор опрос 19.04 143 Виды треугольников. стр. 85 1 Ар/дикт. 20.04 144 Обозначение геометрических фигур 1 п\р 21.04 145 Приемы письменного умножения на однозначное число.
стр. 88 1 опрос 24.04 146 Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. стр. 89 1 опрос 25.04 147 Применение алгоритма письменного умножения трехзначного числа 1 опрос 26.04 148 Приемы письменного умножения на однозначное число.
стр. 90 1 опрос 27.04 149 Приемы письменного деления на однозначное число. стр. 92 1 с\р28.04 150 Приемы письменного умножения и деления 1 опрос 02.05 151 Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное. стр. 93-94 1 опрос 03.05 152 Проверка деления.
стр. 95 1 Индивид. опрос 04.05 153 Взаимосвязь компонентов умножения и деления 1 опрос 05.05 154 Знакомство с калькулятором.
стр. 97-98 1 опрос 08.05 155 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». стр. 99-102 1 с\р10.05 Повторение 156 Итоговая контрольная работа за 3 класс 1 Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Смыслополагание.
Регулятивные УУД:
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере). Выполнять сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000. 
Решать выражения и уравнения
 
Обозначать геометрические фигуры буквами.
Решать задачи логического и поискового характера. к\р 11.05 157 Работа над ошибками.
Повторение. Нумерация. стр. 103 1 опрос 12.05 158 Повторение Нумерация 1 Ар. диктант 15.05 159 Повторение. сложение и вычитание.
стр. 103-104 1 Мат. Дик. 16.05 160 Повторение. Устные приемы сложения и вычитания 1 Мат. диктант 17.05 161 Повторение. Умножение и деление. стр. 105-106 1 Ср/работа 18.05 162 Повторение. Порядок выполнения действий. стр. 107 1 Индивид. опрос 19.05 163 Повторение. Решение задач. стр. 107-108 1 с\р22.05 164 Повторение. Компоненты действий 1 опрос 23.05 165 Повторение. Геометрические фигуры и величины. стр. 109 1 с\р24.05 166 Повторение. Табличное умножение и деление 1 25.05 167 Повторение. Взаимосвязь умножения и деления 1 опрос 26.05 168 Повторение. Внетабличное умножение и деление 1 Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Смыслополагание.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере). Выполнять сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000. 
Решать выражения и уравнения
 
Обозначать геометрические фигуры буквами.
Решать задачи логического и поискового характера. 29.05 169 Что узнали, чему научились 1 30.05 170 1 Кроссворд 31.05