Статья:Развитие познавательных умений и представлений в процессе ознакомления дошкольников с природой.


Развитие познавательных умений и представлений в процессе ознакомления дошкольников с природой.
Искреннее изумление перед
открывшейся тайной природы могучей толчок
для стремительного потока мыслей.
В.А. Сухомлинский
Экологическое образование одно из инновационных направлений педагогики, которое активное внедряется в жизни дошкольных учреждений. Воспитание у животным детей экологической культуры-одна из задач воспитателя. Он должен способствовать расширению и углублению представлений о природе. Необходимо с ранних лет целенаправленно воспитывать у детей бережное отношение к природе, осознание важности её охраны.
Дети по собственной инициативы часто не проявляют необходимой заботы о животных и растениях. Дети способны жестокость относиться к животным. Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста- отсутствие элементарных знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Здесь сказывается ограниченность непосредственного общения с природой в условиях города, недооценка педагогами проблемы воспитания у детей познавательных интересов к окружающему миру, природе. Пути экологического воспитания в детском саду следующее: развивать у детей представление о растениях и животных как живых организмах в их взаимосвязях с окружающей средой, о ценностях природы и ответственности человека за её сохранение.
В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношения старшего к младшему (проявляется потребность ребенка заботиться о растениях и животных). Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств является взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов- двух наиболее важных сфер психического развития дошкольников. Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, детей подводят к пониманию того, что каждое животное-живое. Устанавливается степень «похожести» на человека, вызывается чувство радости от общения с живым существом. Целесообразнее всего знакомить детей с миром природы в определенной последовательности. Дети должны научиться идентифицировать людей и животных как живых существ. На основе уже полученных представлений мы должны научить детей воспринимать и растения как живых. При развитии у детей представления о природе важно знать, что нельзя детям давать готовые сведения, которые нет надобности воспринимать критически, а необходимо только запомнить. Обучения, при котором знания не становятся объектом размышления, сравнения не принесет большой пользы. Дети- пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками- путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. Большое значение имеет также сила познавательного интереса к познанию, проявляет большую самостоятельность при решении умственных положительные эмоции- удивление, радость, успех, гордость в случае решения задач-создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. В разряд наиболее значимых методов выдвигается наблюдение. Это происходит потому, что при наблюдении ребенок имеет возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешнее параметры объектов природы, но и их связь со средой. Наблюдательность чаще всего используется в повседневной жизни. Как компонент наблюдения включается и другие формы работы: экскурсии, прогулки.
Приведу пример, летом мы со своими детьми ходили на экскурсию в зону отдыха. Там играли, веселились, наблюдали за природой. Детям очень понравилось игра « Перелётные птицы»
-Дети , я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое , то можно топать или хлопать. Начинаем . Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
-Что не правильно? (мухи)
Мухи это кто? (насекомые)
Вы правы. Что ж продолжим
Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы, голуби, куницы!
Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы , чижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки! Все вы молодцы.
Наблюдение важно ещё и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд в уголках природы, изо деятельность и рассказы детей на основе впечатлений, осмотр объектов природы, заполнений календарей и т.д)
Включение занимательного материала в работу способствует развитию любознательности детей.
Например: Росли четыре березы, на каждой березе по четыре больших ветки. На каждой большой ветке по четыре маленьких ветки, на каждой маленькой ветке по четыре яблока. Сколько всего яблок?
Важным методом ознакомления детей с природой является словно, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Этот метод связан прежде всего с чтением рассказов и сказок. Например очень много рассказов В.Бианки «Прощальное песенка» , «Готовимся к зиме» ,«Белкина сушильня». Само чтение, вопросы к тексту, пересказ, беседа о прочитанном всё это разные формы речевой деятельности, которая позволяет ребенку понять новую информацию. Особое значение имеет такая форма работы, как интегрированные и обобщающие представления о явлениях природы, понимание взаимосвязи в природе закономерных процессов. Например: «Почему Мишка перепутал черепаху с камнем» И вторя часть лепка черепахи с использованием скорлупы грецкого ореха.
Большое значение в таких НОД имеет логика построения беседы-четкая последовательность вопросов, которая позволяет детям понять причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщение, перенести знания в новую ситуацию. В воспитании экологической культуры большое место отводится фольклору. Это различные песенки- потешки. Как у нашего кота шубка очень хороша. Как у нашего кота усы удивительной кроссы. Глаза смелые, зубки белые.
Также используются пословицы и поговорки. Глупа та птица , которой гнездо своё не мило .
Совместная деятельность воспитателя и детей включает также и подвижные игры.
Большое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Труд в уголке природы, на участке позволяет приобрести детям умения, правильные способы взаимодействия с природой. Таким образом при развитии у детей познавательных умений и представлений в процессе ознакомления с природой, решаются важнейшие задачи экологического воспитания:
Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными.
Руководство их чувственно-эмоциональными реакциями на окружающею среду.
Воспитание у них любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.
Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в их практической деятельности.
Воспитание эстетических и практических чувств средствами природы.
Развитие творчества, воображения, мышления, внимания..