«Формирование ценностно-смысловых установок гражданина России в курсе преподавания обществоведческих дисциплин»


Мастер-класс на муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года – 2016»
учителя истории и обществознания МБОУ СОШ № 15
Костиной Оксаны Васильевны
«Формирование ценностно-смысловых установок гражданина России в курсе преподавания обществоведческих дисциплин»
Цель: сформировать основные подходы к процессу формирования
ценностно-смысловых установок гражданина Россия в курсе преподавания обществоведческих дисциплин.
Основной принцип мастер-класса – «Обновление мира начинается в школе»
Ход мастер – класса:
1. Постановка проблемы мастер-класса СЛАЙД 1
- Как научить? – первый и самый главный вопрос каждого учителя. Как воспитать, сформировать достойного гражданина? – этот вопрос задают себе гораздо реже и далеко не все. В погоне за результатами ЕГЭ мы часто оставляем решение этих важнейших проблем на потом, не считая их главными.
СЛАЙД 2 А между тем, уже вблизи наших границ пересматриваются итоги второй мировой войны, рушатся памятники советским солдатам освободителям, сжигаются георгиевские ленточки, отрицаются нормы и ценности традиционной семьи. Идёт информационная борьба за умы и души молодого поколения. Меня, как учителя обществоведческих дисциплин волнует сложившаяся ситуация. А поэтому магистральным направлением в моей работе стала трансляция ценностей учащимся с позиции активного диалогового режима, формирование критического мышления.
СЛАЙД 3 Основываясь на основных программных документах в области образования создала собственную Я – концепцию педагогической деятельности, направленную на поиск путей формирования достойного гражданина России, через трансляцию ценностей. СЛАЙД 4
2. Основная часть:
Теоретическая часть:
В созданной концепции выделены основные субъекты педагогической деятельности:
СЛАЙД 5
Транслятор и интегратор, а
Трансляция ценностей, осуществляется через два:
СЛАЙД 6 Традиция – трансляция в норме и аварийным способом трансляции.
3.Практическая часть - активные формы педагогической деятельности
СЛАЙД 7 За годы работы накопила банк активных форм педагогической деятельности для формирования ценностно-смысловых установок учащихся, многие из которых являются авторскими.
СЛАЙД 8 Сложился у меня и конструктор учебного занятия с использованием данных приёмов.
Уверена, что аксеологический компонент современного образования, волнует и Вас. Приглашаю, Вас, к откровенному разговору о путях формирования основ гражданской идентичности, о ценностях, которые необходимо формировать у наших детей. Сегодня мы с вами проиграем некоторые приёмы.
3.1. Практическая часть – проигрывание приёма «Социодрама»
Предлагаю Вам, побывать на уроке обществознания в 10 классе по теме «Человек как духовное существо», который я назвала «А в жизни по - разному можно жить» и стать участники сюжетно-ролевой игры, с использованием одного из приёмов активной формы обучения «Социодрама». СЛАЙД 9
Алгоритм ее организации состоит из последовательных простых шагов, которые вы видите на слайде. Данная ситуация искусственно была создана мной, и проиграна с использованием данного приёма.
СЛАЙД 10 Хотела бы представить вам позицию ученицы 10 класса. Она уже определила для себя главные ценности жизни. Свой жизненный путь она представляю в виде лестницы и вершина этого пути - пик счастья. Материал для лестницы выбран самый благородный – жизненные ценности. А их у неё всего три. Деньги, ведь на них можно купить практически всё. Власть, дающая то, чего не купишь за деньги. Слава – символ общественного признания. Разве это не круто, когда ты популярна, тебя все узнают.
Позиция 2 – деньги в жизни не главное, за них всего не купишь, власть, престиж и деньги ценности приходящие.
Организация перекрестной дискуссии.
Необходимо каждой группе, так называемому древнегреческому «хору» привести как можно больше аргументов, почему именно ваша позиция является правильной.
СЛАЙД 11 Данный приём использую для решения важнейших аксеологических проблем предмета история. На уроке истории в 10 классе задумываемся и аргументируем проблемы: «Ничтожные наследники Великого исполина или великие императоры эпохи дворцовых переворотов», «Русь: раба, вассал или союзник Золотой Орды», в 9 классе «Локомотивы истории… или (пути развития общества на примере событий первой русской революции).
Таким образом, ребята ведут большую поисковую работу по подбору фактов, аргументов, что ведёт к развитию критического мышления. Это формирует сознание, мировоззренческую позицию по острейшим вопросам современного понимания истории.
3.2. Приём нравственного противопоставления
СЛАЙД 12 Ещё одним приёмом, формирующим ценностные установки учащихся, является приём нравственного противопоставления. Понимаю важность его реализации в связи с активизацией информационной атаки на сознание наших граждан, особенно молодого поколения.
Внимание на экран – участникам мастер-класса предлагается просмотреть 2 видеофрагмента
А) песня на стихи Анастасии Дмитрук «Никогда мы не будем братьями»
Б) ответ рэпера Дино МС на стихи А.Дмитрук
В рамках использования данного приёма у меня оформлена видеотека патриотического содержания
3.3. Педагогический приём «Открытая кафедра» СЛАЙД 13
Приём нравственного противопоставления использую в связке с педагогическим приёмом «Открытая кафедра» (участники мысленно представляют, что перед ними стоит кафедра, с которой можно сказать свое слово всему миру, высказать свое мнение о сущности современных социальных, политических, экономических событий. При этом воспитанник может выбрать для себя любую роль: президента, депутата, директора учебного заведения, предприятия, так же как и выступать от своего имени. Такая форма педагогической деятельности развивает социальную и гражданскую позицию учащихся).Предлагаю, Вам проиграть данный педагогический приём, основываясь на просмотренных видеофрагментах, и оказаться на заседании ООН, 80-летие которой мир отмечал совсем недавно. Какие чувства испытали, Вы, просмотрев видеофрагменты, что бы сказали миру, какую позицию попытались бы донести до членов ООН?
Сегодня, я попыталась поделиться с Вами небольшим перечнем тех педагогических приёмов, которые использую в практике своей работы.
СЛАЙД 14 Считаю, работа по формированию ценностно-смысловых установок учащихся является наиважнейшей, поскольку решает сложнейшие образовательные задачи:
- формировать человека деятельным, ибо бездеятельный не имеет будущего;
- формировать человека, имеющего систему знаний, ибо «пустая голова» не мыслит;
- формировать человека мыслящего, ибо бездумный опаснее врага;
- формировать человека нравственного, ибо общество заинтересовано в гражданине, знающем и понимающем, в чём именно заключается национальный интерес страны и её граждан в современном мире.
Видео – («Я устал извиняться за то, что я русский» )