Значимость математического конкурса в формировании ценностно-смысловых компетенций учащихся


Значимость математического конкурса
в формировании ценностно-смысловой компетенции учащихся
Элякова Акулина Петровна,
МБОУ «Таттинский лицей имени А.Е. Мординова» , учитель математики.
Целью внеурочной деятельности члены кафедры политехнических дисциплин Таттинского лицея имени А.Е. Мординова республики Саха (Якутии) считают формирование ключевых компетенций. Одним из таких компетенций является развитие ценностно-смысловых компетенций, что означает воспитание ценностей в обществе, в нравственном становлении личности ученика. Особо актуальной задачей в современном обществе может послужить формирование будущего семьянина, осознание школьниками ценностей в семье. При этом, с одной стороны, важно, чтобы дети научились быть ответственными за семью, укрепляли семейные традиции, научились совместно решать проблемы. С другой стороны, родители должны принимать активное участие в школьной жизни, сотрудничать с педагогами в формировании у детей социально значимых и личностных качеств. В этом большую роль играют внеурочные совместные мероприятия с учащимися, с родителями и с педагогами.
Одним из таких видов деятельности является соревнование «Математическая семья» под девизом «На праздник математики всей семьей». Главная цель организации семейных соревнований - создание условий для совместной творческой деятельности школы - семьи, ребенка - родителя, предполагающей сплачивание семьи и формирование интеллектуальных, духовных ценностей в семье, гордости за успехи своей семьи.
Впервые это соревнование было проведено в феврале 1995 года по инициативе учителя математики, ветерана педагогического труда, «Отличника просвещения РСФСР», «Учителя учителей» Поповой Нины Михайловны и её дочери Поповой Надежды Николаевны, в то время студентки МФ ЯГУ. С 1998 года соревнование стало улусным и ежегодно объединяет под своим девизом по 35-40 семей.
Соревнование проводится для:
оказания помощи родителям, детям в профильной ориентации;
поощрения совместных занятий математикой в семье;
ориентации родителей в подборе задач с учетом возрастных особенностей детей;
создания условий, в которых дети ориентируются в незнакомой ситуации, извлекают пользу из обучения, учатся работать продуктивно;
проверки умений применять имеющиеся знания в ситуации, отличающейся от стандартной, т.е. на проверку уровня развития компетентности учащихся.
В празднике принимают участие семейные команды из двух человек (ребенок не старше 13 и взрослый член семьи). В жюри приглашаются учащиеся старших классов – призеры олимпиад, победители предыдущих соревнований «Математическая семья», учителя школ улуса, преподаватели лицея. В торжественный момент открытия праздника члены жюри дают клятву быть объективными и справедливыми в оценке результатов соревнования, настраивают всех членов команд на упорное интеллектуальное состязание, выражают желание победить той семейной команде, которая более подготовлена, находчива, азартна, мобильна и стремится к победе.
В программу входит решение трех блоков задач: задачи на сообразительность, задачи олимпиадного типа и логические задачи. Заранее готовятся рабочие листы с заданиями. (Смотри приложение). Принцип их подбора и составления заключается в том, что задачи не должны выходить за рамки школьных знаний, но должны способствовать проявлению выдумки, смекалки, находчивости и целеустремленности, развития спортивной сноровки. Взрослые и дети решают задачи самостоятельно, каждый на своем уровне, кроме третьего блока заданий. В решении третьего блока командам предоставляется возможность совместной интеллектуальной деятельности.
Кроме решения задач еще проводится конкурс по решению кроссворда по математике, а так же различные игры, викторины.
Счетная комиссия вводит результат каждого блока в компьютер, где введена специальная программа подсчета баллов и начисляются, по специально разработанной системе, поощрительные баллы. За участие в соревновании каждая команда получает благодарственное письмо, первые десять команд награждаются дипломами и ценными призами от спонсоров, учредителей.
Соревнование полностью добивается поставленной цели - имеет огромное значение в развитии логического мышления, интеллекта в целом; формирует чувство ответственности, гордости за семью, воспитывает вою к победе и целеустремленность; способствует установлению доброжелательных, партнерских отношений в семье; укрепляет связь школы и семьи.
Для родителей соревнование «Математическая семья» - долгожданный праздник. Многие семьи специально готовятся, решают задачи и этот труд всегда дает положительные результаты. Опыт показывает, что, если семейная команда принимает участие 3 года подряд, то с каждым годом обязательно результат улучшается - команда попадает в десятку лучших, а иногда становится победителем.
Как подтверждает практика, большинство участников соревнования связали или хотят связать своё образование, профессию, жизнь с математической, экономической и технической науками.
Особо хочется отметить постоянную бескорыстную помощь и искреннюю поддержку спонсоров праздника - руководителей предприятий, организаций, частных предпринимателей, родителей.
Приложение
Конкурс «Математическая семья – 2014»
Ребенок
Капитан ___________________________________________
(Фамилия и имя ребенка)
I блок
На гранях куба написаны числа 1, 2, 3, 4, 5 так, что сумма чисел любых двух противоположных граней была равна 7. На данной развертке расставьте числа 3, 4, 5, 6 в нужном порядке:
3
2
1
3
1
Вычеркните в числе 391 875 четыре цифры так, чтобы оставшееся число стало наименьшим.
Как разделить круг тремя прямыми на 4 части?
Разместите восемь телят и девять кур в пяти хлевах так, чтобы в каждом хлеве были и телята и куры, а число их ног равнялось 10.
Конкурс «Математическая семья – 2014»
Родитель
Капитан ___________________________________________
(Фамилия и имя ребенка)
I блок
На гранях куба написаны буквы. Дан один вариант развертки этого куба с изображением букв на его гранях. Нанесите буквы на пустые грани другого варианта развертки этого куба.
D F B C E F D A Вычеркните в числе 400 0538 пять цифр так, чтобы оставшееся число стало наибольшим.
Как разделить круг тремя прямыми на 5 частей?
Разместите на трех грузовиках 7 полных бочек, 7 бочек, наполненных наполовину и 7 пустых бочек так, чтобы на всех грузовиках был одинаковый по массе груз.
Конкурс «Математическая семья – 2014»
Ребенок
Капитан ___________________________________________
(Фамилия и имя ребенка)
II блок
У Андрея и Бори вместе 11 орехов, у Андрея и Вовы – 12 орехов, у Бори и Вовы – 13 орехов. Сколько орехов у Андрея, Бори и Вовы вместе.
В корзине лежат 30 грибов – рыжиков и груздей. Известно, что среди любых 12 грибов имеется хотя бы один рыжик, а среди любых 20 грибов – хотя бы 1 груздь. Сколько рыжиков и сколько груздей в корзине?
Квадрат 4×4 разделен на 16 клеток. Раскрасьте эти клетки в черный и белый цвета так, чтобы у каждой черной клетки было три белых соседа, а у каждой белой клетки был ровно один черный сосед (соседними считаются клетки, имеющие общую сторону).
Конкурс «Математическая семья – 2014»
Родитель
Капитан ___________________________________________
(Фамилия и имя ребенка)
II блок
Аня и Таня весят 40 кг, Таня и Моня – 50 кг, Моня и Ваня – 90 кг, Ваня и Даня – 100 кг, Даня и Аня – 60 кг. Сколько весит Аня?
В парламенте одной из стран 150 депутатов. По крайней мере один из них честен. В каждой паре депутатов хотя бы один продажен. Сколько всего честных депутатов в Парламенте этой страны.
В квадрате 7×7 клеток закрасьте некоторые клетки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце оказалось ровно по три закрашенных клетки.
Конкурс «Математическая семья – 2014»
Думаем и решаем вместе
Капитан ___________________________________________
(Фамилия и имя ребенка)
III блок
Стрелок 10 раз выстрелил по стандартной мишени и выбил 90 очков. Сколько было попаданий в семерку, восьмерку и девятку, если десяток было четыре, а других попаданий и промахов не было.
В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. В какой сосуд налита каждая из жидкостей?
Из 9 монет одна фальшивая, она легче остальных. Как за два взвешивания на чашечных весах без гирь определить, какая монета фальшивая?