Презентация по теме:Формирование ценностно-смысловых компетенций на обобщающем уроке по физике в 9 классе


Формирование ценностно-смысловых компетенций на обобщающем уроке по физике в 9 классе Автор: Юрина Маргарита Викторовна, учитель МОУ СШ №57 г. Волгограда Тема урока: Форма проведения урока учебно-деловая игра с созданием мультимедийных презентаций- конференция научных специалистов Центра космических исследований Чем важна для меня эта форма и тема урока? Физика имеет дело с простейшими формами движения. Ее результаты «обесчеловечены»: за формулами не виден ЧЕЛОВЕК. А очень важно, чтобы на каждом уроке у ребенка формировался опыт эмоционально – ценностных отношений в форме личностных ориентаций.Поэтому я предлагаю презентацию обобщающего урока, который может стать инструментом для параллельного познания окружающего мира, людей и себя;форму проведения такого урока: учебно-деловую игру с созданием и анализом мультимедийных презентаций обучающимися.Да здравствует ФИЗИКА и ЧЕЛОВЕК в ней! зачем я, как учитель, иду на урок физики; цели урока по содержанию; цели урока по деятельности; темы презентаций для учащихся; этапы построения урока; роль мультимедийных презентаций на обобщающих уроках; плюсы и минусы урока. Зачем я, как учитель, иду на урок физики? Когда на уроке ребята узнают не только о реактивном движении , но и о том, - что М.Кибальчич перед смертью, в тюрьме разработал проект ракеты; - что К.Э.Циолковский, был не академиком, а простым школьным учителем, к тому же почти глухим, то я думаю, что они становятся не только умнее , но и происходит формирование высших человеческих ценностей. М. Кибальчич К.Э.Циолковский назад по содержанию систематизировать и обобщить знания учащихся об импульсе тела и законе сохранения импульса, которые являются теоретической основой развития ракетно- космической техники; и личной значимости этих знаний; познакомить учащихся с вкладом К.Э. Циолковского и С.П. Королёва в развитие теории и практики реактивного движения в России; познакомить учащихся с историей становления, а также с тенденциями развития российской современной космонавтики. назад по деятельности - учить учащихся ставить перед собой высокие цели; преодолевая трудности, стремиться к их выполнению; -развивать у учащихся коммуникативные компетенции: работать в группах, вести дискуссию, презентовать результаты своей работы; -развивать умение действовать в ситуации выбора; -развивать умение анализировать, находить ошибки в выступлениях одноклассников; осуществлять самостоятельный поиск научной информации из разных источников; -учить учащихся взаимопомощи, рефлексии, взаимо- и самооценке. назад Темы презентаций для групп обучающихся Название групп Темы презентаций 1. Теоретики Импульс тела. Закон сохранения импульса. 2. Историки Вклад К.Э. Циолковского и С.П.Королёва в развитие ракетостроения и космонавтики. 3. Конструкторы Реактивное движение. Первая космическая скорость. ИС Земли в России. 4. Инженеры - аналитики Завтрашний день нашей космонавтики назад Построение урока За несколько недель до данного урока - сообщить учащимся о его теме, форме проведения, - сформировать группы по желанию, - до урока учащиеся готовят презентацию своей темы с мультимедийной поддержкой, распределяют, кто, за что отвечает.ВНИМАНИЕ! Методическая хитрость: Запланировать (спрятать) в презентации несколько физических ошибок, которые должны найти другие группы. 1. Этап Хорошо, когда урок начинается не со звонком, а раньше… назад 2 этап Чем хороши мультимедийные презентации на обобщающих уроках? назад Повышается мотивация учащихся. Изучаемый материал сводится в широкий учебный, общественный, исторический контекст, формируется система знаний. Возрастает восприятие и осознание информации. Мультимедийные презентации являются основой для организации совместной работы, коллективного познания. Развивается логическое мышление, речь, умение структурировать и отбирать главное. 2. Этап Главное - правильный настрой. И тогда вперед и вверх! Вступительное слово учителя.Ребята, сегодня я рада приветствовать вас специалистов Центра космических исследований: теоретиков и историков, инженеров и конструкторов, а также независимых экспертов. У каждого из вас, как и у любого человека есть своя мечта, высота, к которой вы стремитесь: кто-то мечтает о дальних странах, кто-то мечтает стать хорошим врачом…Сегодня мы будем говорить о тех, кого вела по жизни мечта о дороге в небо. Договоримся о критериях оценки ваших выступлений… 3этап Критерии оценки презентаций:соответствие теме;научность:доступность, ясность;выразительность выступления;оригинальность;наглядность. назад 3. Этап – ОСНОВНОЙВыступления, комментарии, экспертиза работ групп (вертушка) Анализ ошибок и качества выступления 1 группой Анализ ошибок и качества выступления 4 группой Анализ ошибок и качества выступления 3 группой Анализ ошибок и качества выступления 2 группой Презентация 1 группы теоретиков Презентация 4 группы инженеров Презентация 2 группы историков Презентация 3 группы конструкторов 4этап 4. Этап Конец - всему делу венец!(эксперты подводят итоги) 5 этап 5. Этап Свободный микрофон Коллективный анализ урока по вопросам: « Что нового вам дал урок? Что понравилось (или не понравилось)? Что хотелось бы сделать по-другому? 6 этап 6 этап Точка в конце Окончательное слово учителя.Сегодня мы говорили о дороге в космос. Дорога в космос была открыта великими учеными и изобретателями. И может быть, в будущем по этой дороге пойдете и вы, ребята. назад Плюсы и минусы урока «+»Переосмысление детьми содержания темы с позиции практической и нравственной значимости знаний. Развитие критического мышления учащихся и их коммуникативных качеств.________________________________________«-»Большая предварительная подготовка. Сложно создать в классе атмосферу психологического комфорта, взаимопонимания и доверия, в которой ребята могут открыто выразить собственное мнение. Информационные источники 1.Сайты: http://itn.ru/communities., http://www.rnd.cnews.ru/tech/reviews/index. 2.Мультимедиа в образовании: спец. учеб.курс/БентБ. Андерсен, Катя ван ден Бринк-2-е издание,испр.и доп.-М.:Дрофа, 2007,-224с.:ил. 3. Поурочные разработки по физике.9 класс,ВолковВ.А..М.:«ВАКО»,2004,336с.4. Том 18.Человек. Духовный мир человека,Изд.:Аванта+,2005,606с.5. Сериков В.В. Общая педагогика: Изб. лекции.- Волгоград: Перемена, 2004.-278с.6. СимоновВ.М.,Козловцева Е.А. Трансформация учителем содержания естественнонаучного предмета в условиях гуманитаризации образования: Учебное пособие.-Волгоград:Издатель, 2004.-96с. Автор мультимедийной презентации урока Юрина Маргарита Викторовна, учитель физики высшей квалификационной категории, место работы - МОУ СШ № 57г. ВолгоградаСпасибо за внимание!