Статья Формирование ценностно-смысловых компетенций на уроках истории


Макух Ирина Евгеньевна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Школа-гимназия №6»г. Джанкоя Республики Крым
Формирование ценностно-смысловой компетенции
на уроках истории и обществознания
Аннотация. Ценностно-смысловые компетенции среди ключевых компетенций имеют первостепенное значение для развития личности. Эти компетенции связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, принимать решения. Особое внимание их развитию следует уделить именно на уроках гуманитарного цикла.
Ключевые слова: компетенции, ценностно-смысловая компетенция, проектная деятельность, диалогичность обучения
Наши ученики – это люди нового поколения, нового информационного конкурентного общества. И умение творить себя, свою жизнь в таком обществе очень важно. Именно на развитие учащихся, их становление как личности, и направлен компетентностный подход в образовании и воспитании учащихся, заложенный в стандартах нового поколения.
Ценностно-смысловые компетенции среди ключевых компетенций имеют, на мой взгляд, первостепенное значение для развития личности. Эти компетенции связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, принимать решения.
Ценностно-смысловые проявляются в том, что дети:
- учатся адекватно оценивать свои способности и возможности;
- понимают важность таких ценностей как здоровье, семья и интересная работа;
- создаются внутреннюю мотивацию приобретения знаний для дальнейшего образования;
- формируют собственное представление о необходимости соблюдать общечеловеческие, нравственные законы и нормы.
Наибольшим потенциалом в плане развития ценностно-смысловой компетентности обладают дисциплины гуманитарного цикла, это связано с их личностно-ориентированным характером. На уроках истории и обществознания идёт процесс формирования этих компетентностей через разные формы работы учащихся:
- изучение различных источников и их оценку;
- исследование своей родословной;
- через создание презентаций на заданные темы, самостоятельный поиск, анализ и отбор необходимой информации;
- через работу в группах.
Эффективным средством развития ценностно-смысловой компетентности выступает и проектная деятельность аксиологической, т.е. ценностной тематики. Например, у обучающихся значительный интерес вызвал такой проект как «Динамика системы семейных ценностей на современном этапе (на примере моей семьи)», который выполнялся в рамках предмета «Обществознание». Эта тема оказалась близка учащимся, поскольку предполагала обращение к ценностям своей семьи. Ребята с интересом выясняли социальные, политические, культурные и экономические факторы, оказывающие влияние на ценности их семьи (родителей, её и братьев или сестер). Работа над данным проектом помогла не только лучше понять своих родителей, но и переосмыслить собственные ценности.
Возможность апробировать свой опыт предоставляется учащимся в научно-исследовательской деятельности по преодолению возникающих в обществе проблем.
С этой целью ученики изучают различные источники, документальные материалы, составляют опросный лист и проводят социологическое исследование. В процессе такой деятельности активно формируется ценностно-смысловая компетенция.
Гуманитарные и обществоведческие предметы связаны с решением главной социальной функцией образования - передачей опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. Общественные изменения в России в образе жизни людей привели к усилению значимости материальных ценностей, которые, как известно, исчезают, уничтожаются, разрушаются в определенные кризисные времена. Единственным условием, удерживающим общество на гуманистических основах, остается правильно сформированная система ценностей. Этот процесс осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и на основе принципа активности самих учащихся. Усвоение учениками идеи любви к семье, к Родине, развитие нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности.
На уроках обществознания в 10-11 классах ученики готовят сообщения о событиях в мире на основе выпусков новостей. Это не просто передача того, что слышали или читали, это обязательная самостоятельная оценка произошедшего, с аргументацией, основанной на полученных знаниях. Задание не простое. Старшеклассники часто проявляют аполитичность, а потому не могут дать адекватной, взвешенной оценки происходящему, поэтому считаю важным привитие интереса к событиям в стране и в мире, развитие способности применять полученные знания в диалогах и дискуссиях об истории и современности.
При написании эссе, а это наиболее сложное задание части С в ЕГЭ по обществознанию, ребята задумываются над вопросом о социальной значимости деятельности человека, о необходимости сотрудничества, милосердия, героизма, патриотизма.
Диалогичность обучения, подразумевает не только установление диалога между педагогом и воспитанниками в процессе обучения, уважении точки зрения собеседника, выявлении различных позиций, но и понимание диалога в более широком смысле. Обучающиеся должны применять диалогичность в общении с миром, анализируя и оценивая как свои поступки, так и поступки других людей, идеи, высказывания, материальные и духовные объекты, с которыми взаимодействует человек, значимые события.
Ценностно-смысловые компетенции формируют понимание проблем государственного масштаба. К примеру, на уроке обществознания по проблемам национально – территориального устройства учащиеся размышляли над вопросом, для чего наша страна делится на субъекты и почему государство выбрало именно такие способы деления страны. Дискуссия позволила ребятам еще раз вспомнить про многонациональный состав нашего государства, про проблемы в отношения между народами.
Российское государство и общество сегодня предъявляют к системе образования обоснованное требование усилить внимание к вопросам формирования гражданско-патриотической позиции молодежи, что признано приоритетом государственной образовательной политики. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
При организации учебной деятельности на уроке необходимо создавать условия саморазвития. При таком подходе знания, умения и навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится целостное развитие личности ученика, т.е. наиболее полное развитие заложенных в ней активно - творческих возможностей, ее интеллектуально- нравственной свободы. Процесс же приобретения знаний, формирование умений и навыков превращается из цели в средства развития личности обучаемого.
Подводя итог, хочу отметить, что ценностно-смысловые компетенции нельзя механически усвоить или впитать от учителя. Они вырабатываются самой личностью как результат её творческой активности, и задача педагога создать все необходимые условия для этого.
Список литературы:
Гавриленко Т. Обучение через желание // Учитель. – 2005. - № 6. – С. 12-13 Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ООО «Издательство Асртель», 2004. – 78.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – С. 3-13
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.