Тема: «Коррекционная деятельность детей с умеренной степенью умственной отсталости на уроках музыки и ритмики

Тема: «Коррекционная деятельность детей с умеренной степенью умственной отсталости на уроках музыки и ритмики».

КГУ «Лисаковская специальная
школа – интернат для детей
с особыми образовательными
потребностями»УоаКо
Брынская Ольга Алексадровна

















«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них» - писал В. Г. Белинский.
Восприятие музыки, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах– основные направления и средства музыкально-эстетического воспитания школьников.Но, по отношению к детям с умственной отсталостью,оно имеет еще и важное терапевтическое значение - адаптогенное, профилактическое, лечебное, коррекционное. Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных и коррекционных целях. На своих уроках я применяю активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс посредством пения (вокалотерапия) или движения (кинезитерапия - танцтерапия, хореотерапия) и игры на музыкальных инструментах (инструментальная музыкотерапия).
Основными задачами уроков музыки и ритмики являются:
формирование положительного отношения к музыкальным занятиям и их содержанию;
воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, различение по высоте, силе, длительности, тембру;
формирование чувства ритма;
развитие музыкальной памяти;
обогащение имеющихся у детей представлений об окружающей действительности и формирование новых музыкальных представлений;
развитие у детей способности ритмично и выразительно двигаться под музыку, согласовать движения с темпом и ритмом музыки;
формирование ловкости, чувства равновесия, ориентировки в пространстве, координации движений;
обучение танцевальным движениям;
работа над выразительностью движений и передачей образа.
В содержание каждого урока входит слушание(восприятие) музыки. Пение и слушание музыки взаимосвязаны. С одной стороны слушание музыки помогает обучать пению, поднимает общий музыкальный уровень детей, а с другой – пение помогает развитию слуха, без которого восприятие музыки затруднено. Как художественное слово или картина, музыка становится для детей доступным средством выражения чувств, настроения, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость,эмоциональность, воспитывает музыкальный вкус.
Для слушания и исполнения я подбираю только высокохудожественные, мелодичные, оставляющие наслаждение своей красотой произведения, с яркой мелодией, ясной формой, богатой гармонией. Все это способствует общепедагогическому влиянию на различные болезненные отклонения в психофизической сфере ребенка с умеренной умственной отсталостью (умерить слишком возбужденных детей и активизировать заторможенных, отрегулировать неправильные и лишние движения). Для детей с умеренной умственной отсталостью характерна быстрая утомляемость, рассеянность, неумение длительно сохранять внимание, поэтому прослушивание каждого произведения не занимает более 5 минут. Длинные музыкальные произведения разбиваю на части. Обычно ученики при втором прослушивании какого-нибудь произведения не узнают его и не могут назвать поэтому, приобщая детей к музыкальной культуре обязательным условием является широкое использование метода повторения. Ученикам надо предоставлять возможность слушать музыку не только на уроках, но и во внеурочное время. В результате систематического слушания музыки закладываются основы формирования музыкального вкуса у детей. Они становятся более дисциплинированными, спокойными и культурными. Учащиеся приобретают новые умения и новые средства общения друг с другом и окружающими их людьми.Под влиянием целенаправленных занятий интерес таких детей как Шукеев Б.,Муканов Т. Орт И. и др.к музыке заметно возрастает. Ребята начинают прислушиваться к музыке за пределами школы, некоторые проявляют желание послушать музыку вне урока, что проявляется в устойчивости внимания. Постепенно школьники адекватно реагируют на характер воспринимаемых музыкальных произведений. Для них становится возможным умение перечислить известные музыкальные произведения, узнавать при исполнении некоторые из них, высказывать свое отношение к музыке.
Пение – наиболее доступный и понятный умственно отсталым детям вид музыкальной деятельности. Привитие интереса и любви к пению не представляет особых сложностей. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Особенно важным лечебным средством является хоровое пение. Тексты песен и красота мелодий должны стимулировать интерес, возбуждение поющих, делать богаче их эмоциональные переживания. В таком психологическом состоянии уменьшаются отрицательные комплексы, а благодаря этому легче представляются речевые затруднения. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата.Большинство детей испытывают чувство радости и удовлетворения при исполнении песен, хотя многие из них не полностью знают словесные тексты и не точно интонируют мелодию, но это не мешает им проявить себя на сцене (Дюков М.,Жобаева Ж.,Успанова А.).
Раздел «музыкально-ритмические движения» включает в себя общеразвивающие упражнения под музыку. Дети с умеренной умственной отсталостью плохо запоминают последовательность движений, путают одно задание с другим. Поэтому первоначально ученики выполняют упражнения по подражанию, а по мере усвоения упражнения дети действуют самостоятельно, соотнося свои движения с темпом и характером музыкального сопровождения. Я всего лишь корректирую их действия.
В процессе музыкально-ритмических упражнений ученики должны уметь ходить по залу; строиться в колонну по одному и парами; уметь различать и самостоятельно выполнять движения в соответствии с характером музыки; уметь определять и выполнять образные движения, подсказанные характером музыки; уметь двигаться в колонне, соблюдая расстояния между собой и т.п.
Раздел «Коррекционная ритмика» предполагает целенаправленное, последовательное формирование ритмического чувства посредством музыкальных игр, хороводов, танцевальных движений, игры на музыкальных инструментах.
Работа над ритмом начинается с первого года обучения.
Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями, в одних случаях – непроизвольными, а в других – осознанными, ярко характерными. Воспринимающий ритмический слух хорошо развит практически у всех детей, в том числе и у детей с умеренной умственнойотсталостью (АзацкаяН.,АбилхановА.,Молданов А.), а воспроизводящий – довольно слабо. Поэтому воспитанию музыкально-ритмического чувства отводится особая роль.
Задачи обучения:
учить двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки;
наблюдать в музыкальных произведениях характер пульсации метрических долей;
активно и ясно выражать в движениях чередование сильных и слабых долей в музыке.
С первых уроков следует учить детей прислушиваться к пульсации метрических долей музыкального произведения и выражать его основной темп и характер в соответствующих телодвижениях: шагать четко и смело под маршевую музыку; «качать ребенка» плавными, нежными движениями с пением колыбельной песни; задорными хлопками «оживлять» танцевальную музыку. Подобное соучастие в исполнении музыки обеспечивает углубленное ее восприятие.
К прослушиваемым произведениям, особенно танцам и маршам, составляются ритмические аккомпанементы. Работа организуется таким образом, чтобы игра с шумовыми эффектами не превращалась в самоцель. Задача подобной работы состоит в том, чтобы дети старались производить что-нибудь красивое, выразительное, прислушивались к музыке и учились оценивать результаты своих стараний.
При воспитании музыкального ритма у детей возникают такие движения, как щелчки пальцами, топанье, удары руками по бедрам – как самые естественные средства выражения экспрессии. Ребенок, организуя, с помощью ритма эти естественные движения, совершенствует их двигательную координацию.
«Природные ударные инструменты» детей позволяют применять довольно разнообразные шумовые эффекты – хлопки, отстукивание, шлепки, щелчки, притопы.
Создавая ритмические аккомпанементы нужно всегда ясно видеть цель: выявить, подчеркнуть основной характер, структуру произведения, возможные контрасты его образов. Исходить следует из метрической пульсации.
Обучение умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хоровдного шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего – с задорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить более шире. Яркий листочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Отработке плавности движений способствует разучивание казахских танцев («Камажай»).Задания этого раздела носят не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также основными движениями этих танцев (притоп, галоп, шаг, польки, переменный шаг, присядка, движения казахских танцев и национальных танцев народов Казахстана). Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей, воспитывает чувство интернационализма.
В течение четверти разучивается не более 2-3 танцев. На начальном этапе обучения подбираются танцы и пляски с повторяющимися движениями, заранее хорошо отработанными детьми. Это позволяет уделять немного времени на их разучивание. Кроме того, близкий положительный результат вызывает у умственно отсталых детей эмоциональное удовлетворение и познавательный интерес.
На уроках музыки и ритмики также включена игра на детских музыкальных инструментах. Музыкальным игрушкам и детским ударным инструментам отводится особая роль, поскольку они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развить его творческие способности и ознакомить с отдельными элементами музыкальной грамоты. Музыкальные инструменты чаще всего применяются в сложных и дидактических играх. Знакомлю детей с инструментами постепенно, чтобы каждый ребенок мог внимательно рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним, к извлечению соответствующего звука, характерного для данного инструмента. В более старших классах мы углубленно изучаем историю происхождения инструментов, их классификацию.
На уроках использую разные музыкальные инструменты – металлофоны, аккордеон, пианино и, по возможности, синтезатор.Кроме того, ударные и шумовые инструменты – погремушки, бубны, треугольники, ложки, палочки, пандейры, маракасы, тамбурины. Это позволяет уже в младших классах проводить занятия с ударным оркестром, а в старших – создавать вокально-инструментальный ансамбль, оркестр.Элементарноемузицированиеявляется той формой обучения, которая позволяет играть многопланово: играть на инструментах, играть с элементами музыки: ритмом, тембром,динамикой, фактурой и т. д., играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, и играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.
Активные формы музыкальной деятельности, и, в частности, шумовой оркестр – основы элементарногомузицирования и развитии музыкальности детей. Дети испытывают желание «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле и испытывают от этого эмоциональное удовольствие.
Оркестр детских шумовых и ударных инструментов является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха,
музыкально-ритмических способностей, памяти. Создание таких оркестров – это замечательное средство развития метроритмического слуха у ребенка. Наличие оркестра детских шумовых и ударных инструментов расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.
Одним из важнейших условием на уроке музыки является добиваться творческой активности каждого ребенка.
Творческая фантазия, как и тяга к игре, присущи каждому ребенку, поэтому с большим успехом можно развивать эти природные задатки. С этой целью вводятся в музыкальные занятия музыкальные импровизации. Ценность музыкальных импровизаций очень большая: они развивают творческие способности детей, в том числе исполнительские навыки, а также их восприимчивость к музыке. Нужно навести детей на мысль, что они сами могут сочинять упражнения, показать им, как можно «играть» с ритмами, интонациями, связывая их с образными представлениями. В основе этих игр должен лежать образный или сюжетный замысел. Они должны давать простор для коллективных импровизаций и ненавязчиво тренировать слух.
Подвижные игры, игры с пением, игры драматизации, музыкальные сказки, пляски, хороводы, танцы, песни используются в проведении праздников, праздничных концертов, творческих смотрах-конкурсах и т.д.

Таким образом, вся система музыкально-ритмических средств варьируется на уроках в зависимости от физических нарушений, состояния двигательной сферы ребенка, от коррекционных задач каждого этапа музыкально-педагогической работы, целей и задач музыкальных занятий. Использование всего многообразия музыкально-ритмических средств в различных сочетаниях обусловлено конечными целями социальной реабилитации детей с умеренной умственной отсталостью.
На уроках музыки я стараюсь проявить дифференцированный подход к каждому, регулируя физическую и двигательную нагрузку каждого ребенка с учетом рекомендаций врача.
Учитывая то, что занятия музыкой и ритмикой носят коррекционную направленность, а результаты обучения зависят от индивидуальных музыкально-ритмических возможностей детей с умеренной умственной отсталостью, я считаю,что традиционные пятибальные оценки на этих уроках не должны выставляться. Оценивание детей может осуществляться словесным поощрением и стимулированием.