Консультация на тему: Обогащение словарного запаса

Обогащение словарного запаса детей
На развитие словарного запаса ребенка на начальных стадиях его развития влияет общение со взрослыми. Обстоятельные ответы на вопросы, которые возникают у детей, приводят к обогащению словаря ребенка. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители учат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.
Ребенку нужно помогать понять смысл каждого слова, помогать запомнить его, правильно употреблять слово в речи. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природные явления. Но назвать один раз слово и объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова нужно показать ребенку картинки с изображением новых слов, рассказывать стихотворения и сказки, где они употребляются. Тогда новые слова войдут в активный словарь ребенка осмысленно.
Детская речь бедна прилагательными, в связи с чем взрослым нужно помогать детям осваивать качества новых предметов. Для этого нужно показывать предметы, определять их форму, величину, цвет, отмечать их качества и свойства (мягкий или твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и одного лишь восприятия для этого недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить с уже известными предметами. Лучше всего маленькие дети запоминают качества предметов при их сравнении. Можно предложить им сравнить одинаковые игрушки, которые отличаются немного по цвету или по форме.
Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения:
«Подбери определения» например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
«Узнай предмет по определению» белое, длинное, чистое, махровое... (полотенце).
«Кто что делает?» повар ... (варит, жарит, печет); ветер ... (воет, срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).
«Что чем делают?» рисуют ... (карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).
«Назови часть целого» дерево ... (ствол, ветки, корень, листья); обедать (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т. п.
Эти упражнения логопед может также порекомендовать родителям для занятий с детьми, которые имеют проблемы с речью, или позаниматься с детьми самому. Несмотря на то, что обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, словарную работу нельзя считать при этом законченной. Важна еще собственно языковая работа над словом. Существует целая система логопедических упражнений, которая включает:
подбор антонимов и синонимов к заданному слову;
отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках;
договаривание предложений с антонимами;
составление предложений со словами-синонимами;
объяснение и сравнение значений слов;
рисование на тему многозначного слова;
нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках.

15