Технологическая карта изучения темы «Как зимуют травы, кустарники и деревья». 1 класс


Технологическая карта изучения темы «Как зимуют травы, кустарники и деревья».
Тема Как зимуют травы, кустарники и деревья
Цель темы
Познакомить учащихся с особенностями жизни растений зимой;
Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в паре, в группе;
Воспитывать бережное отношение к растениям.
Планируемый результат На экскурсии: приобрести первоначальный опыт работы в природных условиях; узнать названия наиболее распространенных растений своей местности.
На уроке: научиться различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы: «деревья», «кустарники», «травянистые растения».
Основные понятия Понятия: -деревья-, -кустарники-, -травянистые растения-.
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов « Окружающий мир»
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса«Окружающий мир»
school collection edu. ruОрганизация пространства Работа фронтальная, в парах, в группах
Технология проведения
Название используемых ЭОР
(порядковый номер, указанный в приложении 1) Деятельность
ученика Деятельность учителя Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Диагностирующие задания каждого этапа
I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
School-collection
Музыка из детского альбома П.И. Чайковского «Русская песня». ( см. в прил. №1) Устанавливать контакт с учащимися и учителем. Создание условий для активизации учащихся. I этап. Организационный момент.
Музыкально-речевая разминка «Здравствуйте!»
Скажем «Здравствуйте» -руками,
Скажем «Здравствуйте»- глазами,
Вы в глаза нам посмотрите,
Левым глазом подмигните,
Подмигните правым глазом
Скажем «Здравствуйте»- мы рады»!
Тихо сели. Настраиваемся на урок.
I этап. Организационный момент.
-Для чего нам необходим настрой на урок?
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
II этап. Актуализация знаний.
Цель – формировать интерес к познанию окружающего мира.
School-collection
Зимний пейзаж (см. в прил. №2) Участвовать в театрализованном представлении по сказке В. Бианки Создание проблемной ситуации «Есть ли жизнь растений под снегом?» II этап. Актуализация знаний.
На интерактивной доске - зимний пейзаж.
Театрализованное представление. (Участвуют дети)
Учитель: Зима. Снегу в лесу навалило – ни проехать, ни пройти. Как - то по лесу бежал заяц и ворчал (вбегает заяц).
Заяц: Ишь - сколько намело. Как мне надоел этот снег. Все время проваливаюсь
Услыхал зайца старый тетерев, хвост распустил и зачастил, забормотал: «Кур-гур-гур! Чи-ш-ш! Куда косой спешишь?»
Заяц: Ой, кто это?
Тетерев: Не бойся, это я- тетерев. Кого это ты так ругаешь?
Заяц: Кого-кого? – да снег! Везде мне мешает
Тетерев: Не прав ты косой, не прав, не прав.
Заяц: Все равно, плох твой снег, все снег загубил и травку и землю застудил
Тетерев: А ты знаешь ,заяц я ведь часто гляжу на засыпанную снегом землю, да и задумываюсь. Что же там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что - нибудь живое?
II этап. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, сможем ли мы ответить на вопросы тетерева?
Дети: (высказывания детей)
Учитель: Вспомните, какой был первый вопрос у тетерева?
Дети: Что же там под ним, под этим холодным сухим морем снега?
Учитель: А вы знаете, ребята?
Дети: (высказывания детей)
Учитель: Вспомните, какой был второй вопрос у тетерева?
Дети: Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?
Учитель: Давайте поможем тетереву найти ответы на его вопросы и подумаем над тем, как зимуют травы, кустарники и деревья? (Этот вопрос появляется на интерактивной доске).

Познавательные коммуникативные УУД
III этап. Изучение нового материала.
Цель – Познакомить учащихся с особенностями жизни растений зимой.
School-collection
1.Картинки с изображением овощей.(см. в прил. №3,4,5)
2. Музыка из оперы №4 Вивальди «Зима» Участвовать в обсуждении результатов исследовательской практической работы по изучению жизни растений под снегом.
Принимать участие в практической работе по изучению строения почки.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).
Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Организовать обсуждение результатов исследовательской работы по изучению жизни растений зимой.
Организовать практическую работу по изучению строения почки.
Организовать работу в группах
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов. III этап. Изучение нового материала.
Прочитайте 1 вопрос на который мы должны найти ответ.
1 вопрос:
Умирают ли растения на зиму и как они зимуют?
Учитель: Расскажите об эксперименте, который мы провели для того чтобы ответить на первый вопрос, (на столе растения в горшочках, которые дети посадили собрав корни, семена в лесу под снегом.Учитель: Как же растения зимуют, и что их защищает от мороза?
А какая зима лучше снежная или бесснежная? Почему?
А почему говорят много снега, много хлеба?
Давайте вспомним, какие зерновые культуры называют «озимые» и почему?
Какие растения высаживают ваши родители на огороде осенью на зиму?(Слайды с растениями на интерактивной доске, дети выбирают правильный ответ)
Ребята как вы думаете, зайчик понял, что именно снег защищает наши растения от мороза?
2 вопрос:
Можно ли под снегом увидеть цветущие растения? Ответить на этот вопрос помогут ребята 1 ряда, прочитав рассказ из Хрестоматии (стр. 41; слайды).
Чтобы ответить на 3 вопрос мы должны выполнить еще одно задание. Задание для 2 ряда. Прочитайте название растений и определите какие из них являются кустарниками, а какие деревом?
малина
дуб дерево
осина кустарник
крыжовник
Проведите стрелки от тех растений, которые относятся к деревьям, и тех, которые относятся к кустарникам.
Задание для 3 ряда.
Определите, какие деревья являются хвойными, а какие лиственными?
(рисунки ели, сосны, дуба, рябины, березы, дети приклеивают на определенный участок).
- На 1 участок, где хвоинки, посадите хвойные растения
- На 2 участок, где листочки, посадите лиственные растения.
5) Физкультминутка «В лес на лыжах».
Мы на лыжах в лес идем,          Дети машут руками, словно Мы взбираемся на холм.           Работают лыжными палками.Палки нам идти помогут,Будет нам легка дорога.Вдруг поднялся сильный ветер,      Вращение туловищем Он деревья крутит, вертит                    вправо и влево.И среди ветвей шумит.Снег летит, летит, летит.По опушке зайчик скачет,                      Прыжки.Словно белый мягкий мячик.Раз прыжок и два прыжок –Вот и скрылся наш дружок!Хоть приятно здесь кататься,Надо снова заниматься.
6)Работа с учебником «Окружающий мир».
- Что же могли увидеть Маша и Миша у себя в саду, в лесу, в поле под снегом? (Работа с рисунком на развороте учебника, стр. 42-43.)
3 вопрос: Как зимуют деревья, кустарники?
Рассмотрите деревья, кустарники на рисунке. Как они выглядят? Есть ли на них листья? Как они защищаются от холода?
Учитель: Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Соки дерева становятся густыми, густыми и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запасы такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы. Первые морозы закаляют его, делают еще выносливее: сок дерева еще больше густеет. И деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в двести – четыреста раз слабее, чем летом.
Вы уже знаете, как можно помочь птицам и лесным зверям, а как можно помочь деревьям зимой?
- Зачем папа Маши и Миши стряхивает снег с веток деревьев? (рисунок на странице 43 учебника)
Остаются ли деревья на зиму без листьев?
III этап. Изучение нового материала.
Практическая работа по изучению строения почки: - Что вы видите на рисунке со знаком «опыт» на странице 42 учебника?
Работа в парах.
- Рассмотрите сквозь лупу вскрытую почку. Что вы заметили?
Учитель : Лиственные деревья, кустарники сбросили листву ,но без листьев они не остались. Маленькие листья спрятаны в почках на их веточках.
- Откройте рабочие тетради на странице 31. Нарисуйте почку, которую вы наблюдали. Какой цвет выберем ярко - зеленый или зеленый , чтобы разукрасить почку? А когда образуются на ветках почки?
Работа по учебнику, страница 42.
Что обозначает этот значок? (длительное наблюдение)
- Как вы думаете какое наблюдение мы будем проводить?
(Дети опускают веточки с почками в баночки с водой)
Как мы должны поступить с веточками, у которых появятся корешки?
По окончании работы осуждают результаты проведённого исследования.
Делается вывод: внутри почки есть маленький листочек, который дает жизнь растению.
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные , регулятивные УУД
IV этап. Закрепление изученного.
Цель – формировать умения делать выводы из наблюдений.
Работать с информацией, представленной в учебнике
Участвовать в обсуждении поставленного вопроса, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся
в обсуждение и подведение итогов.
IV этап. Закрепление изученного.
Вспомните, на какой вопрос мы искали ответ?
Какие вопросы мы рассмотрели на уроке ? Какие выводы сделали ? Сравним наш вывод с выводом, которые сделали авторы нашего учебника .(вывод читает в учебнике на стр. 43)
IV этап. Закрепление изученного.
Работа с учебником «окружающий мир»
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. Оценивают результат своей работы. VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Если ваши выводы совпали с выводом авторов наших учебников, значит вы поработали отлично. Возьмите большую снежинку .Если ваши выводы чуть не совпали с выводом авторов наших учебников, значит вы поработали хорошо. Возьмите среднюю снежинку .Я вам их дарю за хорошую работу на уроке .Спасибо, ребята за работу. Было очень приятно работать с умными и наблюдательными исследователями.
Ребята еще раз обратите внимание на центральный рисунок учебника стр.42-43 . Сможете ли вы сразу определить какое дерево изображено на рисунке ?Вот поэтому я вам даю задание, заняться исследовательской деятельностью на тему « Как различить деревья и кустарники зимой» об этом мы будем говорить на следующем уроке .Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан.Урок окружающего мира в 1 классе по теме:
«Как зимуют травы, кустарники и деревья»
(УМК «Перспективная начальная школа».)
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории

Ганеева Сарвар ШавалеевнаБавлы 2013 год