Развитие внимания младших школьников посредством математики


Развитие внимания младших школьников посредством математики
Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента
Цель: определить особенности влияния средств математики на развитие внимания младших школьников.
Для реализации цели был проведен индивидуальный констатирующий эксперимент. Испытуемыми были дети, принятые в 1 класс (11 человек).
Для решения данной проблемы поставлены следующие задачи :
провести диагностическое исследование состояния произвольного внимания учащихся класса (см. Приложение);
собрать методический материал по теме опыта работы;
разработать систему упражнений, развивающих произвольное внимание младших школьников.
Выполнение данных задач возможно, при реализации следующих психолого-педагогических условий:
– повысить психологизацию процесса обучения, то есть усилить его развивающие функции;
– осуществлять диагностику учащихся при поступлении в школу для выявления детей группы академического риска и своевременной коррекционно-развивающей работы с ними;
– осуществлять мониторинг произвольного внимания, функций программирования и контроля учащихся, как интегрального показателя эффективности познавательных функциональных систем учащихся для определения индивидуальных особенностей;
– опираться на принципы нейропсихологической и педагогической коррекции; образовательной кинезиологии, так как реализация этих педагогических условий позволит повысить произвольность внимания младших школьников и успешность обучения.
Анализ результатов диагностики внимания позволил выделить несколько уровней овладения детьми элементарными математическими знаниями к началу обучения. В зависимости от успешности выполнения всех предъявленных заданий можно выделить следующие уровни:
Количество учеников Уровень выполнения заданий
1 2 3 4
0 1 7 3
0 9% 63% 27%

Лишь очень небольшая группа детей смогла достичь II уровня успешности. Большинство первоклассников сумело выполнить лишь половину всех заданий и достигло лишь III, среднего, уровня. Выделилась и группа детей, находящихся на еще более низком, IV уровне успешности, выполнивших менее половины из всех предъявленных заданий. Ни один ребенок не смог полностью справиться со всеми заданиями.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о низком уровне развития произвольного внимания детей, поступивших в 1 класс.
Из выше изложенного следует, что по характеру поведения, особенностям познавательной деятельности исследуемые дети значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
Основной формой организации работы является урок. На уроке учитель и ученик становятся партнерами. Ученик оценивает себя и своих товарищей, выбирает наиболее важную информацию, учится задавать вопросы.
Хорошие результаты дает работа в парах и группах. Однако организация групповой работы в классе требует отработки и закрепления алгоритма действий. Детям с ЗПР сложно наладить совместную работу, выстроить правильно последовательность действий, избежать конкуренции, суеты, конфликтов. Поэтому прежде, чем включать класс в этот вид деятельности, необходимо дать учащимся возможность получить деятельностный опыт, организовав серию игр направленных на оптимизацию групповой работы.
Одним из основных методов работы с детьми на уроке и коррекционных занятиях являются метод поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. (поэтапное формирование умственных действий и понятий заключается в том, что в процессе обучения формирования новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования приема проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей; усвоение новых заданий и умений происходит гораздо легче, скорее и становится допустимым в более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения).
Это объясняется следующим. Формирование произвольного внимания младших школьников неразрывно связано с развитием функций программирования и контроля. Это длительный, ступенчатый процесс. Он предполагает сначала возможность действовать по команде взрослого, потом выполнять задание, проговаривая вслух, и лишь затем действовать по внутренней программе (Л.С. Выготский,1982, А.Р.Лурия,1966). У одних детей этот процесс протекает быстро и без затруднений. У других процесс перехода затруднен и оказывается несформированным, как , например, у детей с задержкой психического развития.
Таким образом, для оказания помощи таким детям необходимы уроки и коррекционные занятия , которые строятся:
при эмоциональном вовлечении ребенка в учебный процесс ;
с учетом закономерностей формирования произвольных действий;
3. с учетом трудностей детей, слабых и сильных звеньев их психических функций.
Для разработки дидактических материалов были выбраны темы программы по математике (УМК «Школа России») «Сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 20»(1 класс) и «Таблица умножения»(2-3 класс) по следующим причинам. Эти темы продолжают оставаться сложными для большинства детей, в том числе и для учеников исследуемого класса. Неусвоенный материал не дает возможности для успешного прохождения дальнейшей программы (автоматизации вычислительных навыков, сложение и вычитание чисел в пределах 100 и т.д.)
Система упражнений представляет собой комплект бланковых методик, состоящий из двух частей (блоков).
Рассмотрим задания 1 блока дидактических упражнений («Сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 20») .
Первый тип упражнений
Перед детьми выкладывается в числовой ряд карточки с числами (до 9,15,25).Это материализованная часть программы. Предлагается поочередно правой и левой руками по заданной программе сдвигать карточки: вниз ,произнося названия чисел вслух ,вверх, считая про себя. При этом счет не прерывается. Дети имеют зрительную опору счета- цифры на карточках, что помогает им переключаться с внутреннего проговаривания на внешнюю речь, сохраняя программу счета. После раскладывания карточек дети читают сначала один ряд, потом второй и сравнивают их. Усложнение выполнения заданий происходит постепенно. После усвоения программы детям предлагается работа в парах. Тогда работа выполняется детьми по очереди. К тому же усложняются не только условия выполнения заданий, но и их содержание. Например, меняется ритм рук : 1:1( рассмотренный вариант), может происходить смещение карточек по ритму 2:1, может быть смешанный вариант( самый сложный).
2 тип упражнений предполагает работу с таблицами типа таблиц Шульте, где в ячейках – результаты сложения на задуманное число.
3 тип упражнений включает задания, напоминающие блоки Дьенеша.
Выбор данного типа заданий обусловлено тем, что блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой, занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий и дозированную помощь, развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания.

Второй тип упражнений
Овладение таблицей умножения – важная педагогическая задача, фундамент овладения математикой. Для усвоения таблицы умножения необходимо понимание принципов ее составления, раскрытия смысла умножения и деления. В тоже время для закрепления навыков табличного умножения требуется длительная тренировка. Для того, чтобы не снижалась мотивация учащихся к усвоению табличного счета, тренировка должна быть разнообразной.
Предлагаемая система упражнений способствует решению этой дидактической задачи. Однако основная задача – развитие произвольности процессов внимания.
Рассмотрим виды заданий.
К моменту изучения таблицы умножения дети уже владели счетом двойками, понятием четного числа, умели считать десятками, пятерками. Именно на этом материале можно ввести различные программы действий, научить опираться на них. К ним относятся упражнения 1 и 2-го типа: неструктурированные таблицы со случайным расположением чисел и анализ числового ряда .
Неструктурированные таблицы.
-1143001905000 20 612108
24161418
560070013081000Задания: Обведи числа по порядку, покажи их быстро по порядку: 2 20, нарисуй дорожку. Назови числа по порядку, с помощью «дорожки», не прибегая к помощи.
Изменение размера, цвета цифр вносят не только элемент занимательности, но и облегчают поиск. Психологами ( М.Люшер) установлено: цвет оказывает влияние на развитие детей.

Анализ числового ряда позволяет раскрыть «секреты» таблицы умножения. Например, рассматривая с детьми ( или с ребенком, если это индивидуальное коррекционное занятие) по порядку ответы, в которых цветом или величиной маркированы десятки и единицы, обнаруживаем, что характер изменения десятков имеет прямой порядок от 0 до 9, а единиц ,от 9 до 0. Секрет разгадан, и дети легко дают по порядку ответы умножения на 9. Также они могут себя проконтролировать, если раскроют еще один секрет- сумма цифр в каждом ответе равна 9.
9 18 27 36 45 54 63 72 81 90
Модифицированный вариант таблицы Шульте.
90 50 20
30 80 40
70 10 60
Найди и покажи ( обведи). Запиши ответы.
10 х 3 = 10 х 7= 10 х 4=
10 х 6=10 х 8= 10 х 9=
Покажи 2,4,6,….. ; 18,16,…. .
Поиск маршрута («Нарисуй дорожку»), продолжение и дополнение числового ряда.
-68580444500 3 6 ? 12 18
388620-23685500 24 219 ?
Шифровки.
1) Расставьте знаки.
7 14 21 28 35 42 49 56 63 70
11430019685000 170815196850001727208128000 227330196850003441708128000 16827582550002825758255000 527058255000 337820825500022987019558000 172720812800016573519685000
3886200-228600002743200-22860000
2) В данном случае использована модификация логических блоков Дьенеша.
Параллельные ряды.
Это один из трудных видов заданий – параллельный поиск в таблицах Шульте, требующий распределения внимания. Рассмотрим задания на примере умножения на 2 и 4.
10 14 8
6 2 12
18 16 4
20 28 16
12 4 24
36 32 8
Последовательность работы может быть следующей:
1. Найти в таблице в прямом и обратном порядке ответы умножения на 2.
2. Аналогично отработать таблицу с ответами умножения на 4.
3. Выполнить параллельный поиск ответов умножения на 2 и на 4 в двух таблицах.
4. Выполнить аналогичный поиск в таблицах с другим расположением тех же чисел.
5. Построить новые таблицы.
Поиск соответствий .
Заполни таблицы. Напиши ответы в соответствующих местах таблиц справа.
7 14 7 х 1 7 х 2

7 : 7 14 : 7
1 2

«Зашумленные числа».
34290031940500
1143005143500 63
72 9 18
36 2781 45 54

В данном задании можно использовать следующие этапы: сначала отыскание чисел по порядку, затем их обведение, показ в прямом и обратном порядке, запись их по памяти. Такая последовательность действий позволяет развивать произвольность зрительного внимания, мотивировать ребенка к неоднократному выполнению задания, закреплению табличного счета, работе над темповыми характеристиками.
Таким образом, упражнения на развитие произвольного внимания строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний.
Анализируя нарушения данных психических функций учащихся, учитываю принципы проведения индивидуально-дифференцированной коррекционной работы
Так же важна организация совместной деятельности учителя и ученика, которая, как показывает опыт, приводит к интериоризации действий, контроля, другими словами положительно влияет на развитие произвольности внимания, помогает в усвоении ребенком учебного материала.
2. Анализ, обработка результатов констатирующего эксперимента
Результаты диагностики, проводимой в конце учебного года, показали положительные изменения в развитии произвольного внимания: уменьшился его дефицит и коэффициент врабатываемости, и что более важно, возможность переноса детьми отрабатывавшихся навыков программирования и контроля на принципиально иной тип задания. Однако, такие свойства, как устойчивость и концентрация, направленные на обеспечение оптимального уровня активности нарушены у всех учащихся. Другими словами, для учащихся всё еще характерны: утомляемость, трудности переключения, затруднения в организации целенаправленного внимания.
Положительная динамика наблюдается в усвоении тем «Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20», «Таблица умножения». На это указывают результаты проверочных работ.
В качестве косвенных показателей выступают следующие:
успеваемость учащихся по математике за истекший период составляет 100%;
нарастание работоспособности;
повышение мотивации к выполнению заданий,
увеличение объема выполняемой работы на уроках;
формирование адекватной самооценки.
Приведенные наблюдения позволяют сделать вывод: разработанная система упражнений является действенным психолого-педагогическим условием продвижения младших школьников в образовательном процессе, эффективным средством преодоления отставания в развитии произвольного внимания, но следует отметить, что для учащихся всё еще характерны: утомляемость, трудности переключения, затруднения в организации целенаправленного внимания.
Таким образом, коррекционная поддержка требуется и на следующем этапе обучения.
Система упражнений может быть использована в работе с детьми, как успешными, так и испытывающими трудности обучения.