Мастер-класс Развитие учебной мотивации младших школьников


Цель: повысить мотивацию коллег к овладению данной темой.
Задачи: познакомить коллег с приемами, позволяющими формировать положительную мотивацию обучения младших школьников.
Показать конкретные приемы способствующие + мотивации к обучению
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно…
АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА
За окном зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну, которая соответствует вашему настроению, посадите ее на свою ладонь, и посмотрите одну притчу (видео) “Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:
любимым
нужным,
а главное – успешным
Успешность каждого ребенка зависит не только от его способностей, но и от мотивации. Если нет мотивации, то никакие большие способности не приведут ученика к успеху.
Каждый учитель знает, что заинтересовать маленького школьника самой учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то результат будет обязательно.
Учитель должен создать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Поэтому особенно в младших классах учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого нужно знать и использовать в работе все наиболее эффективные формы и средства мотивации школьников.
Раскрытие темы мастер класса
Развитие учебной мотивации младших школьников
Сейчас, я предлагаю, вам уважаемые коллеги представить себя в роли младших школьников. И приглашаю вас на урок окружающего мира.
Коллективные способы обучения позволяют повысить положительную мотивацию к обучению.
Наш класс попрошу разделиться на 3 группы, а в этом нам помогут наши бабочки (объединиться попрошу в соответствии с цифр ой на обратной стороне бабочки)
Коллективные учебные занятия – это организация общения в паре, группового общения, общения в парах сменного состава.
Этот вид работы делает урок более интересным, живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, даёт возможность многократно повторить материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.
В результате таких коллективных занятий ребята активнее включаются в учебный процесс, работают более увлечённо, обучаются основным жизненным навыкам:
действенное общение
умение слушать
умение разрешать конфликты
умение работать сообща
воспитание самоуважения
укрепление дружбы в классе
Повышению мотивации к изучаемой теме способствует прием интригующее начало
О чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке вам поможет узнать собранный вами пазлПсихологи  считают, что собирание пазлов способствует развитию у человека таких качеств, как произвольное внимание, восприятие, образное и логическое мышление, учит правильно воспринимать связь между частью и целым, развивает мелкую моторику рук и так далее.
- Что у вас получилось? О чем пойдет разговор?
- Положите пазл со словом экология перед собой, возьмите фломастеры и закрасьте первую букву слова тем цветом, которое выражает состояние экологии в настоящее время.
- У многих из вас я увидела темные цвета, что означает печаль, скука, тоска, страх, есть даже красный – предупреждающий об опасности цвет. Думаю, что настало время разобраться в этих причинах экологических проблем и их способах решения средствами различных учебных курсов.
-Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…».
Что вы уже знаете об этой теме?
- Подберите слова об этом или на эту тему….
- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!
(Не правда ли, звучит как открытие!)
Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.
Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.
Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.
«Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор»
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
«Фантазёр»
Записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
…………………
- Вот видите, как важно…
«Кумир»
Изображение «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
«Профи»
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Игра как эффективный приём, активно воздействующий на формирование положительной мотивации.
В начальных классах одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра.
Продолжим работу в группах.
Возьмите конверты с заданиями.
1 группа работает с деформированным текстом и Красной книгой Брянской области.
2 группа – решает экологическую задачу.
3 группа – составляет экологическую сказку.
Отчет групп о выполнении заданий.
Использование творческой игры в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение на уровне эмоционального сознания, что способствует развитию познавательного интереса, положительной мотивации.
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.
Отчет групп о выполнении заданий. 1 группа.
Составьте текст из предложений и озаглавьте его.
Они тихонечко раскачиваются на гибкой зеленой ножке.
Словно бусы, серебрятся на стебельке скромные бубенчики – цветочки.
А как чудесен тонкий, нежный аромат ландышей!
В конце мая в лесу расцветают ландыши.
Влажные длинные листья скрывают цветы от посторонних глаз.
2. Найдите в Красной книге это растение.
3. Какова причина исчезновения ландышей?
--------------------------------------------------------------------------------------
4. Разработайте план – стратегию сохранения этого растения.
--------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------
2 группа
Решите задачу.
Один человек в день производит 2 кг мусора. Сколько мусора произведет семья из 4 человек за месяц? За 1 год?
За день______________________________________________
За месяц ___________________________________________
За год_______________________________________________
Сколько грузовых машин перевезут этот мусор?
Вид транспорта Грузоподъемность
Газель тент / фургон
1, 5 т
Большую часть мусора составляют пластиковые изделия. Каковы ваши идеи для «второй» жизни пластиковой тары? Запишите как можно больше вариантов.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 группа
Сочините экологическую сказку о проблеме загрязнения воды водоема заводами, фабриками и человеком по мотивам сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Жил Старик со своею Старухой у ……….
Жили уже тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.
Раз пошёл Старик к озеру.
Закинул он невод в воду – пришёл невод с …………
Он в другой раз закинул свой невод – пришёл невод с ………,
В третий раз закинул он невод – …………………………...
Удивился Старик, испугался:
«Тридцать лет я рыбачил и три года,
………………………………………..
Хотел  уж было, Старик
воротиться к своей Старухе,
Да услышал за спиной всплеск слабый.
Вновь закинул Старик в воду невод.
Пришёл невод с одной Рыбкою.
С непростою Рыбкою – ……………..
Как тут взмолится Рыбка!
Голосом молвит человечьим:
……………………………………………………………..
…………………………………………………………….
…………………………………………………………….
……………………………………………………………
Какие меры охраны водоема вы бы предложили?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Предлагаю сложить листочек с заданием вчетверо и положить его в копилку идей.
- Как вы думаете, из чего сделана эта копилка?
- Один из способов того, как можно использовать использованную пластиковую бутылку в практике педагога.
Наш мир разноцветный и хрупкий, как бабочка. Сохранить ее такой прекрасной может только сам человек. Наши поступки по отношению к природе, как частички пазлов складываются каждый день в картину мира. От того какой будет наша планета зависит только от нас. Все находится в наших руках.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности.
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания.
«Что будет, если…» с 84.учебника
Попробуйте сделать « экологический прогноз» .К каким последствиям может привести вмешательство человека в природу?
(Просмотр видео «Экологическая корова»)
Применение этого приема приводит к повышению мотивации Важно отметить, что по содержанию мотивация является познавательной, т.е. внутренней.
Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:
▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли.
Например, определи и докажи, где какая часть речи:
Мусор лежит поперёк канавы. Мы шли вдоль и поперёк…. (В)пустую комнату; спорить (в)пустую;подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста;работать (по)новому; идти (по)новому шоссе ).
▪ вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;▪ вопросы по установлению причинно–следственных связей.
Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.
Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей.▪ Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и прочих ошибок.
"Анаграммы"
Участники команд получают конверты с текстом.
Я – время года, знают все меня. Катаются с горы и бабу дружно лепят. Но слоги переставь во мне – А нами кожу и глаза, и уши лечат. (Ответ: зима – мази.)
Я – дерево, расту в тайге, И в смешанном лесу меня найдешь почти повсюду. Но слоги переставь во мне – И воду подавать я буду. (Ответ: сосна – насос.)
И в озере, и на берегу От ветра я шумлю и уток прячу. Но слоги переставь во мне – И запищу, и попрошу я каши. (Ответ: камыш – мышка.)
Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь. Но буквы переставь мои – И целый лес ты мною валишь. (Ответ: липа – пила.)
Читайте слева вы меня, И псом огромным буду я. Но времени я буду счет, Когда прочтете вы наоборот. (Ответ: дог – год.)
Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов – один из действенных методов обучения и развития учащихся.Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.),
 Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Все перечисленные приёмы я активно использую в своей работе.
Всё чаще в последнее время в образовательных учреждениях используются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ также способствуют развитию мотивации учебной деятельности. Термин “информационно-коммуникационные технологии” является общепризнанным на государственном уровне, о чем говорит его использование в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ.

Не следует забывать, что поощрение - фактор повышения положительной мотивации к обучению.
Положительные эмоции сопутствуют формированию положительного отношения к обучению. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании.
Поощрение можно классифицировать по средствам выражения:
- мимические и пантомимические (аплодисменты товарищей, улыбка, ласковый взгляд учителя, пожатие руки, учитель погладит по голове).
- словесные (Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо работали!)И я хочу вам сказать большое спасибо за активное сотрудничнество. Вы меня приятно удивили. Вы сегодня хорошо работали Молодцы!
- материализованные (флажок на парте, значок «Лучший счётчик», благодарность в дневнике, красивая обложка, медаль…)
Самой активной группе!
Самой творческой группе!
Самой дружной группе!
Выбор поощрения зависит от личности самого учащегося, оттого, насколько сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности ребёнка к поощрению, от успеваемости детей, от работы учителя в этом направлении.
В результате успешного применения поощрения возрастает положительная мотивация к обучению, возрастает познавательная активность, постепенно увеличивается объём работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности, усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске.
Один из мудрецов сказал очень важные слова "Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму". Я попробовала Вас ,уважаемые коллеги, вовлечь, а как у меня получилось, я бы хотела узнать: Закончи предложение (интервью) Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… 
 Заключение
Данное выступление посвящёно одной из актуальных проблем школы – повышению мотивации учения учащихся. В нем я представила педагогические методы и приёмы, способствующие развитию положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся начальной школы.
В целом можно сделать следующие основные выводы:
1. Учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.
2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.
3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.
4. Предложенные педагогические методы и приёмы позволят учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников .Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но  от учителя зависит,
Какими дети быть должны.Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Помните!!!
"Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет". Уильям Уорд