Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры.


Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры.
Всестороннее развитие личности ребёнка в дошкольном учреждении обеспечивается специально организованным воспитательно-образовательным процессом, в ходе которого осуществляется нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. При этом умственное воспитание ребенка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности.
Развитие интеллектуальной сферы происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, в процессе систематического обучения на занятиях, но и в дидактических играх в дошкольных учреждениях. Важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый процесс развития интеллектуальной сферы.
Развитие интеллектуальной сферы — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных процессов. Основными задачами интеллектуального развития дошкольников являются: формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни; развитие познавательных психических процессов — ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков; формирование простейших способов умственной деятельности. В дидактических играх создаются благоприятные условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков, для формирования различных способностей детей. Игровой метод обучения является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста
В дидактических играх у ребят развиваются не только психические процессы, но и такие важные качества личности, как целеустремлённость, сосредоточенность, и такие социальные чувства, как сопереживание, коллективизм, дружба и другое.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее успешное умственное развитие ребёнка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека.
В настоящее время, появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
Таким образом, актуальность темы обусловлена тем, чтобы помочь воспитателям и родителям овладеть методикой использования дидактических игр в воспитании и обучении детей, разъяснить значение дидактической игры в интеллектуальном развитии.
Дидактическая игра выполняет задачу:
Получения новых знаний.
Как средство упражнения и закрепления знаний.
Проверка знаний и умений детей.
Практической деятельности.
Активизации познавательных процессов.
Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей
активизация психических процессов (память внимание, мышление речь)
и другое;
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возраст ной группы;
определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессоввремя);
выбор места для игры, где дети могут спокойно играть не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы картинки, природный материал);
подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре методы руководства игрой;
подготовка к игре детей обогащение их знаниями представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приёмов ее подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
Таким образом, методически грамотно организованная дидактическая игра способствует развитию интеллектуальной сферы детей.