Рабочая программа по внеурочной деятельности Основы робототехники






Программа по внеурочной деятельности
«Основы робототехники»












Рабочая программа
Основы робототехники

Программу составила: Щекотько Евгения Григорьевна

























г. Гурьевск

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Система дополнительного образования дает детям такую возможность.
Программа направлена на организацию внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению, приобщение детей к техническому творчеству через создание роботов посредством конструктора ROBO LT. Следуя предлагаемым пошаговым инструкциям и проводя эксперименты, обучающиеся смогут узнать новое об окружающем их мире. Новизна программы заключается занимательной форме знакомства обучающегося с основами робототехники, радиоэлектроники и программирования микроконтроллеров для роботов шаг за шагом, практически с нуля. Избегая сложных математических формул, на практике, через эксперимент, обучающиеся постигают физику процессов, происходящих в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания и микроконтроллеры.
В ходе работы на занятиях кружка обучающиеся получают первые представления о робототехнике, смогут построить робота, запрограммировать его действия и проследить за его работай. Педагог дополнительного образования найдет обширный теоретический материал, пошаговые инструкции выполнения проволочных изделий.
Данная программа адресована педагогам дополнительного образования детей и другим заинтересованным лицам.


































ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Основы рбототехники

Девиз
Робот – своими руками!

Основание для разработки
Реализация программы по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов МАОУ «СОШ№11» г.Гурьевска (в рамках реализации ФГОСНОО)
Входит в состав Программы работы по реализации плана «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Автор-составитель: Щекотько Е.Г.

Разработчики программы
Щекотько Е.Г., учитель начальных классов

Исполнитель
Обучающиеся 3-их классов, руководитель кружка

Адресная группа
Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО

Цели и задачи Программы
Цели:
Организация занятости школьников во внеурочное время;
Всестороннее развитие личности обучающегося:
развитие навыков конструирования;
развитие логического мышления;
мотивация к изучению наук естественно-научного цикла: окружающего мира, информатики (программирование и автоматизированные системы управления) и математики.
Приобщение детей к общественным ценностям, овладению культурным наследием через техническое творчество;
Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка детей к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомить с основными принципами механики;
Ознакомить с основами программирования в компьютерной среде моделирования ROBO Pro Light;
Формировать умение работать по предложенным инструкциям;
Формировать умение творчески подходить к решению задачи;
Обогащать запас обучающихся научными понятиями и законами;
Способствовать формированию мировоззрения;
Способствовать формированию функциональной грамотности.
Развивающие:
Развивать эмоциональную сферу ребенка, моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, пространственное воображение, творческие способности;
Развивать умение довести решение задачи до работающей модели;
Развивать умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений
Воспитательные:
Формировать коммуникативную и общекультурную компетенции;
Формировать культуру общения в группе;
Формировать умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Научно-методические основы разработки Программы
Документы, положенные в основу Программы развития:
Федеральный закон «Об образовании РФ», Конвенция ООН «О правах ребёнка»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Устав МАОУ «СОШ№11» г. Гурьевска
Программа развития «СОШ№11»


Срок реализации
1 год

Целевые
индикаторы реализации
Программы
Уровень усвоения учащимися теоретической части программы (того, что ученики должны знать по окончании курса занятий)
Уровень исполнительной части (того, что ученики должны уметь по окончании курса занятий).
Параметры:
Знать/понимать
Умение использовать
Владение опытом
Наличие личностных качеств

Ожидаемые результаты

Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает три уровня результатов.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
На выходе из кружка обучающийся должен иметь:
наличие интереса к трудовой деятельности;
стремление к творческому самовыражению через работу с конструктором;
навыки владения основными принципами механики;
навыки владения основами программирования в компьютерной среде моделирования ROBO Pro Light;
навыки работы по алгоритму.

Готовность для реализации
Программа полностью готова для реализации потребителями











Пояснительная записка

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено общеинтеллектуальное направление.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся и понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Программа представляет уникальную возможность для детей освоить основы робототехники, создавая действующие модели роботов.  Новый конструктор в линейке роботов ROBO LT , предназначен, в первую очередь, для детей младшего возраста. Работая индивидуально, парами или в командах, обучающиеся могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение обучающимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается также и тем, что полученные на занятиях кружка знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. Овладев же навыками творчества сегодня, школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Дополнительная образовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.
Содержание данной программы построено таким образом, что воспитанники кружка под руководством учителя смогут не только создавать роботов посредством конструктора ROBO LT, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и, проводя эксперименты, узнавать новое об окружающем их мире. Полученное знание служит при этом и доказательством истинности (или ложности) выдвинутых юными экспериментаторами тех или иных теоретических предположений, поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются практикой. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на обучении в процессе практики.
Новизна программы заключается занимательной форме знакомства обучающегося с основами робототехники, радиоэлектроники и программирования микроконтроллеров для роботов шаг за шагом, практически с нуля. Избегая сложных математических формул, на практике, через эксперимент, обучающиеся постигают физику процессов, происходящих в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания и микроконтроллеры.
В ходе работы на занятиях кружка обучающиеся получают первые представления о робототехнике, смогут построить робота, находящего выход из лабиринта, ориентирующегося на источник света и звука, ультразвуковой дальномер.
Также воспитанники кружка постигнут организационно-экономические закономерности производственной деятельности, позволяющие создать наиболее рациональные условия труда. Сюда входят: организация рабочего места и трудового процесса; распределение трудовых функций в группе, умение планировать предстоящую работу; расчет необходимых материалов и времени; выбор инструментов и приспособлений, рациональных приемов работы; умение контролировать, учитывать и оценивать проделанную работу по количеству и качеству. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце урока увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Уже на начальной стадии приобщения к процессу творчества, при репродуктивном конструировании (по готовым чертежам и схемам) и постройке робота по образу и подобию уже существующих, обучающиеся приобретают для себя немало новых научных и технических знаний.
Известно, что в поиске решения технических задач претворяются в жизнь основные ступени творческого мышления. Это прежде всего отражение в сознании человека окружающей его среды, поступление к нему конкретной информации о ее состоянии, концентрация имеющихся знаний и опыта, отбор и анализ фактов, их сопоставление и обобщение, мысленное построение новых образов, установление их сходства и различия с существующими реальными объектами, а также в известной степени идеализация (схемные решения в общих чертах), абстрагирование (отвлечение от реальных условий), конкретизация, предвидение, воображение.
Результативность программы. План реализации программы рассчитан на 1 учебный год. В задачи программы не входит научить строить роботы, научить конструировать довольно трудно: каждый идёт своей дорогой, у каждого есть свои предпочтительные узлы крепления конструкции и этапы ее создания.
Задача – научить тому, как заставить роботов выполнять задания и упражнения, как написать программу. Написание программы – процесс творческий: и для одного и того же задания можно составить несколько вариантов работающих программ, но, освоив принципы программирования, разобрав примеры, можно самому пуститься в увлекательное творчество и что-то упростить или придумать свой, нетривиальный код.
Возможно, в результате посещения занятий кружка не все обучающиеся станут настоящими мастерами в области робототехники Но это и не является главной целью работы кружка. Важно, чтобы ребенок научился по-новому видеть мир и себя в нём.
Цели работы курса:
Организация занятости школьников во внеурочное время.
Всестороннее развитие личности учащегося:
Развитие навыков конструирования
Развитие логического мышления
Мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, краеведения, физики, информатики, математики.
Познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах
Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструирования через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ. Вырабатывается навык работы в группе.

Основными задачами занятий являются:
обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
развивать творческие способности и логическое мышление детей;
развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
развивать умения творчески подходить к решению задачи;
развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Данная программа предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Независимо от направления работы необходимо опираться на следующие педагогические принципы:
Уважение к личности ребенка;
Признание права ребенка на ошибку;
Опора на их знание и интерес, получаемый вне школы;
Справедливость;
Сохранение здоровья детей;
Включение обучающихся в активную деятельность;
Доступность и наглядность;
Учёт возрастных особенностей;
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Также в основу программы положены:
Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности обучающихся, сочетание практической работы с развитием творческих способностей;
Система межпредметных связей (информатика, математика, окружающий мир, труд).
Особенности методики обучения
Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей.
Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей, а также системно-деятельностный метод обучения.
Данная программа может помочь педагогам дополнительного образования организовать внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО. Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены порядка раздела, введения дополнительного материала, методики проведения занятий. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.
На занятиях кружка «Робототехника» используются в процессе обучения дидактические игры, отличительной особенностью которых является обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактические игры, используемые на занятиях, способствуют:
- развитию мышления (умение доказывать свою точку зрения, анализировать конструкции, сравнивать, генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции), речи (увеличение словарного запаса, выработка научного стиля речи), мелкой моторики;
- воспитанию ответственности, аккуратности, отношения к себе как самореализующейся личности, к другим людям (прежде всего к сверстникам), к труду
- обучению основам конструирования, моделирования, автоматического управления с помощью компьютера и формированию соответствующих навыков.
В связи с появлением и развитием в школе новой кружковой работы – «Робототехника» - возникла необходимость в новых методах стимулирования и вознаграждения творческой работы учащихся. Для достижения поставленных педагогических целей используются следующие нетрадиционные игровые методы:
Соревнования
Олимпиады
Выставки
Кроссворды
Как показала практика, эти игровые методы не только интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе и саморазвитию, что с помощью традиционной отметки сделать практически невозможно.

Режим организации занятий

Настоящая программа учебного курса предназначена для обучающихся 3 классов образовательных учреждений, которые впервые будут знакомиться с ROBO LT – технологиями. Занятия проводятся в группах (10-15человек) 1 раз в неделю по 45 минут

Содержание разделов
№ раздела
Название и содержание раздела
Количество часов

1
Вводный раздел.
Введение. Техника безопасности. Роботы вокруг нас.
Знакомство с оборудованием конструктора ROBO LT : электронные компоненты, соединительные и конструкционные элементы.
2

2
«Основы конструирования»
Управление Контроллер ROBO L
Источник питания
Если что-то не работает
3

4
«Первое знакомство с программой ROBO Pro Light »
Подключение NXT.
Команды, палитры инструментов.
Использование панели инструментов. Создаем программу.
3

6
«Создание и программирование роботов »
«Светофор», «Маяк», Холодильник», «Стиральная машина», «Раздвижная дверь», «Освещение на лестнице», «Стеклоочиститель».
27

Учебно-тематический план

№ раздела
Название раздела и его содержание

темы
Тема
Количество часов





Всего
Теория
Практика

1
Вводный.
(Цели и задачи курса. Обсуждение работы на текущий уч. г. Правила ТБ)
1-2
Введение. Техника безопасности.
Роботы вокруг нас.
1
1
-




Знакомство с оборудованием конструктора ROBO LT : электронные компоненты, соединительные и конструкционные элементы.
1
0,5
0,5

2
«Основы конструирования»
3-5
Управление Контроллер ROBO L
1
0,5
1,5




Источник питания
1
0,5
0,5




Если что-то не работает
1
1


3
«Первое знакомство с программой ROBO Pro Light»
6-8
Что такое Pro Light? Подключение Pro Light.
1
0,5
0,5




Знакомство с программой Pro Light. Команды, палитры инструментов.
1
-
1




Использование панели инструментов. Создаем программу.
1
0,5
0,5

6
«Создание и программирование роботов»
9-35
Карусель – сборка
2
0,5
1,5




Карусель –программирование, запуск
1
0,5
0,5




Светофор - сборка
2
0,5
1,5




Светофор –программирование, запуск
1
0,5
0,5




Маяк - сборка
2
0,5
1,5




Маяк – программирование, запуск
1
0,5
0,5




Холодильник - сборка
3
1
2




Холодильник – программирование, запуск
1
-
1





Стиральная машина - сборка
3
1
2




Стиральная машина – программирование, запуск
1

1





Раздвижная дверь - сборка
2
0,5
1,5




Раздвижная дверь – программирование, запуск
1

1




Освещение на лестнице - сборка
2
0,5
1,5





Освещение на лестнице – программирование, запуск
1

1




Стеклоочиститель -сборка
2
0,5
1,5




Стеклоочиститель – программирование, запуск
1

1




Итоговое занятие, контроль знаний
1
1




Итого:
35
12,5
22,5




Методическое обеспечение программы
В качестве главного метода программы избран творческий метод. Методическое обеспечение основано на материалах авторских разработок автора-составителя программы: Щекотько Е.Г. - с привлечением материалов руководства пользователя «ROBO LT»
Каждому уровню воспитательных результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм). Первый уровень результатов может быть достигнут в формах, устроенных по принципу «педагог ученик», второй уровень в формах, описываемых формулой «педагог – ученик детская среда (коллектив)». Невозможно достигнуть результата второго формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня.
Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное, присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах технической деятельности детей.
В процессе реализации программы кружкового объединения «Робототехника» применяются следующие подходы: системно-деятельностный, кибернетический, мотивационный и личностно ориентированный.
Системно-деятельностный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого. Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Кибернетический подход предполагает в процессе обучения переход от положительной (некачественной) связи к отрицательной (качественной).
Мотивационный подход реализуется через осуществление следующих закономерностей:
а) образовательный процесс строится с целью удовлетворения познавательной потребности детей, обучающихся в кружковом объединении;
б) причинно-следственные связи, исходящие из смысла деятельности, побуждают к действиям.
Личностно ориентированный подход включает в себя такие условия развития личности ученика, как:
а) развитие личности обучающегося происходит только в деятельности обучающегося;
б) развитие личности эффективно при использовании субъектного опыта этой личности - и предполагает реализацию следующих закономерностей:
1) создание атмосферы заинтересованности в результатах учебно-познавательной деятельности;
2) обучение саморефлексии деятельности;
3) воспитание способности к самоопределению, к эффективным коммуникациям самореализации;
4) свобода мысли и слова как обучающегося, так и педагога;
5) ситуация успеха в обучении;
6) дедуктивный метод обучения (от частного к общему);
7) повышение уровня мотивации к обучению.

Принципы организации учебно-воспитательного процесса:
Программа внеурочной деятельности школьников
по техническому творчеству для начальной ступени общего образования «Робототехника» основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Принцип природосообразности предполагает, что процесс технического творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что техническое творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Трактовка принципа коллективности применительно к техническому творчеству предполагает, что техническое образование, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа и даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в технической деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями, а также совместное продуцирование технических моделей. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой, природой родного края.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» обучающегося в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел реализация рефлексия.
В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности.
Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если ему некто предварительно задал, к чему он должен прийти, и он в этом не может ничего изменить, то для него нет проектирования. Он может программировать свои шаги, может составлять план исполнения, но собственно проектировать он в таком случае ничего не будет.
Таким образом, для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий, формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа; рисование эскиза модели робота, конструирование робота, практикумы, творческие мастерские, лекции, заочные экскурсии и др.
Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом планируемых общешкольных мероприятий и интересов обучающихся.
1. Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, практика).
2. Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия).
3. Контроль и проверка умений и навыков (опрос, тест, самостоятельная работа).
4. Комбинированные занятия.
5. Создание ситуаций творческого поиска.
6. Стимулирование (поощрение, выставление баллов).


Формирование универсальных учебных действий

Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса:

Личностными результатами изучения курса «Основы робототехники» является формирование следующих умений:
оцениватьжизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

Метапредметными результатами изучения курса «Основы робототехники» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора,
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным инструкциям.
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами изучения курса «Робототехника» является формирование следующих знаний и умений:
ЗНАТЬ:
правила безопасной работы;
основные компоненты конструктора ROBO LT ;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
как передавать программы в ROBO Pro Light;
как использовать созданные программы;
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
создавать программы на компьютере для различных роботов;
корректировать программы при необходимости;
демонстрировать технические возможности роботов;
УМЕТЬ:
Принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.
Прогнозировать результаты работы.
Планировать ход выполнения задания.
Рационально выполнять задание.
Руководить работой группы или коллектива.
Высказываться устно в виде сообщения или доклада.
Высказываться устно в виде рецензии ответа товарища.
8. Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
Осуществлять простейшие операции с файлами;
10.запускать прикладные программы, редакторы, тренажеры;
10. Представлять одну и ту же информацию различными способами;
Осуществлять поиск, преобразование, хранение и передачу информации, используя указатели, каталоги, справочники, Интернет.
Устройство компьютера на уровне пользователя;
Основные понятия, использующие в робототехнике: микрокомпьютер, датчик, сенсор, порт, разъем, ультразвук, USB-кабель, интерфейс, иконка, программное обеспечение, меню, подменю, панель инструментов;
14. Интерфейс программного обеспечения ROBO Pro Light.

Учебно-информационныеумения:

Понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения).
Находить нужную информацию в учебнике.
Выделятьглавное в тексте.
Работать со справочной и дополнительной литературой.
Представить основное содержание текста в виде тезисов.
Усваивать информацию со слов учителя.
Усваивать информацию с помощью диска.
Усваивать информацию с помощью компьютера.

Ожидаемые результаты и способы их проверки
Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает три уровня результатов.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

В конце учебного курса кружка «Робототехника» обучающиеся должны знать правила техники безопасности; правила работы с конструктором ROBO LT, знать источники питания и управления и принципы их работы , знать блоки компьютерной программы: , блок контроллеров, блок датчиков, блок переключателей.
Учащиеся должны уметь создавать роботов посредством конструктора ROBO LT , проводить эксперименты на определение прочности конструкции, устойчивости модели, эксперименты с блоком и рычагом, а также писать программы: «движение «вперёд-назад», «движение с ускорением»,», «поворот на месте»; изготавливать модели роботов согласно алгоритму действий.
Основным способом проверки результатов обучающихся является изготовление модели робота посредством конструктора ROBO LT во время проведения творческих мастерских, также используется тестовая форма, мини-опросы во время занятий-практикумов, игровые формы контроля, участие в конкурсах и выставках различного уровня.
Отдельно промежуточные тематические контрольные и зачетные занятия не выносятся, так как в этом нет необходимости: оценка и корректировка ЗУН обучающихся происходит во время изготовления роботов и проведения экспериментов.
К реализации программы технического творчества привлечены следующие материально-технические ресурсы:
помещение (отдельный кабинет, оснащённый компьютерами);
оборудование для создания роботов (конструктор ROBO LT, средний ресурсный набор, зарядное устройство-адаптер;
фото-, видео- и мультимедиааппаратура (фотоаппарат, видеокамера, телевизор, CD и DVD записывающие и проигрывающие устройства, интерактивная доска);
компьютерная и вычислительная техника, программное обеспечение (компьютеры, сканер, принтер, программное обеспечение ROBO Pro Licht и др.);
рабочая тетрадь для учащихся ROBO LT Начальная Лаборатория;
инструкция по сборке моделей.
Интернет ресурсы
1.http://lego.rkc-74.ru/
2.http://www.lego.com/education/
3.http://www.wroboto.org/
4.http://learning.9151394.ru
5.http://www.roboclub.ru/

Печатные пособия
1. Игнатьев, П.А. Программа курса «Первые шаги в робототехнику» [Электронный ресурс]: персональный сайт – www.ignatiev.hdd1.ru/informatika/lego.htm – Загл. с экрана
2. Козлов, В.В., Кондаков, А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] – Москва: Просвещение, 2009. – 48 с.
3. Копосов, Д.Г. Уроки робототехники в школе [Электронный ресурс]: Ито Архангельск 2010: всерос. Научн.-практ. Конф, Архангельск 7-10 декабря, 2010, статья ito.edu.ru/2010/Arkhangelsk/II/II-0-1.html









13PAGE 15


13PAGE 141115




Заголовок 115