Рабочая программа по проф.ориентации 9 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Краснокоммунарская средняя общеобразовательная школа
«Рекомендована»:
«Согласовано»:
«Утверждаю»:


Руководитель ШМО
МБОУ Краснокоммунарская СОШ
Зам. директора по УВР
МБОУ Краснокоммунарская СОШ
Директор МБОУ
МБОУ Краснокоммунарская СОШ

_________ Н.А. Попова

_________Л.В. Тушканова

_________ Т.Н. Желябина

Протокол № __от____2015г.


Приказ № ____ от____2015г.



Рабочая учебная программа
по курсу «Профессиональное самоопределение»
для учащихся 9 классов
срок реализации 2015-2016 уч.год
.
Разработана: учителем технологии Базаровой Е.В.


п. Красный Коммунар
2015г.





Пояснительная записка:
1. Нормативные документы
Рабочая программа по курсу «Самоопределение» 9 класса составлена в соответствии с требованиями:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
- Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ Краснокоммунарская средняя общеобразовательная школа;
- Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Краснокоммунарская средняя общеобразовательная школа на 2015-2016 учебный год;
- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации». Москва: Проспект,2015
- программы общеобразовательных учреждений курса «Самоопределение» (Программы начального и основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению «Технология»),
- учебно-методического комплекта _ (. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2005. 183 с.).
- Учебник по технологии для 9 классов под редакцией В.Д.Симоненко М. «Вентана – Граф»
-Учебное пособие. С.Н.Чистякова, Н.Ф. Родичев « От учёбы к профессиональной карьере» М: Изд. Центр «Академ» 2012- 176с
Место учебной дисциплины в федеральном базисном плане
Рабочая программа для _9_ класса рассчитана на 1 час в неделю (1 ч в неделю из регионального компонента),
Цели и задачи курса
Цель курса - оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.
Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор».
Задачи курса:
1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.
2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.
3. Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных способностей и возможностей.
4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами активной подготовки к адекватному профессиональному самоопределению.
5. Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта «Мой выбор».
Основным методом изучения курса «Профессиональное самоопределение школьников» является метод проектов, основными конструктами которого являются понятия «проект» и «проектная деятельность».
Выполненные проекты обсуждаются и защищаются.
Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор» позволяет:
- осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;
- активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта учащиеся представляют его печатную или электронную презентацию





Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса «Самоопределение» учащиеся должны знать и понимать:
- сущность жизненного самоопределения;
- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;
- правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;
- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;
- состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;
- профессионально важные качества своей личности, свои
профессиональные способности и возможности;
- способы и средства анализа профессиональной деятельности;
- методику выполнения профессиональных проб;
- структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- пути получения профессионального образования;
- возможности получения профессиональной консультации;
- этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;
- этапы принятия решения о профессиональном выборе;
- структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны уметь:
пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
определять формулу профессии;
проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;
выявлять свои профессионально важные качества;
соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
выполнять профессиональные пробы;
пользоваться профессиограммами и психограммами;
выбирать способ приобретения будущей профессии;
получать профессиональную консультацию;
заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;
выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.
У учащихся должны быть сформированы:
убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;
профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;
профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;
профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.


Формы контроля
В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, доклады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.
Программа развивающей профдиагносгики охватывает следующие сферы личности:
- мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);
- психологическую (особенности психических процессов);
- типологическую (темперамент, характер, тип личности);
- когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных способностей и возможностей, основ жизненного и профессионального самоопределения);
- эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).
В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:
- опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению;
- карта интересов;
- опросник профессиональной готовности (ОПГ);
- анкета мотивов выбора профессии;
- шкала потребностей в достижении;
- опросник темперамента;
- методика «Мой характер»;
- методика определения склонностей;
- тест Дж. Холланда «Тип личности»;
- карта здоровья;
- тест «Уровень самооценки»;
- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, экскурсия, профконсультация и др..
По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с помощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.








ПРОГРАММА КУРСА

Раздел 1 «Основы профессионального и жизненного самоопределения»-5ч
1. Введение в курс «Профессиональное самоопределение» – 1 час.
Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Структура, порядок выполнения и защиты творческого проекта «Мой выбор». Литература по курсу.
Практическая работа. Составление словаря к уроку.

Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека
Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Определение понятий «наличное Я», «желаемое Я». Роль осознанного смысла жизни в выборе профессии.
Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни. Проведение дидактической игры «Эпитафия».

2. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития – 1 час.
Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самосознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление.
Этапы профессионального самоопределения и саморазвития личности.
Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Выписать в тетради и осмыслить высказывание Г.К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели – тогда удастся у тебя жизнь».
3. Значение, ситуация и правила выбора профессии – 1 час.
Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии: «Хочу – Могу – Надо». Требования к выбору профессии. Условия оптимального (правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения профессии.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Проведение диспута «Кем быть?». Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов».

4. Типичные ошибки при выборе профессии – 1 час.
Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий. незнание правил выбора профессии. Незнание себя.
Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессии. Заполнить таблицу:
Незнание мира профессий
Незнание себя
Незнание правил
выбора профессии

1. Устаревшие представления о характере труда и условиях труда в конкретных профессий
1. Необъективная оценка своих возможностей
1. Отождествление учебного предмета с профессией

2. Предубеждения в отношении престижности профессии
2. неумение соотнести свои способности с требованиями профессии
2. Перенос отношения к человеку на профессию



3. Выбор профессии «за компанию»



4. Неумение определить пути приобретения профессии



5.Тестовая работа по разделу «Основы профессионального и жизненного самоопределения» – 1 час.
Раздел2. Мой внутренний мир-11

6 Что такое личность. Особенности психических процессов и выбор профессии – 1 час.
Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие, представление. Виды представлений. Внимание, свойства внимания. Память, ее виды. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и функции. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы школьников по различным методикам За
Изучение психологических качеств личности. Составление индивидуального психологического портрета.
7. Самооценка- 1час
Самопрезентация, самооценка в профессиональной деятельности. Формула самооценки, уровень притязаний, успех.
8. Темперамент и выбор профессии – 1 час.
Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение типа темперамента школьников по методике Айзенка.
9. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии – 1 час.
Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.
Практическая работа Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.
10.Чувства и эмоции- 1 час
Чувства и эмоции и их роль в профессиональной деятельности. Способы выражения. Реакция эмоционального состояния.
11.Стресс и тревожность- 1 час
Тревожность. Эустресс и дистресс. Реакция на стресс. Связь с темпераментом, личностным качествами, самооценкой, уровнем притязаний.
12.Моё мышление- 1часСп
13Внимание и память-1час
Рассмотреть виды внимания и памяти и как они влияют на выбор профессии.
14 Характер и выбор профессии – 1 час.
Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различным видам деятельности, общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей характера по методике «Мой характер».
15. Здоровье и выбор профессии – 1 час.
Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессий по степени их влияния на здоровье человека. Дееспособность, трудоспособность, работоспособность. Медицинские показания и противопоказания. Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении здоровья.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».
16 Тестовая работа по разделу «. Мой внутренний мир»- 1час
Закрепление материала по разделу
Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность-9ч
17.Способности специальные и общие. Способности к практическим видам деятельности-1час
Условие развития способностей .Спобности к практическим видам деятельности: к зрительному, слуховому, к восприятию информации..

18.Способности к интеллектуальным видам деятельносчти-1час
Условия общего умственного развития как условия успешной проф. деятельности.
19. Способности к профессиям социального типа-1час
Личностные особенности человека, обеспечивающие успешность профессий: эмоциональная устойчивость, умение общаться, поведение в конфликтных ситуациях.
20. Способности к офисным видам деятельности-1час.
Интеллектуальные и личностные качества, определяющие успешность проф. деятельности: аккуратность, потребность систематизировать и классифицировать информацию.
21. Способности к предпринимательской деятельности-1час
Профессионально важные качества руководителя и предпринимателя: интеллект ,общительность, ответственность, организаторские способности, настойчивость
22.Эсстетические способности-1час
Специальные способности: артистические, литературные, музыкальные, ИЗО.
23. Деловое общение- 1час
Правильная речь обеспечивает успех в делах.
.
24.Уровни профессиональной пригодности-1час
Профессиональная пригодность и непригодность к той или иной профессии. Призвание, Отношение человека к труду.
25. Тестовая работа по разделу « Способности и профессиональная пригодность» -1 час.

Раздел 4. Мир труда и профессий
26. Профессия и специальность: происхождение и сущность – 1 час
Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессии.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведение дидактической игры «Профессия, должность, специальность» и викторины «Кто больше знает профессий». Упражнение «Цепочка профессий».
27. Многообразие мира труда. Учебные заведения г. Оренбурга и оренбургской области – 1 час.
Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет туда. Средства труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сфера материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства.
Практическая работа. Записать основные понятия. Заполнить таблицу:
Позиции
Содержание

Моя будущая профессия


Сфера экономики


Отрасль экономики


Сектор экономики



28. Классификация профессий. Формула профессии – 1 час.
Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Классификация профессий Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Классы профессий. Отделы профессий. Группа профессий. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятий. Дидактическая игра «Классификация профессий». Определение школьниками формулы своей будущей профессии.
29. Профессиональная деятельность и карьера человека – 1 час.
Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы:
Позиции
Содержание

Моя будущая профессия


Цель деятельности


Задачи деятельности


Предмет труда


Средства труда


Результаты труда


Требуемый уровень образования


Возможности профессионального роста (разряд, класс, категория, звание)


Возможная заработная плата



30. Рынок труда и его требования к профессионалу – 1 час.
Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда Брянской области.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить в тетради сведения о личностных и профессиональных качествах профессионального идеала, которого можно считать образцом для подражания в будущей профессиональной деятельности.
31. Профессия, природа и наука, гороскоп профессий- 1час
Взаимосвязь природы, науки и профессии.
32. Тестовая работа по разделу «Мир труда и профессий» – 1 час.
самоопределении».
33. Творческий проект «Мой выбор»: разработка и выполнение – 2 час.
Цель и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проект.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с примерами творческих проектов «Мой выбор», выполненными учениками предыдущих классов. Выполнение и оформление проекта.
34. Защита творческих проектов «Мой выбор» – 2 час.
Критерии оценки их выполнения и защиты. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов.
Практическая работа. Представление и защита проектов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ п/п
Наименование темы, раздела
Количество часов


Раздел 1. Основы жизненного и профессионального самоопределения
5

1
Введение в курс «Профессиональное самоопределение». Цели и задачи курса
1


Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека


2
Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития
1

3
Значение, ситуация и правила выбора профессии
1

4
Типичные ошибки при выборе профессии
1

5
Тестовый контроль по разделу «Основы профессионального и жизненного самоопределения»
1


Раздел2. Мой внутренний мир-11
11


Что такое личность. Особенности психических процессов и выбор профессии
1

7
Самооценка- 1час
1

8
Темперамент и выбор профессии – 1 час.
1

9
Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии
1

10
Чувства и эмоции-
1

11
Стресс и тревожность
1

12
Моё мышление-
1

13
Внимание и память
1

14
Характер и выбор профессии
1

15
Здоровье и выбор профессии
1

16
Тестовая работа по разделу «. Мой внутренний мир
1


Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность
9

17
Способности специальные и общие. Способности к практическим видам деятельности
1

18
Способности к интеллектуальным видам деятельности
1

19
Способности к профессиям социального типа
1

20
Способности к офисным видам деятельности
1

21
Способности к предпринимательской деятельности
1

22
Эстетические способности
1

23
Деловое общение
1

24
Уровни профессиональной пригодности
1

25
Тестовая работа по разделу « Способности и профессиональная пригодность
1


Раздел 4. Мир труда и профессий
9

26
Профессия и специальность: происхождение и сущность
1

27
Многообразие мира труда. Учебные заведения г. Оренбурга и оренбургской области
1

28
Классификация профессий. Формула профессии
1

29
Профессиональная деятельность и карьера человека
1

30
Рынок труда и его требования к профессионалу
1

31
Профессия, природа и наука, гороскоп рофессий


32
Тестовая работа по разделу «Мир труда и профессий»
самоопределении».

1

33
Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление
1

34
Защита творческих проектов «Мой выбор»
1


Итого:
34






.



















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Кол-во
час
Тип
урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Виды и формы контроля
Дата проведения








план.
факт.

1
Жизненное самоопределение человека
1
Введение новых
знаний
Сущность жизненного самоопределения.
Смысл и цель жизни человека.
Смысл жизни человека.
Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни.
Знать: сущность самоопределения человека; виды самоопределения; аспекты смысла жизни
Уметь: определять смысл и цель своей жизни
Ответы на вопросы;
Практическая работа.

Фронтальная



2
Сущность и структура
процесса профессионального самоопределения и развития
1
Комбини
рованный
Компоненты процесса профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение и развитие.
Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия.
Знать: понятие профессиональное самоопределение, его компоненты;
этапы профессионального развития человека
Уметь находить компоненты профессионального развития человека.
Текущий
опрос.

Индивидуальная;
фронтальная



3
Значение, ситуация
и правила выбора профессии
1
Комбини
рованный
- Значение выбора профессии;
-Ситуация выбора профессии;
- Правила выбора профессии
Практическая работа.
Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов».
Знать: ситуацию и правила выбора прфессии
Уметь: применить правила выбора профессии на практике
Текущий
опрос.
Практическая работа

Индивидуальная;
групповая.



4
Типичные ошибки при выборе профессии
1
Комбини
рованный
Группы ошибок:
-Незнание мира профессий
-незнание себя
-незнание правил выбора
Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессии. Заполнить таблицу
Знать: типичные ошибки при выборе профессии
Уметь: находить типичные ошибки при выборе профессии
в различных жизненных ситуациях.
Текущий
опрос.
Практическая работа

Индивидуальная;
групповая.



5
Тестовый контроль знаний по разделу
1
Урок
контроля
Контроль знаний по разделу «Основы жизненного и профессионального самоопределения»
Знать основные понятия по разделу.
Уметь работать с тестами
Тестирование

Групповая








6
Раздел2. Мой внутренний мир


Что такое личность.– 1 час.
11


1






Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы школьников по различным методикам
Изучение психологических качеств личности. Составление индивидуального психологического портрета
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий





Знать: сущность психических процессов, их особенность и роль в проф. Мире.






Ответы на вопросы;
Практическая работа.

Индивидуальная;
фронтальная



7
Самооценка
.

1
Комбини
рованный
Самопрезентация, самооценка в профессиональной деятельности. Формула самооценки, уровень притязаний, успех. Пр работа: составить схему самопрезинтации
Знать : сущность и уровни самооценки.
Уметь: находить признаки степени профессиональной пригодности

Текущий
опрос.
Практическая работа

Индивидуальная;
групповая; фронтальная



8
Темперамент и выбор профессии – 1 час.
.

1
Комбини
рованный
Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение типа темперамента школьников по методике Айзенка.

Знать:суть понятия темперамент, классификацию типов и особенности каждого из них
Умение: определять проявление темперамента в проф. деятельности

Текущий
опрос.
Практическая работа

Индивидуальная;
фронтальная.

проявление

9
. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии.

1
Комбиниро
ванный
. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии – 1 час.
Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.
Практическая работа Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности
Знать: суть понятия интерес и склонность.
Уметь определять мотивы выбора профессии

Текущий
опрос.
Практическая работа

Индивидуальная;
фронтальная




10
Чувства и эмоции- 1 час

1
Комбиниро
ванный
Способы выражения. Реакция эмоционального состояния. Чувства и эмоции и их роль в профессиональной деятельности
Знать: сущность чувств и эмоций в формирования;
к современному профессионалу.

Текущий
опрос.
Практическая работа

Индивидуальная
групповая; фронтальная



11
Стресс и тревожность

1
Изучение нового материала
Комбинированный.
Тревожность. Эустресс и дистресс. Реакция на стресс. Выполнение практических заданий
Знать сущность стресса и тревожности в формирования;
к современному профессионалу. Понятия « эустресс» и «» дистресс»
Текущий
опрос.
Практическая работа




12
Моё мышление
1
Введение
новых знаний
Комбинированный
Рассмотрение понятий « Продуктивность», «Любознательность», « Мужество»,
Выполнения заданий и тестирования. Рассмотрения видов мышления. Как развивать мышление
Знать: сущность понятия «Мышления» и виды мышления
Уметь правильно стремиться развивать мышление.
Ответы на вопросы;

Групповая
фр Практическая работа
онтальная




13
Внимание и память-
.

1
Комбиниро
ванный
Рассмотреть виды внимания и памяти и как они влияют на выбор профессии.
Как правильно тренировать память.
Знать: сущность происхождения внимания и памяти.
Уметь правильно тренировать память.

Текущий
опрос.
Практическая работа

Индивидуальная
групповая; фронтальная



14
Характер и выбор профессии – 1 час.

1
Комбиниро
ванный
Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различным видам деятельности, общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей характера по методике «Мой характер
Знать: сущность происхождения понятия « характер», черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера.
Уметь: выделять основные свойства специальных спрсобностей

Текущий
опрос.
Практическая работа

Индивидуальная
групповая; фронтальная



15
. Здоровье и выбор профессии


1
Комбиниро
ванный
Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессий по степени их влияния на здоровье человека. Дееспособность, трудоспособность, работоспособность. Медицинские показания и противопоказания. Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении здоровья.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».

Знать: сущность понятия –здоровье, взаимосвязь здоровья и выбора профессии, важнейшие характеристики здоровья человека.
Уметь оценивать состояние своего здоровья.

Текущий
опрос.
Практическая работа

Индивидуальная
групповая; фронтальная



16
Тестовая работа по разделу
1
Комбиниро
Ванный
Урок
контроля
Закрепление материала по разделу
Контроль знаний по разделу «Основы жизненного и профессионального самоопределения»

Знать основные понятия по разделу.
Уметь работать с тестами
Тестирование








17
Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность-9ч

Способности специальные и общие. Способности к практическим видам деятельности-1час

9




1





Комбиниро
ванный



Условие развития способностей .Спобности к практическим видам деятельности: к зрительному, слуховому, к восприятию информации..выполнение заданий






Знать: сущность происхождения способностей. Определение- задатки. Подростковый возраст






Текущий
опрос.




18
Способности к интеллектуальным видам деятельносчти

1
Комбиниро
ванный
Условия общего умственного развития как условия успешной проф. Деятельности. Выполнение заданий
Знать
.
Текущий
опрос.




19
Способности к профессиям социального типа-
1
Комбиниро
ванный
Профессии социального типа.и их деятельность. Выполнение заданий
Знать: сущность понятия «Социальные профессии» и их взаимосвязь с деятельностью

Текущий
опрос.
Практическая работа

Индивидуальная
групповая; фронтальная




20
Способности к офисным видам деятельности.

1
Комбиниро
ванный
Деятельность, связанная с работой в офисе. Выполнение практических заданий
Знать:
Правильные манеры поведения в офисе
Текущий
опрос.
Практическая работа

Индивидуальная
групповая; фронтальная



21
Способности к предпринимательской деятельности.

1
Введение новых знаний
Комбинированный
Профессионально важные качества руководителя и предпринимателя
Знать: какими качествами обязан обладать руководитель
Ответы на вопросы;
Практическая работа




22
Эстетические способности-1час

1
Комбинированный
Специальные способности: артистические, литературные, музыкальные, ИЗО
Пр.р.: Развей свои способности
Уметь правильно раскрывать таланты и способности
.
Ответы на вопросы;
Практическая работа.

Групповая
фронтальная




23
Деловое общение



1
Комбиниро
ванный
Правильная речь обеспечивает успех в делах. Умеем ли мы разговаривать друг с другом

Знать: сущность понятия: «Деловое общение»
Уметь правильно и грамотно вести диалог
Тестирование
Текущий
опрос.
Практическая работа



24
Уровни профессиональной пригодности-

1
Введение новых знаний
Профессиональная пригодность и непригодность к той или иной профессии. Призвание, Отношение человека к труду
Знать сущность понятия « Профессиональной пригодности», «Пригодность»

Текущий
опрос.




25
Тестовая работа по разделу « Способности и профессиональная пригодность
1
Контроль знаний
Урок
контроля
Обобщение и закрепление знаний по разделу
Контроль знаний по разделу «Основы жизненного и профессионального самоопределения»
Знать основные понятия по разделу.
Уметь работать с тестами
Тестирование








26
Раздел 4. Мир труда и профессий


Профессия и специальность: происхождение и сущность – 1 час






1





Получение новых знаний





Рассмотреть понятия «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессии.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий.






Знать : сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность».






Текущий
опрос.




27
Многообразие мира труда. Учебные заведения г. Оренбурга и оренбургской области
1
Комбиниро
ванный
Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет туда. Средства труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сфера материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы .предпринимательства .Ознакомиться учебными заведениями г. Оренбурга и оренб. обл
Практическая работа. Записать основные понятия. Заполнить таблицу:

Знать: сущность рынка труда и принципы его формирования.. требования к современному профессионалу. Учебные заведения г. Оренбурга и Орен. Обл.

Текущий
опрос.
Практическая работа

Индивидуальная
групповая; фронтальная



28
Классификация профессий. Формула профессии.
1
Комбиниро
ванный
Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Классификация профессий Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Классы профессий. Отделы профессий. Группа профессий. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятий. Дидактическая игра «Классификация профессий». Определение школьниками формулы своей будущей профессии.

Знать способы классификации профессий, их достоинства и недостатки.
Уметь составлять формулу бедующей профессии

Текущий
опрос.
Практическая работа

Индивидуальная
групповая; фронтальная



29
. Профессиональная деятельность и карьера человека

1
Комбинированный
Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы
Знать: основные понятия по разделу
Уметь работать с таблицами
Текущий
опрос.
Практическая работа




30
Рынок труда и его требования к профессионалу
1
Комбинированный
Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда Брянской области.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить в тетради сведения о личностных и профессиональных качествах профессионального идеала, которого можно считать образцом для подражания в будущей профессиональной деятельности.

Знать сущность рынка труда и принципы его формирования, требования к современному профессионалу.
Уметь определять востребованные на рынке труда профессии
Текущий
опрос.
Практическая работа




31
Профессия, природа и наука, гороскоп профессий-
1
Комбинированный
Взаимосвязь природы, науки и профессии.

Знать: Человек и наука, Влияние знаков зодиака на профессию
Текущий
опрос.
Практическая работа




32
Тестовая работа по разделу «Мир труда и профессий».

1
Урок
контроля
Контроль знаний по разделу «Основы жизненного и профессионального самоопределения»
Знать основные понятия по разделу.
Уметь работать с тестами
Тестирование



33
Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление проекта
2
Комбиниро
ванный
Цель и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проекта. Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с примерами творческих проектов «Мой выбор», выполненными учениками предыдущих классов. Выполнение и оформление проекта.
Знать: критерии оценки выполнения и оформления творческого проекта;
Уметь выполнять и оформлять проект.

Текущий
опрос.
Практическая работа

Индивидуальная




34
Защита творческих проектов «Мой выбор»
2
Обобщения
и системати-
зации
Критерии оценки выполнения и защиты проекта. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов.
Практическая работа. Представление и защита проектов.
Знать: критерии оценки выполнения и защиты проекта;
последовательность защиты проекта.
Уметь
представлять и защищать проект.
Презентация защиты проектов.

Индивидуальная



Литература
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д,.: Феникс, 2008. - 512 с.
3. Педагогическая подготовка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - М.: Новая школа, 2007. - 112с.
4 Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2007. 183 с.
5 Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология:
6.Интернет ресурсы: мультсериал» Калейдоскоп профессий»-
Презентации по темам
.

15