Презентация Рабочая программа по предмету. Структура, содержание, технология разработки.


Долинин А.А., учитель информатики и ИКТ МБОУ «Уренская СОШ № 1»Рабочая программа по предмету. Структура, содержание, технология разработки. 2004 год2010 годТематическое планирование Рабочая программа



…о чем новый стандарт…должна преобладать деятельностная парадигма обученияИКТ инструментарий – реальность жизни на всех уровняхУчебный план и Рабочие Программы по предметам каждая школа создает свои (используя ПП, ПП может и должно быть много)новые средства обучения, не только ИКТ Особенности ФГОСФГОС- общественный договор между семьей, обществом и государствомвпервые стандарт разработан как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образованиявпервые стандарт рассматривается в качестве конституции школьной жизнивпервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модельФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования Тенденции развития образованияобразовательная парадигма сдвигается в сторону использования моделей онлайн-обучения, смешанного обучения, активного взаимодействия участников образовательного процессановые образовательные возможности изменяют роль учителя. В центре – обучающийся. Учитель из транслятора знаний превращается в модератора (навигатора, тренера, помощника) образовательного процессапо мере уменьшения стоимости мобильных устройств возрастает их доступность (появляется личное мобильное устройство) Какие бывают программы?Примерная (типовая) учебная программа – документ, раскрывающий образовательные компоненты содержания (инвариантная часть) и параметры качества освоения учебного содержания курса конкретного предмета базисного учебного плана.Авторская программа – документ, созданный на основе государственного стандарта и Примерной учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного материала.Рабочая программа – документ образовательного учреждения, который: регламентирует деятельность педагога; учитывает специфику учреждения и уровень подготовленности учащихся конкретного класса; обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Примерная (типовая) учебная программа документ, рекомендуемый Минобрнауки России; детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения; требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету . Авторская учебная программа документ, созданный на основе ФГОС и примерной учебной программы ; имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); разрабатывается одним автором или группой авторов.Для авторской программы характерны оригинальные концепция и построение содержания. Внедрению авторской программы в практику работы ОУ предшествует её экспертиза и апробация. Рабочая программа учебного предмета, курса(далее – рабочая программа) – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п.Рабочаяпрограмма по информатикедля 5 класса В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» в действующей редакции «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».Согласно п. 7 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) отнесена к компетенции и ответственности образовательного учреждения. Рабочие программы один из основных компонентов образовательной программы общеобразовательного учреждениясредство фиксации содержания образования по учебным предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, предназначенным для обязательного изучения, а также элективных, факультативных курсов и дополнительных предметов (курсов) вариативной части учебного плана, а также предметных кружков. Рабочая программа - это локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, курсов, дисциплин (модулей), требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися (выпускниками) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в условиях конкретного образовательного учреждения Именно рабочие программы определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с образовательной программой, направленной на реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования с учетом особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения, статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, авторского замысла педагогаРабочаяпрограмма по информатикедля 5 класса РАБОЧАЯ ПРОГРАММАнормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету;индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта;средство фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся. ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ   максимальная реализация специфики образовательного учреждения за счет планирования, организации и управления учебным процессом по определенной учебной дисциплине:а) расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);б) внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);в) углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);г) изменения логики освоения содержания материала;д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету. ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫКонкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся;Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году. Основные функции рабочей программыНормативная (рабочая программа-документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения учебного материала, определяется график контрольных работ); определяет обязательность реализации содержания программы в полном объемеИнформационная (позволяет получить представление о целях, содержании, последовательности изучения учебного материала по предмету);Методическая (определяет пути достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы по предмету, используемые методы, образовательные технологии);Организационно-планирующая (предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.). Требования к рабочей программеналичие признаков нормативного документа;учет основных положений образовательной программы общеобразовательного учреждения;системность и целостность содержания образования;последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного планаобщеобразовательного учреждения;конкретность и однозначность представления элементов содержания образования. Основные требования к рабочей программе ООО закреплены в следующих документах:Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ;Приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.10 №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»;«Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования» ФГОС ООО, раздел III, п. 18.2.2 Приказа Минобразования и науки от 17.12.2010 № 1897;Локальный акт образовательного учреждения, устанавливающий структуру и требования к рабочей программе школы. Нормативные документы и локальные акты, лежащие в основе составления рабочей программы:Основная образовательная программа начального общего и основного общего образования образовательного учреждения;Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, приказы об изменениях в базисном учебном плане;Положение о рабочей программе;Федеральный перечень учебников;Примерная программа учебного предмета, курса;Авторская программа учебного предмета, курса;Оценочные и методические материалы из авторского УМК;Учебный план образовательного учреждения;Годовой календарный график;Приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении Рабочей программы учебного курса. Что учитывает педагог при составлении рабочей программы?Требования ФГОС;Концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры;Образовательные потребности семьи и ребенка (ориентир – основная образовательная программа образования учреждения);Планируемые результаты освоения основной образовательной программы, обязательный минимум и максимальный объем содержания учебного курса («ученик научится», «ученик получит возможность»);Объем часов учебной нагрузки выпускников, определенный учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов;Уровень профессиональной компетентности учителя;Особенности, состояние здоровья уровень способностей учащихся класса;Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. Краткий алгоритм разработки рабочей программы Сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы. Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу. Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента. Провести организацию и структурирование отобранного содержания. Разработать новый календарно-тематический план. Определить результаты усвоения программы. Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК. Составить пояснительную записку. Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке. Утвердить рабочую программу. На какой срок пишется рабочая программа?составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) с последующей корректировкой.может быть единой для всех учителей данного предмета,  работающих в образовательном учреждении, или индивидуальной.является обязательным документом  для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях.образовательное учреждение в соответствии с п. 2.7 ст. 32. Закона РФ «Об образовании» самостоятельно разрабатывает Положение о рабочей программе учителя СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Определяется требованиями стандарта основного общего образования п.18.2.2Пояснительная записка;Общая характеристика учебного предмета, курса;Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;Требования к результатам освоения на личностном, метапредметном и предметном уровнях;Содержание учебного предмета, курса; Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса; Тематическое планирование;Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ!Законом не определены требования к рабочей программеОдин из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса. Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ определяется Положением о рабочей   программе учителя образовательного учреждения на основе следующих подходов:структура рабочей программы  может соответствовать структуре примерной образовательной программы по учебному предмету;рабочая программа, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и представленная  учебно-методическими комплексами,  может использоваться без изменений;образовательное учреждение вправе самостоятельно определить структуру рабочей программы учителя для всех работников школы;образовательное учреждение в локальном акте может предоставить право учителю определиться со структурой рабочей программы. Как вариант…Титульный лист.Пояснительная записка.Структура и краткое содержание учебного курса, место курса в учебном планеУчебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету (описание УМК, средств обучения).Планируемые результаты изучения учебного курса (личностные, метапредметные и предметные ), что может быть отражено в пояснительной записке.Тематическое планирование.Приложения (например, материалы диагностики и контроля, инструкции по проведению практических работ и др.) Титульный листнаименование ОУ; гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ); название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); класс (параллель), учащиеся которого изучают учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); год составления программы. Рабочая программапо _________________________для _____ класса_______ часов в неделю (всего __ часов)Составитель:учитель __________(ФИО)Срок реализации рабочей программы(учебный год)201_/201_ учебный год Примерный шаблон оформления титульного листаПолное наименование ОУ в соответствии с УставомПроцедура утверждения Рабочая программа учебного курса_________«ИНФОРМАТИКА»___________ (наименование учебного предмета)_____________________5 класс_______________________(класс)год разработки ____2015-2016_уч.год_________составлена на основе, Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика, 5-6 класс, 7-9 класс, Программа для основной школы.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 (наименование программы) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Уренская средняя общеобразовательная школа №1»Уренского муниципального района Нижегородской областиСогласовано на Педагогическом совете школыПротокол № __1__от «31» августа 2015 г.«Утверждаю»Директор школы ___________/С.И. Смирнов/Приказ № ____ от «__» августа 20__ г. Программу составил: __Долинин А .А._____ (Ф.И.О. учителя)_учитель информатики и ИКТ, высшая квалификационная категория (предмет, квалификационная категория) Пояснительная запискаНормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа.Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа, обоснование выбора этих программ учителем.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы, в том числе с учетом особенностей региона, школы.Определение места и роли учебного курса в учебном плане школы.Общая характеристика учебного предмета, учет требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС.Новизна рабочей программы, информация о внесенных изменениях в примерную программу или программу авторов-разработчиков и их обоснование.Информация об используемых УМК (особенности его содержания и структуры).Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.Используемые технологии обучения, формах уроков и т.п.Виды и формы промежуточного или итогового контроля.Информация о реализации регионального компонента. Пояснительная записка(должна быть лаконичной)1. Название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой(ых) разработана рабочая программа; 2. Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом – и с учетом специфики данного ОУ); 3. Изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу, их обоснование; Пояснительная записка4. Учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ (указываются: Ф. И. О. автора пособия, название, класс, издательство, год издания); 5. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований; Пояснительная записка6. Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся, промежуточной аттестации учащихся в ОУ). Возможные особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курсКоличественный состав класса;Уровень подготовленности учащихся к освоению учебного курса;Реализация индивидуальных учебных планов, индивидуального расписания;Формы получения образования учащимися класса (очная, дистанционная, экстернат, надомная);Психологические, физиологические особенности учащихся… Планируемые результаты обученияЛичностныеМетапредметныеПредметные Данный перечень результатов обучения включает в себя специальные предметные, общие учебные умения и способы деятельности. Рекомендации по разработке раздела «Содержание учебного предмета» Учитель может вносить изменения, расширяя (изменяя) содержание примерной или авторской программы, и в данном случае может самостоятельно:указать количество часов на изучение курса, отдельных разделов и тем;обосновать и определить содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета;раскрыть содержание разделов, тем, опираясь на рекомендации научных школ и учебников (из действующего федерального перечня);изложить последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса» Методические и учебные пособия;Учебные и справочные пособия;Учебно-методическая литература;Электронные средства обучения, ЦОР, медиаресурсы;Дидактический материалМатериально-техническое обеспечение: лабораторное оборудование, измерительные и демонстрационные приборы, наглядные пособия и т.п. ПРИЛОЖЕНИЯ: технологические карты уроков, технологическая карта контроля, технологическая карта планируемых результатов обучения и т.п. Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся:групповая, парная, индивидуальная;проектная, игровая, … деятельность;самостоятельная, совместная деятельность;экскурсия, практикум, лабораторная работа… Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового):Текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос…Промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа…Итоговый контроль: портфолио, контрольная работа, тест … Примерный список педагогических технологийРейтинговое обучениеОрганизация самостоятельной работыДистанционное обучениеПроектная деятельностьУчебно-исследовательская деятельностьТворческая деятельностьРазвитие критического мышленияИнформационныеПроблемно-диалогового обученияОрганизация группового взаимодействияАнализ конкретных ситуаций (кейсов)Рефлексивного обученияСамоконтроля и т. д. Тематическое планирование Количество часов, отведенное на изучение курса, тем (разделов);Названия тем (разделов);Основное содержание темы (тезисы в соответствии с формулировками примерной программы);Основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий);Проведение практических/лабораторных работ;Виды, формы контроля и диагностикиПланируемые результаты обучения;Планируемые сроки изучения. Учебно-тематический план – структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов. Составляется в виде таблицы. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/пНаименование разделов и темВсего часовВ том числе на:Контрольные работыуроки (учебные занятия)Практичес-кие, лаборатор-ные работы {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/пТема урокаТип урокаЭлементы содержа-ния или основные понятия урокаВиды деятель-ности учащихся/основные виды УУДФормы контроляПрактичес-кие, лаборатор-ные работыОборудо-вание, наглядно-стьДата проведе-нияПланФактКалендарно-тематический план{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ урокаТема урокаТип урокаЦели урокаСодержаниеурокаУниверсальные учебные действия (УУД)ИКТ, ТСО, презентацияФормы оценки деятельности учащихся– является одним из самых важных компонентов рабочей программы, так как позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. Оформляется в виде таблицы на весь срок обучения. Возможные варианты: МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ включает:печатные пособия;экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);технические средства обучения (средства ИКТ);цифровые образовательные ресурсы;учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;натуральные объекты;демонстрационные пособия;музыкальные инструменты;натуральный фонд. Критерии оценки качества рабочих учебных программ педагогов Актуальность программы.Наличие обязательных составляющих программы.Соответствие оформления титульного листа рекомендуемому образцу.Соответствие оформления пояснительной записки примерному образцу.Соответствие требований к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов конкретного учебного предмета, курса требованиям ФГОС.Соответствие содержания программы рекомендуемым показателям. Критерии оценки качества рабочих учебных программ педагоговСоответствие тематического (поурочного) планирования структурным требованиям программы и рекомендуемому образцу.Соответствие учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса структурным требованиям программы.Качество приложения к программе.Наличие внешней рецензии на программу. Рецензирование рабочей программы Внутреннее рецензирование на уровне ОУ является обязательным и проводится для того, чтобы программа была допущена к реализации в ОУ.Основные разделы рецензии:Характеристика работы (описание того, что собой представляет работа);Структура работы (построение по разделам, главам и их содержание);Выходные данные;Основные достоинства и недостатки;Оценка работы;Рекомендации;Заключение. При проведении рецензирования рабочей программы необходимо учитывать следующие критерии:посильность учебного материала для учащихся данного возраста, ориентация на учет индивидуально-типологических особенностей учащихся;доступность для учащихся вопросов, заданий, задач, упражнений, проектных работ;направленность содержания на формирование систематических знаний учащихся по рабочей программе;нацеленность содержания на развитие различных групп (познавательных, регулятивных и коммуникативных) универсальных учебных действий учащихся;возможности содержания в достаточной мере способствовать развитию личностных результатов обучения. Рабочая программа ?плюсыминусы Позволяет прогнозировать пути достижения результата Отнимает много времени и сил Рабочая программа является индивидуальным творческим документом учителя, позволяющим ему осуществлять долгосрочное целенаправленное планирование своей деятельности.