Урок трудового обучения Изготовление помпона из ниток


Тема. Работа с волокнистыми нитями. Изготовление помпона.
Цели: познакомить с профессией дизайнера, формировать у учащихся приемов решения несложных дизайнерских задач, учить использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия, соблюдать правила безопасной работы с циркулем, иголкой, ножницами, применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать), оформлять изделия по собственному замыслу, развивать мышление, внимание, глазомер.
Оборудование: нитки, игла, ножницы, циркуль, картон, презентация
Ход урока
 I. Орг. момент.
 Наше занятие хочется начать с девиза:
«Мы, трудиться очень любим, нам трудиться нравится,Каждый сладит с трудным делом, с любой работой справится»
2. Повторение пройденного.
-Вспомните классификацию профессий по предмету труда. Какие типы профессий вы знаете? Приведите примеры.
-Что является предметом труда данных профессий?
-Сегодня мы подробнее остановимся на профессиях типа «Человек - художественный образ».
II. Освоение нового материала
1. Наша задача- познакомиться с одной из профессий этой группы и попробовать свои силы в данной области. Это профессия «Дизайнер».
Цель профессии дизайнер: помочь людям увидеть красоту в обычных вещах, сделать их жизнь более яркой, комфортной, радостной . Дизайнер одежды - это изобретатель. Он придумывает модели одежды, детали, аксессуары. Придумывает и адаптирует их к повседневной нашей жизни. В противном случае, как бы красиво и роскошно не выглядели идеи, они не будут востребованы. 
- В словаре русского языка С. И. Ожегова написано: «….. – это шарик из мягкого материала на головном уборе, домашних туфлях, на бахроме». Отгадайте, что это может быть? (ПОМПОН).
- Как вы думаете из чего мы его будем изготавливать?
2. Чтение текста и обсуждение его содержания.
- Прочитайте текст, который лежит у вас на партах.
В каждом доме есть вязаные вещи, которые вышли из моды, потеряли форму, стали малы. Неужели их нужно выбросить на свалку? Дадим им шанс послужить нам ещё. Стоит привести их в порядок: выстирать, высушить, распустить, смотать в клубки и вот уже готова замечательная пряжа различного цвета для поделок.. Такие нитки годятся как для вышивки, так и для изготовления забавных куколок, зверюшек, помпончиков для шапок. Помпончики очень неприхотливы. Их можно сделать из любой пряжи: новой или остатков, старой распущенной, буклированной, ворсистой, гладкой и т. д. Помпончики всегда получаются мягкими, пушистыми и забавными!
3. Подготовка к изготовлению помпона.
-Отгадайте загадку:
Мой циркач, циркач лихойЧертит круг одной ногой,А другой проткнул бумагу,Уцепился и ни шагу.
(циркуль)
– Что вы знаете об этом инструменте? Ци́ркуль (от лат. circulus – круг, окружность) – инструмент для рисования окружностей и дуг окружностей, также может быть использован для измерения расстояний, в частности, на картах. Циркуль делается из металла и состоит из двух частей, соединенных шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой – пишущий предмет (например, грифель). У измерительного циркуля иглы на обеих ножках. Хранят циркуль в специальной коробочке, которая называется готовальней. Поворачивая циркуль, проводя грифелем разметку, мы получаем замкнутую линию – окружность, а вся поверхность внутри окружности называется кругом. Как вы думаете, зачем нам на уроке нужен этот предмет? А циркуль – это опасный инструмент? Почему? Давайте сформулируем правила безопасной работы с циркулем.
  Правила безопасности при работе с циркулем.
Циркуль готов к работе, когда иголка циркуля и карандаша находятся на одном уровне.
Взять нужный размер, туго завернуть винт.
При проведении окружности циркуль держи за головку.
Не машите циркулем, не подносите его к лицу.
Используйте циркуль по назначению.
После окончания работы кладите циркуль в футляр.
В работе нужен нам не только циркуль, но еще и ножницы. Давайте вспомни правила безопасности при работе с ножницами.
Правила безопасности при работе с ножницами.
Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
Ножницы кладите кольцами к себе.
Не оставляете ножницы раскрытыми.
Передавайте ножницы кольцами вперед.
Не машите ножницами, не подносите к лицу.
Используйте ножницы по назначению.
После окончания работы кладите ножницы в футляр.
III. Творческая практическая деятельность
Давайте познакомимся с последовательностью работы над изделием:
 1. Из картона вырезать заготовку равную диаметрам 2 кругов задуманного изделия плюс 1,5 см. Количество заготовок должно быть 2 штуки.
2. Как можно ровнее обмотайте шерстяной нитью картонное кольцо и наматывайте нить до тех пор, пока сторона, расположенная к центру, не окажется заполненной (чем лучше заполнен центр, тем более плотным будет помпон).
3. Протолкните острие ножниц между двумя кругами картона, затем аккуратно разрежьте шерстяную пряжу, придерживая её но, при этом, не сдвигая с картона. Пропустите между двумя кругами картона сложенную вдвое или втрое шерстяную нить и завяжите находящуюся на картоне пряжу в очень тугой узел. Удалите картон. Подровняйте помпон ножницами.
Изготовьте помпон из ниток любого цвета.
48196511747500
IV. Итог урока. Рефлексия
О какой профессии мы сегодня узнали?
-Какие задачи решают дизайнеры?
Какой новый вид изделия мы сегодня изучили?
– Все ли вам удалось?
– Что не удалось? Почему?
– Что можно изготовить таким способом?
В наше время помпон является очень популярным элементом декора не только одежды, но и интерьера. Сейчас дизайнеры используют помпоны для украшения головных уборов, верхней одежды, обуви, сумочек, перчаток и множества других предметов. Интересно то, что помпон приобрел большую популярность не в наше время, а гораздо раньше.
Помпон был очень популярным элементом военной формы. Например, в военной форме русской армии XVIII века помпоны считались одним из знаков различия. По их цвету можно было отличить унтер-офицера от солдата. У солдат помпоны были одноцветные, а у унтер-офицеров – двухцветные. А французские моряки использовали помпоны на своих головных уборах совсем с другой целью. Раньше в кораблях были тесные помещения с низкими потолками, и помпон предохранял голову моряка от удара об их выступы. Сейчас корабельные помещения стали более просторными, но традиция использования красного помпона на белых шапочках французских военных моряков сохранилась до сих пор.
 
МОУ «Школа № 82 города Донецка»
-64198533591500
-417830361315УРОК ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В 4-А КЛАССЕ
УРОК ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В 4-А КЛАССЕ

Учитель Пылыпив Ю.Б.