Научное заседание отделов Лингвистики (урок русского языка с использованием ИКТ),5 класс


Тема: Научное заседание отделов Лингвистики.
( урок русского языка с использованием компьютеров)
Цель:
1). Дать учащимся определенный круг теоретических знаний по фонетике, орфографии, пунктуации. Помочь в освоении норм языка. 2). Выработать орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные навыки. Развивать культуру языка и речи. 3). Пробудить у учащихся интерес, положительную мотивацию к изучению русского языка. Воспитать активную, всесторонне развитую личность.
Оборудование: компьютеры; плакаты с высказываниями о русском языке; таблицы « Правила в таблицах»; рисунки учащихся « Речевой этикет»; учебники « Русский язык».R: Учащиеся в форме научных сотрудников.

Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Мы с вами проводим научное заседание отделов Лингвистики. Ребята, а кто скажет, что такое заседание? (учащиеся: заседание – это собрание участников для обсуждения каких-либо вопросов). Поэтому, ребята, мы сегодня с вами должны познакомиться с правилами написания слов в русском языке, с постановкой знаков препинания. С фонетическим разбором слов и культурой общения. А в этом нам помогут наши сотрудники отделов русского языка: Фонетики, Орфографии, Пунктуации и Речевой культуры. Они расскажут нам о своих научных открытиях.
Также будет работать Пресс-центр, они подведут итоги нашего заседания и подготовят газету.
Но прежде чем начать научное заседание, я хотела бы вам сказать, что все наши открытия ( по орфографии, фонетике, пунктуации) легко поддаются программированию. Работа на компьютере поможет увидеть результат и оценить ваши знания.
Учитель: А сейчас мы слово предоставляем отделам Лингвистики. Первым о своем открытии нам расскажет научный сотрудник отдела Фонетики.
Слово научного сотрудника отдела Фонетики.
Я, научный сотрудник отдела Фонетики. Ребята, вы знаете, что Фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуки речи. В 5 классе мы многое узнали о них. То, что в русском языке 10 гласных букв, а звуков- 6. Это (а), (о), (у), (э), (и), (ы). Почему? Потому что буквы-я, ю, е, е - играют двойную роль: после согласных они служат для обозначения мягкости (р*ад), после гласных и в начале слова дают два звука: (йа)нварь, по(йу)т. Согласных звуков в русском языке 21( 2 безгласные-ъ ,ь-, так как не обозначают звука). Согласные звуки бывают звонкие (состоят из голоса и шума), глухие (только из шума), бывают твердые и мягкие.
СЛАЙД «Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие».
Я составил план фонетического разбора слов. Фонетический разбор-это разбор звуко - буквенного состава слова.
СЛАЙД «Разбор слова – вьюга ». Ребята, по плану легче разобраться в звуках. Так ведь?
Учитель: Мы данную программу ввели в компьютер и сейчас выполним фонетический разбор слов (учащиеся работают за компьютером). – Каковы результаты ответов? Молодцы!
Учитель: Ребята, а в одном древнем предании говорится: «А что может быть на свете лучше языка (слова)! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут приветствовать друг друга, выражать радость. А что может быть на свете хуже языка? Посредством языка можно лгать, хитрить, ссориться…»
Да, ребята, мы с вами не должны забывать о культуре общения. Итак, слово предоставляется сотруднику отдела Речевая культура.
Слово научного сотрудника отдела Речевая культура.
Я научный сотрудник отдела Речевая культура. Хочу сегодня познакомить вас со словами, которые приносят людям радость, создают хорошее настроение. Это - вежливые слова. Их называют волшебными. Как волшебники, они делают людей добрыми.
Эти слова - приветствия: Здравствуйте! Привет!; слова благодарности: Спасибо! Благодарю! Очень много вежливых слов: Будьте добры! Пожалуйста!..
А сейчас мы проведем эксперимент и посмотрим, умеете ли вы пользоваться волшебными словами. Для этого обыграем различные ситуации. Работаем парами. Ситуации: « Встреча друга», « В библиотеке», « Приглашение в кино» и др.
Молодцы, ребята! Вы получаете по 5 баллов.
Учитель. Продолжим наше заседание. Теперь слово предоставляется научному сотруднику отдела Орфографии.
Слово научного сотрудника отдела Орфографии.
Вы знаете, что в нашем отделе Орфография изучаются правила написания слов. На прошлых заседаниях мы узнали о новых открытиях / Правописание безударных гласных в корне слова; непроизносимые согласные и многое другое/.
А сегодня я вас познакомлю с новым открытием « Правописание приставок – пре- и – при ». Вы, наверное, замечали, что в приставках – пре и – при- гласные в безударном положении произносятся одинаково. Рассмотрев таблицу, вы поймете, в каких случаях нужно писать – пре-, а в каких –при-. Слушаем.
СЛАЙД « Правописание приставок – пре и – при».
Учитель. А сейчас мы с вами ответим на вопросы теста « Правописание приставок –при и –пре- в словах».
Каковы результаты ответов. Итак, 1 группа - … баллов, 2 группа -…баллов и др. Значит, наше открытие прошло с оценкой в «5» баллов.
Учитель. А теперь слово предоставляется сотруднику отдела Пунктуации.
Слово научного сотрудника отдела Пунктуации.
Вначале я хочу вам рассказать одну историю о знаках препинания. Послушайте. / Один преступник, осужденный к смертной казни, подал своему королю прошение о помиловании. Великодушный король наложил на его прошение резолюцию: « Помиловать, не следует казнить» Но писарь по ошибке переставил запятую: « Помиловать не следует, казнить». Неправильно поставленная запятая стоила жизни преступнику. Очень печальный рассказ.
Значит, мы с вами сделаем следующий вывод: мы должны знать все о знаках препинания. А сегодня я расскажу вам о своем открытии « Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
СЛАЙД « Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
Учитель. А сейчас, ребята, выполним упражнение с заданием. Вы должны проставить знаки препинания в данных предложениях.
- Каковы результаты ответов? Итак, 1 группа- 5 баллов, 2 группа -… и др. Значит, наше открытие прошло с оценкой в «…» баллов.
Учитель. Ребята, а сейчас ответим на вопросы заключительного теста. Что будет итогом нашего урока. А сейчас набранные вами баллы разделим на 5
( у нас было 5 заданий), и полученная цифра будет вашей оценкой.
Учитель. Итак, подведем итоги нашего заседания. 1.Слово предоставляется Пресс-центру. 2. Слово предоставляется научным сотрудникам.
Ребята, наши научные открытия помогли вам получить необходимые знания? Проголосуем. Значит, наши научные открытия могут полностью внедряться в программу школы, они достоверны, необходимы.
Наше следующее заседание состоится в конце года, тогда мы с вами ознакомимся с научными открытиями других отделов русского языка. Наше научное заседание считаю закрытым.
Домашнее задание: сочинение - рассуждение « Что для нас значит знание русского языка»; « Русский язык в моей жизни».