Выступление на педагогическом совете ««Ассертивное поведение, как условие формирования позитивного жизненного сценария учащихся, находящихся в кризисных ситуациях (ЕНТ, ВОУД, аутодеструктивное поведение)»

КГУ «СОШ №1 им.Н.Г.Чернышевского»








Выступление педагога-психолога Саитовой С.Ф.
на тему: «Ассертивное поведение»
на педагогическом совете
31.03.2016г.

















2015-2016 учебный год


Выступление педагога-психолога на тему: «Ассертивное поведение»
на педагогическом совете:
«Ассертивное поведение, как условие формирования позитивного жизненного сценария учащихся, находящихся в кризисных ситуациях (ЕНТ, ВОУД, аутодеструктивное поведение)»
31.03.2016г.
Позитивный опыт является личностной основой для развития у будущего гражданина иммунитета к девиантному поведению. Этот позитивный опыт формируется путем обогащения и усложнения ассертивного поведения у школьников. 
Ассертивность – способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям.
Ассертивностью называют проявление вежливой настойчивости. Под ассертивным поведением понимают позитивное поведение цельного человека, демонстрирующего самоуважение и уважение к другим, слушающего, понимающего и пытающегося достичь рабочего компромисса.
Фрагмент из фильма [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], реж. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 1988
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Это – диалог из знаменитого «Собачьего сердца» Михаила Булгакова.  Почему профессор Преображенский вдруг заинтересовал психологов? Потому  что он, несомненно, был умным человеком и знал азы ассертивного  поведения.
Оно облегчило бы жизнь многим из нас, тем более, когда вокруг  так много желающих залезть на шею к ближнему своему и свесить ножки –  будь то навязчивые продавцы в магазинах, вечно сующие во все свой нос соседи и т.д. и т.п. При этом совсем не  обязательно кому бы то ни было из них грубить! Гнуть свою линию можно и  нужно не только жестко, но и изящно – по всем правилам психологии!
В детстве мы все усвоили урок «как себя вести хорошо». У кого-то это  беспрекословное послушание, выполнение всех указаний родителей, а  другого приучили добивайся, иди к цели, не давать себя в обиду.
Однако  при этом уважали ли наши права, считались ли с нашим мнением? Уважать  своего ребенка умеют не многие. Любят, заботятся, опекают, а вот с  уважением сложнее. Модели человеческого поведения удивительно схожи с  детско-родительскими взаимоотношениями. Воспитание - тяжелый труд.  Родители стараются во благо ребенка, зачастую приучая его быть пассивным  или агрессивным, учиться манипуляциям. Уроки детства мы усвоили и  продолжаем действовать привычным способом.
В любой ситуации мы выбираем какой-то стиль поведения – и в большой  степени от него зависит полученный результат.
Мы можем вести себя  пассивно – то есть не отстаивать свои права, избегать конфликтов,  подчиняться решениям других и в результате терять контроль над  происходящим.
Можем вести себя агрессивно – то есть бросаться на проблему, как на  амбразуру, требовать всего и сразу, навязывать собственное мнение, не  учитывать интересы других, быть грубым, враждебным и непредсказуемым.
Кстати, нередко встречается и пассивно-агрессивное поведение. О таких  говорят «в тихом омуте черти водятся». «Пассивные агрессоры» склонны  копить обиды и втайне строить и осуществлять планы мести. Пассивная  агрессия может выражаться в отказе выполнить просьбу, в бездействии или  открытом саботаже.
Обычно агрессивно или пассивно ведут себя люди с заниженной  самооценкой, и обе эти позиции заведомо проигрышны.
При манипулировании человек  действует, скрыто, не заявляя прямо о своей цели, но при этом  провоцирует другого на совершение нужного ему поступка. Подобным образом  маленький ребенок, который чувствует себя виноватым перед родителями за  то, что “не оправдал ожиданий” становится печальным и несчастным,  заставляя тем самым родителей заискивать перед ним.
Но есть и третий  вариант поведения – ассертивность, «золотая середина» между агрессией и  пассивностью.
Определите свой тип поведения.
АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
СУТЬ
Вы защищаете Ваши собственные права, выражаете Ваши мысли и чувства прямо, честно и открыто средствами, уважающими права других.
Ассертивный человек действует без ненужного беспокойства или чувства вины. Ассертивные люди уважают себя и других людей и отвечают за свои действия и свой выбор. Они понимают свои потребности и просят открыто и прямо о том, что они хотят.
При получении отказа они могут загрустить или быть разочарованными, но их самовосприятие не омрачается. Они не слишком полагаются на одобрение других людей и чувствуют безопасность и уверенность в самих себе.
Ассертивные люди показывают другим, как они хотели бы, чтобы с ними обращались. Они самодостаточны.
Психолого-педагогическое сопровождение строится на принципах научности, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, защиты прав и интересов подростков. Психолого-педагогическое сопровождение является личностно-ориентированным и проводится с учетом возрастных и личностных особенностей подростков.
Подростковый возраст представляет собой переходный этап онтогенеза, в котором происходит коренная перестройка всех основных, уже сложившихся ранее, анатомических и психофизиологических характеристик организма, формируются основы сознательного поведения, определяется направленность нравственных представлений и социальных установок личности. 
Подростки часто решают возникающие проблемы импульсивно, руководствуясь эмоциональными сиюминутными ощущениями при низкой степени уверенности в позитивных результатах. Поэтому вместо поиска и анализа оптимальных путей решения проблемы подросток пытается интенсивным способом повлиять на объект противоречия и производит действия, ведущие к обострению ситуации.
В связи с этим для снижения остроты подобных явлений и более продуктивного поведения необходимо научить подростков основным приемам саморегуляции, эффективным способам коммуникации, нормативному поведению.
Для успешной работы следует создать такие условия, в которых подросток чувствовал бы себя полноценной личностью, научился адекватно воспринимать действительность и адаптировался к общественным нормам и правилам, эффективно выстраивал свои взаимоотношения с окружающим миром. 
Очень важно, чтобы ребенок сталкиваясь с разными жизненными ситуациями, в частности ВОУД, ЕНТ, аутодеструктивное поведение, умел регулировать свое внутреннее состояние и находил выход из трудных ситуаций, чему способствует ассертивное поведение.
Приветствие "Карусель"
Цель упражнения: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения. 
Установка такова. Можете проявлять все эмоции и чувства, хотите кричать кричите. Задание: легко войти в контакт.  Примеры ситуаций: 1.Перед вами незнакомый человек 2.Перед вами маленький ребенок годиков 3. 
3.Перед вами назойливая соседка тетя Зоя 4.После длительной разлуки вы встречаете любимого ...
5.Перед вами директор
 6.Перед вами глухой дедушка
7.Перед вами ну прям ненавистный для вас человек
8.Перед вами подруга детства, которую вы давно не видели 

Рефлексия:
- Легко или сложно было приветствовать?
- Хотелось ли выполнять данное упражнение?
- Может хотелось как-то иначе?
- Объясните, в каком из этих действий вы проявляли уверенное или неуверенное поведение?
- Какие чувства вы испытывали?
Вывод: Этим элементарным упражнением можно помочь преодолевать проблемы, которые могут быть у человека. Все поддается тренировке. И уверенность тоже нужно тренировать.
Проблема ассертивного поведения реализуется в совокупности, во взаимодействии
и с учебной, воспитательной и психологической процессов.
Сегодня мы не будем акцентировать внимание на учебной деятельности, а затронем психологическое и воспитательное воздействие. После моего выступления, далее, мы еще послушаем классных руководителей как они формируют уверенное поведение учащихся, находящихся в кризисных ситуациях при подготовке к ВОУД, ЕНТ, аутодеструктивное поведение.
Изучение социометрических данных, уровня воспитанности, прогностические таблицы – все это позволяет увидеть личностные проблемы каждого ребенка, что позволяет планировать дальнейшую воспитательную работу.
Мы, психологическая служба занимается этим вопросом через часы психолога, тренинги и уроки самопознания.
Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса составлена на основе современных тенденций развития системы образования и представляет собой комплексную модель психолого-педагогического сопровождения, которая, с одной стороны, интегрирует диагностику, коррекционную и просветительскую работу, с другой стороны, включает в модель сопровождения всех субъектов: подростков, родителей, педагогов.
Темы программы подобраны в соответствии с актуальными проблемами подростков, возникающими в процессе формирования личностных качеств, важных для эффективной самореализации и самоопределении в этом возрасте, а также с проблемами, связанными с социально-психологической адаптацией, взаимодействием со сверстниками и взрослыми, усвоением общественных норм и правил.
Программа включает в себя, в основном, интерактивные формы работы, что способствует активному вовлечению подростков в воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы. 
Положительная динамика в поведении подростков достигается за счет:
- совместного обучения в коллективе сверстников, в связи с чем формируется идентификация с образцами просоциальной направленности;
- создания психолого-педагогической среды, которая обеспечивается изменением педагогических установок коллектива образовательного учреждения и родителей, а так же повышением мотивации подростка на успешность и самостоятельность;
- постоянного мониторинга динамики изменений, происходящих с подростками; изучением социальной среды (семья, класс, референтная группа), оказанием, по востребованности, дополнительных психологических услуг (индивидуальные психологические консультации для подростков и членов их семей, а также индивидуальные коррекционно-развивающие занятия).

Темы, которые мы чаще всего обсуждаем с учащимися следующие.

Тема Какой Я? Что я знаю о себе?
Формирование позитивных чувств о себе, принятия себя. 
Тема Я и моя семья
Осознание себя частью семьи, оптимального распределения социальных ролей в семье, необходимость установления эмоционального контакта между членами семьи.
Тема Я и мои чувства 
Осознание подростками значимости различных эмоций в жизни человека как источнике информации об окружающем, умение контролировать свои эмоции.

Тема 1.4 Я и мои способности 
Признание своих способностей как индивидуального свойства личности, способного реализоваться в обществе.
Тема Я и мой характер 
Познание самого себя как личность, формирование навыков целеполагания.
Тема Мои сильные стороны
Позитивное принятия себя как личности, своей индивидуальности и неповторимости.
Тема Я творец своей жизни 
Формирование навыка целеполагания, стратегии достижения успеха. Тема Я не такой как все и все мы разные
Осознание подростком себя среди окружающих людей, принятие себя и других. Тема  Эмоции правят мной или я ими? 
Обучение конструктивным способам управления эмоциональным состоянием
Тема Чувства людей и их поведение
Формирование у подростков способностей распознавать и анализировать различные виды поведения, находить конструктивные способы поведения в различных ситуациях.
Тема Стресс. Как с ним справиться? 
Формирование у подростков навыков распознавания стрессовых ситуаций, адаптации, преодоления трудностей, а не уход от них.
Это вам была представлена работа по тем направлениям, где можно развивать, тренировать ассертивное поведение, но очень важно вовремя увидеть проблему неуверенности через диагностическую работу.