Эссе на тему Моя профессия-педагог психолог!

Эссе «Моя профессия – педагог-психолог!»

Е.А.Герасимова
педагог-психолог, г. Братск
МБДОУ «ДСКВ №102»
Скажи мне кто – ни будь раньше, что я приду на работу в детский сад да еще по доброй воле и сердечному желанию и останусь там на долгие года, я бы не поняла человека, который так скромно оценил мои возможности. Ведь, казалось, какая малость нужна, чтобы присмотреть за ребятишками. Нос вытереть, штанишки надеть, накормить, уложить. Ну, книжку почитать, по головке погладить. Все. Недаром люди на улице ласково – рассеянным взглядом окинут нестройную колонку ребят и, с чувством тайного превосходства глянув на воспитательницу, спешат дальше по своим, очень важным, конечно, делам. А старушки, которые никуда не спешат, обязательно остановятся, выхватят своими дальнозоркими глазами чью – то расстегнувшуюся пуговицу и скажут: «Курточка – то расстегнулась, а воспитательница не видит! Смотреть надо!». Смотреть, конечно, надо. Пуговицы должны быть застегнуты, и шнурки завязаны, носы – в порядке. Добавлю еще: должен строго соблюдаться режим дня, нужно проводить занятия по программе, и закаливать, и готовить к школе Можно перечислять еще и еще. Огорошить перечнем трудностей и сложностей. Чтобы удивились, чтобы уважали, чтобы понимали. Но работа с детьми не требует ни сочувствия, ни сожаления. Она может вызывать лишь чувство зависти. Кто-то улыбнется скептически, может. А вы подумайте! Вот кончилось у человека детство. Ушло навсегда. Осталось только в памяти да в снах. И только педагоги, воспитатели могут (такова уж особенность профессии) вернуться в страну детства. Только уже как хозяева, как творцы. Не слишком ли сильно сказано? Возможно, эти слова вызовут у кого - то протест.
Но каждое утро родители все же открывают двери детского сада и передают своего малыша в руки педагога. Ежедневные разлуки. А вечером они сжимают маленькую ручку, заглядывают в милые глаза и спрашивают: «Здоров? Что ел? Не баловался? Молодец!». Ведь прошел только день. Всего день. Целый день! И каждая минута этого дня была заполнена игрой, занятиями, чтением, разговорами, развлечениями, работой. Каждая минута была наполнена мыслями, чувствами и переживаниями, о которых ребенок рассказывать не станет уже просто потому, что они для него уже в прошлом, а он полон настоящим. А мы, педагоги, всегда рядом с детьми, доверчивыми и непосредственными. И цель прекрасна: наши смешные милые утята должны превратиться в прекрасных лебедей, вырасти хорошими людьми. Правда, нужны годы, чтобы воочию увидеть результаты.
Мне бы так хотелось показать ребят в те часы, когда родителей нет рядом с ними. Приглашаю и вас в детский сад. Только тихо! Не выдавайте детям своего присутствия. И лишь одно условие: не оставайтесь просто зрителями. Дети часто бывают так забавны и привлекательны, что мы смотрим, слушаем и только умиляемся. Это так! В них не разложено все по полочкам: «это хорошо, а это плохо». Так хотелось бы, чтобы опыт детского сада обогатил и родителей. Встречаются, и не так уж редко, родители, про которых можно сказать, что они прирожденные педагоги. Но большинству людей приходится приложить не малые усилия, чтобы с честью справиться с должностью воспитателя. Поэтому, наверное, заполняются аудитории педагогических университетов, быстро и легко раскупается психолого – педагогическая литература.
Стоит только перешагнуть через порог детского сада, как сразу же сталкиваешься с разнообразными интересами детей. Множество вопросов, и таких, которые задают взрослым, и таких, на которые пытаются ответить сами дети. И нельзя не согласиться с детьми – воспитатель должен быть добрым. Удивительно, как чутко улавливают дети отношение к ним взрослых. Подчеркнуто ровный, «педагогический» тон, полнейшая объективность никогда не обманут ребенка. Говорят, воспитатель обязан быть добрым, строгим и справедливым. А, по-моему, любой, кто соприкасается с детьми, должен быть прежде всего умным и любящим. Без этого доброта обернется мягкотелостью, строгость будет выглядеть жестокостью, а справедливость прикроет равнодушие.
Как часто взрослых дети утомляют и раздражают именно потому, что отсутствует это чутье, умение сразу, интуитивно понять, почему дети поступают так, а не иначе, что важно для них. Нередко малыш упорствует в чем-то. Взрослые безрезультативно стараются его переубедить, но он продолжает твердить свое. Может уже просто из самолюбия, у детей оно не меньше, чем у взрослых. Действительно, педагогический такт это очень важное составляющее для педагога. А важная задача воспитания - вырастить детей хорошими людьми: честными, добрыми. Ведь все, что мы вкладываем в детей, ждет нас в недалеком будущем. Поэтому просто необходимо напомнить, что от скромного педагога детского сада зависит очень многое. Перед моими глазами от понедельника до пятницы мелькают все причудливые разновидности детских характеров и темпераментов. Для меня человечество условно делится на две неравные части: меньшая - родители и большая – дети. Это происходит оттого, что я всегда с детьми. Двое дома, а остальные в детском саду. И ежедневное общение с этой большей, интереснейшей частью убедило меня в одном: самый незаменимый метод – «воспитывая, воспитывайся сам». Ведь нельзя с уверенностью сказать, будет ли раковина с жемчужиной или останется пустышкой. Но люди придумали: в раковину вводится крошечная крупица, обрастает перламутровыми слоями и становится жемчужиной.
После всего того, что я рассказала вам о своей профессии, вряд ли можно заподозрить меня в отрицательном отношении к детям и общественному воспитанию. Есть только одно «но». Это случаи, когда воспитание сводится только к общественному. Вот тут – то и начинается работа с родителями. В этом деле тоже необходимы и профессиональные знания, и тактичность.
Каждую весну в детском саду праздник. Мы провожаем своих воспитанников в школу. Очень торжественный, счастливый и одновременно грустный день. Дети стоят перед нами нарядные, улыбающиеся, а мы, потихоньку вытираем слезы. Жалко расставаться с ребятами, в каждого из которых вложена частица твоей души. Заготовленные речи не получаются. Волнение подсказывает совсем другие слова.
А первого сентября они обязательно прибегут. Сияющие, в красивых нарядных школьных платьях и костюмах. А мне нужно спрятать свое ревнивое чувство и обязательно выслушать их! А потом, детский сад останется где – то там, далеко, за началом воспоминаний. Но мне не стоит из – за этого огорчаться. Ничто не пропадает. И еще долго в детстве, а может быть и дольше, будут звучать струны, натянутые нами, педагогами детского сада. И чтобы не было слишком грустно расставаться с детьми, просто нужно помнить, что все у них только впереди! А мне становится очень тепло и приятно на душе, ведь это я их педагог, педагог-психолог. И этим я могу гордиться!
15