Авторское эссе Я — классный и это призвание!


Потапова Наталья Александровна
МБОУ лицей №5 г. Воронеж
учитель начальных классов
Авторское эссе «Я – классный и это призвание!»
… Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвёртый Высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
Послал Бог учителей на Землю: Моисея, Будду, Иисусу Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времён рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям – это учителя.
По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Выбор моей профессии был предопределён с детства, так как моя бабушка Иванова Евдокия Семёновна всю жизнь проработала учителем начальных классов в сельской Малопокровской школе Семилукского района Воронежской области, она всегда говорила мне, что для девочки есть две профессии, которые будут востребованы во все времена и при любой власти – это учитель и врач. Может кто-то посчитает эти рассуждения несколько наивными, но для меня они стали ориентиром в выборе специальности, и я никогда не жалела о своём выборе. И еще маленькой девчонкой я была просто очарована своей первой учительницей – Куркиной Александрой Ивановной (в настоящее время работает в УВК им. А.П. Киселёва). Она была для меня идеалом доброты, справедливости, красоты, требовательности. Мне так хотелось быть на нее похожей! Неслучайно и любимыми играми в детстве были игры в школу. Другой профессии в своем будущем я даже и не представляла - только учителем! И я осуществила свою мечту.
Профессии учителя можно позавидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, которыми должен обладать педагог. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед. Сегодня мы живём в век компьютерных и цифровых технологий, чтобы соответствовать современным стандартам педагога, я стала изучать компьютер, осваивать разные программы. Передо мной открылся новый мир и возможности, в том числе и в преподавании. Специфика информационных коммуникационных технологий заключается в том, что они предоставляют громадные возможности. Использование компьютерных технологий на уроке повышают интерес к предмету, позволяют учителю сэкономить массу времени. Но трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся, или пробуждать в них желание творить самим.
Какие бы трудности не встречались учителю на его пути, но знания, любовь и уважение учеников – высшая награда за этот нелёгкий труд.
Восточная мудрость гласит: « Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека». Думать «на век вперёд» - основная профессиональная миссия учителя. Именно в его руках будущее конкретного человека и государства в целом.
Я понимаю, какие высокие требования предъявляются сегодня к результату образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые в ситуации выбора могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом. А зернышки этих ценностей как раз закладываются в начальной школе и обеспечивают в будущем полноценное становление личности ребенка.
Сегодняшний классный руководитель должен учитывать современные требования к результату образования, находить новые эффективные формы, способы и приемы работы с детьми, определять в качестве приоритетных целевые ориентиры. Любовь, семья, здоровье, нравственность, патриотизм, интеллект - вот те ценности, развитию которых я уделяю в своей работе большое внимание.
Я прекрасно понимаю, что воспитание - это особое искусство. А начинается оно с семьи, откуда ребенок попадает в мир школы.    Именно в семье закладываются основы личностных качеств ребенка, формируется характер его общения с окружающими, приобретаются определенные навыки и привычки, именно в семье дети получают первые уроки жизни.
С самого начала пребывания детей в школе стараюсь узнать каждого ученика, принять и полюбить его таким, какой он есть, создать в классе атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно, проявить свои индивидуальные способности, свою уникальность. Поэтому связь с семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников - это важное звено в моей работе классного руководителя. Стараюсь донести до родителей одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени. Как результат: все четыре года обучения ребенка в начальной школе мы проживаем одной дружной семьей: "школа = дети + родители + классный руководитель ".
В начальной школе очень сложно разделить труд учителя и классного руководителя, найти границу между обучением и воспитанием. Здесь все взаимосвязано. Родители - активные участники образовательного процесса, они всегда находятся рядом и бывают в курсе всех событий школьной жизни своего ребенка. Этому способствует организация совместных праздников, поездок, экскурсий, походов, встреч с интересными людьми, когда все: и дети, и взрослые - имеют прекрасную возможность проявить свои индивидуальные и творческие способности, личностные качества, узнать что-то новое, пообщаться. Чем больше времени дети проводят с родителями, тем больше они понимают и ценят друг друга, тем сплоченнее становится классный коллектив. Такая работа дает свои положительные результаты: многие в классе начинают дружить семьями, на дни рождения детей приглашают в свой дом одноклассников. Наши дети усваивают уроки жизни не через книги и назидания, а непосредственно через личный опыт общения с взрослыми и сверстниками.
Глубокая вера в ребенка, в его возможности быть хорошим человеком, любовь к детям составляют основу моего педагогического оптимизма. Я уверена в том, что внутренний мир детей неисчерпаемо богат, и мне, как классному руководителю, нужно лишь помочь им, создать необходимые условия для проявления высоких человеческих качеств. Я уверена, что каждый ребёнок по-своему талантлив, и моя цель - разглядеть, не пропустить всё, то лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию!

Думала: главное - формировать,
Делать, ваять, лепить.
Думала: верный маршрут показать,
Править, лечить, учить.
Думала: рваться, бороться, рубить,
Мчаться, коль сила несет.
А оказалось - нужно любить.
Просто любить и всё!