Разработка урока и презентация Природные аномалии

Урок "Природные явления и погодные аномалии
Тема: Природные явления, погодные аномалии (штормы, смерчи, суховеи.)
Цель урока: Познакомить учащихся с природными явлениями, погодными аномалиями, правилами поведения во время стихийных бедствий. Выяснить причины, вызывающие погодные аномалии в крае. Продолжать формировать у учащихся навыки групповой формы работы. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
Оборудование:
Карточки с заданиями для групповой работы.
Рисунки, иллюстрации, фотографии с изображениями природных явлений и погодных аномалий.
Карта Краснодарского края.
Тип урока: Изучение нового материала(частично-поисковый).
Форма обучения: Коллективно – групповая.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Какая поверхность в северной части края?
Что включает в себя Азово-Кубанская равнина?
Дайте характеристику поверхности Таманского полуострова.
Какая поверхность преобладает в южной части края?
Как называются горы. Покажите их на карте.
Назовите самую высокую гору. Покажите.
Какие ещё горы в нашем крае вы знаете?
Покажите зону Причерноморья.
Назовите формы рельефа, встречающиеся в Краснодарском крае.
Проверка выполнения задания в тетрадях.

2.Вступительная беседа учителя.
Учитель: «У природы нет плохой погоды»,- поётся в одноимённой песне. Но не всякая погода хороша. Многие явления опасны для здоровья и жизни человека.
Погода – это состояние атмосферы в определённом месте и в определённое время. Кроме того, в природе бывают погодные явления, которые при определённых условиях опасны для здоровья человека. Мы живём в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных авариях, катастрофах или стихийных бедствиях, из-за которых погибают или страдают люди. Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в оболочке Земли. Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.

Какие природные явления вам известны из пройденных тем по природоведению?
Радуга, молния, гроза, гром.
Какие из них относятся к природным явлениям, связанным с внутренним изменением планеты?
Землетрясение, вулканы и т.д.
Какие из них относят к природным явлениям, связанным с атмосферным давлением воздуха?
Ураганы, штормы, метели в зимнее время года, пыльные бури весной.
3. Работа в группах.
Учитель: А сейчас вы познакомитесь с новыми природными явлениями, погодными аномалиями, происходящими в нашем крае, в нашем районе.
Класс делится на четыре группы. Каждой группе выдаются карточки с заданием, рисунки, иллюстрации, фотографии. Каждая группа готовит развёрнутый ответ по заданию на карточке. /Определено время для подготовки каждого задания./Карточки прилагаются.
4.Знакомство с содержанием работ по группам./Прилагаются карточки с заданием./
Первая группа. (Готовит ответ по наводнению.)
1)Определение. (Наводнение – затопление водой местности, в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море.) 2)Причины, вызывающие наводнение.- Происходит наводнение из-за обильного притока воды в реках в результате таяния снега или ледников, ледников, обильных дождей. Нередко наводнение вызывает ветер, нагоняющий воду с моря. На побережьях морей сильные наводнения бывают в результате прихода цунами. 3)Что делать при прогнозе наводнения? – Обычно прогноз содержит информацию об ожидаемом времени и границах затопления, а также рекомендации жителям и порядок эвакуации.
Учитель: Если ваш дом попадает в объявленный регион затопления, вы должны:
отключить газ, воду и электричество;
погасить огонь в печках;
перенести на верхние этажи и чердаки важные вещи;
закрыть окна и двери, при необходимости забить окна и двери первых этажей досками или фанерой.
Если получено предупреждение об эвакуации, вы должны:
подготовить тёплую, удобную одежду, сапоги, одеяло, деньги и ценности;
собрать трёхдневный запас питания;

·подготовить аптечку первой помощи и лекарства, которыми вы обычно пользуетесь;
завернуть в непромокаемый пакет паспорт и другие документы;
взять с собой туалетные принадлежности и пастельное бельё.
4)Как бороться с наводнениями? (Строят водохранилища. К нашем крае Краснодарское водохранилище на реке Кубань.)(Учитель показывает водохранилище на карте Краснодарского края). 5)Беды от наводнения. (Учащиеся приводят примеры по наводнению в2002 года в нашем районе.) Учитель: После того, как вода сошла, надо осторожно входить в здание, предварительно убедившись, что конструкции не пострадали. Пользоваться газом, электричеством, водопроводом и канализацией можно после разрешения специалистов. Нельзя есть продукты питания, подмоченные паводковыми водами. Нельзя пить воду без санитарной проверки. Как видим наводнения представляют собой грозную и коварную стихию. По данным за последние сто лет погибли от них 9 миллионов человек.
Вторая группа. (Готовит ответ по землетрясению.)
1)Определение. Землетрясение – подземные толчки и колебания земной поверхности. Учитель: Основными параметрами, характеризующими землетрясение, являются интенсивность и глубина очага. Очаг землетрясения – это место в земных недрах, где зарождается землетрясение, откуда во все стороны расходятся упругие (сейсмические) волны. 2)Причины землетрясений. Учитель: Причины до конца не выяснены. Учёные сделали вывод о том. Что сотрясаются главным образом молодые участки земной коры в результате смещений горных пород по разлому. Чем больше по площади «оживший разлом», тем больше сила подземного толчка. 3)Беды от землетрясений – разрушаются здания, мосты, плотины, железнодорожные пути, шоссейные дороги, ломаются деревья, животные мечутся и кричат, происходят многочисленные горные обвалы, изменяется уровень грунтовых вод. 4)Спасение населения от землетрясений.- Определение по приборам и своевременная эвакуация людей в безопасное место. Учитель: В нашей стране и ряде других европейских стран для оценки интенсивности подземных бурь в последнее десятилетие 12-ти балльная международная сейсмическая шкала МСК – 1964. Последствия землетрясений очень опасны. Они вызывают изменение в расположении грунта, обвалы, оползни, цунами, пожары. За секунду гибнут города, гибнут тысячи людей. Наш край, наш район также подвергался землетрясениям, но незначительным. Жертв и разрушений не было.
5. Физминутка.
Третья группа. Готовит ответ по засухам и суховеям.
1)Определение. Засуха – продолжительное отсутствие осадков в сочетании и понижением влажности воздуха. При засухе почва иссушается, растениям не хватает влаги и они высыхают. Суховей- ветер с высокой температурой воздуха и низкой относительной влажностью. 2)Вред от засухи, суховеев сельскому хозяйству. - При недостатке влаги в почве суховеи приводят к увяданию и даже гибели полевых культур. При засухе растения высыхают, выгорают травы, погибает культурная растительность, понижается урожай. 3)Можно ли противостоять такой стихии? - Наиболее эффективные средства борьбы с этим явлением – сооружение водохранилищ и оросительных систем.
Четвёртая группа. Готовит ответ про шторм, смерч.
1)Определение. Шторм – очень сильный ветер, вызывающий сильные волнения на море и разрушения на суше. Смерч – сильный атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и спускающийся по направлению к суше или морю, с вертикальной осью вращения, обладающий большой разрушительной силой. 2)Беды от этих природных явлений. – Смерч, поднимаясь по спирали вверх и втягивая пыль или воду, проходит путь до 60 – ти километров. Сопровождается грозой, приносит разрушения, опасен для судов, находящихся в открытом море. Учитель: Смерч представляет собой гигантскую вращающуюся воронку, внутри которой пониженное давление и в эту воронку засасываются любые предметы, оказавшиеся на пути движения смерча. Смерч недолговечен.
6. работа в тетрадях (с.6-7) 6. Итог урока.
Учитель: Молодцы. Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Дети отвечают.)
7. Домашнее задание.
С.6 с.7 дневник природы


Заголовок 215