Статья на тему Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках истории и обществознания посредством технологии дебатов


Панкова Валентина Николаевна – учитель истории и обществознания МБОУ Школы № 91 г.о. Самара.
«Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках истории и обществознания посредством технологии дебатов».
Многолетний опыт работы учителем истории и обществознания показывает, что не все учащиеся способны согласовывать свои действия, решать сообща групповые задачи, проблемы, прислушиваться к чужому мнению. У таких учащихся отсутствует желание вступать в контакт с окружающими, способность решать конфликтные ситуации, организовывать общение, слушать собеседника.
На недостаточную сформированность коммуникативной компетенции у некоторых обучающихся школы показывает и анализ проведенного анкетирования среди учащихся 9-11 классов.
Анализ исследования:
не способны самостоятельно решать конфликты – 43%
не обращаются за помощью к взрослым – 50%
не могут сделать самостоятельный выбор – 36%
не умеют отстаивать свою точку зрения – 71%
не хотят считаться с мнением своих одноклассников –28 %
не умеют внимательно слушать своих одноклассников – 63%
Как видим, многие учащиеся имеют низкий уровень коммуникативных способностей и как следствие этого не могут убедительно высказывать и обоснованно отстаивать свою точку зрения, хотя с этим им приходится сталкиваться практически ежедневно дома, в школе, в общении с друзьями и одноклассниками. Более того публичные выступления у большинства из них вызывают чувство страха перед аудиторией, а зачастую и даже стресс. В то время как, современное общество испытывает потребность в человеке, отличающимся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей. Таким образом, проблема учащихся школы в том, что у них недостаточно сформирована коммуникативная компетенция и как следствие этого трудности в процессе социализации.
Данную проблему наиболее эффективно возможно решать на уроках истории и обществознания, применяя технологию дебатов.
Целевые функции и возможности технологии дебатов очень широки.
Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения обучающихся к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества, вести полемику, отстаивать свои интересы.
Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию. Участники дебатов, как показывают опросы и наблюдения, обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.
Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая способность сопоставлять, сравнивать, анализировать, разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.
Дидактическое значение заключается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся коммуникативной компетенции, общеучебных способностей.
Такая полифункциональность технологии дебатов способствует бурному личностному росту участников дебатов.
Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить судей в своей правоте. При этом дебаты имеют следующий алгоритм: 1) приветствие слушателей; 2)представление команды и самого себя 1-м спикером; 3)вступление( обоснование актуальности темы); 4)определение понятий темы; 5)выдвижение критерия; 6)аргументация; 7)заключение; 8)благодарность за внимание.
Дебаты могут принимать различные формы: классические и модифицированные. Рассмотрим классические дебаты как форму урока. Такому уроку предшествует определенная подготовка. Минимум 6 человек, а лучше все учащиеся, получают опережающее задание – подготовиться к дебатам. В случае если готовятся все учащиеся, перед уроком определяются те из них, которые будут выступать в качестве спикеров.
В таких дебатах участвуют 2 команды по три человека (они называются спикерами). Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая его опровергает ( её называют отрицающей).
Команды имеют право на 8-минутный перерыв (таймаут) для консультации друг с другом, который они могут использовать полностью перед каким-либо из выступлений или частями. За соблюдением регламента игры следит таймкипер. Каждый раунд дебатов судит судейская коллегия, состоящая из нечетного числа судей. То, что в дебатах выигрывает та или иная команда, не означает, что верна позиция, ею отстаиваемая. Ведь эта же команда, волею жребия, могла бы играть и на другой стороне. Победа всецело зависит от мастерства команды. Согласно правилам, команды должны отстаивать свои позиции до конца игры. Поэтому на первый взгляд кажется, что при обучении дебатам не вырабатывается такой навык, как способность достигать компромисса. Однако, поскольку учащимся придется тщательно анализировать тему дебатов в процессе подготовки, им придется взвешивать различные стороны, анализировать различные подходы. Косвенным образом это способствует развитию готовности к компромиссу.
  Кроме классических, можно проводить модифицированные дебаты. Это использование отдельных элементов формата дебатов или дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил. Например:
- изменяется регламент выступлений (чаще всего сокращается); увеличивается число игроков в командах;
-    допускаются вопросы из аудитории;
-    организуются «группы поддержки», к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов;
-    создается «группа экспертов», которая может: либо осуществлять функции судейства, либо подводить итог игры, анализируя аргументацию команд и демонстрируя столкновения позиций, то есть фактически, сравнивая позиции команд, вырабатывает компромиссное решение, что часто бывает необходимо на уроках для реализации учебных целей.
  Остановимся на основных элементах дебатов.
1. Первый шаг в любых дебатах – это формулировка темы. Это не простая задача. Во-первых, тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы. Во-вторых, тема должна быть пригодной для вынесения на дебаты. Формулировка должна следовать определенным принципам: тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения и не давать преимуществ ни одной из сторон, т.е. чтобы и сторона «за» и сторона «против» могли одинаково эффективно развивать свои аргументы. Пример, формулировка «Было ли нападение Германии на СССР в 1941 году внезапным?» является неправильной. Грамотно сформулированная тема может звучат так: «Нападение Германии на СССР в 1941 году было внезапным».
2. Определение темы (определение терминов и понятий, содержащихся в формулировке темы). Выдвижение критерия, т.е. структурного элемента сюжета доказательств для упрощения логических связей между аргументами и тезисом темы (например, «Реклама портит облик городов» ; критерий - однообразие и унификация городов).
3.Система аргументации. Каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументации, то есть совокупность аспектов и аргументов в защиту своей точки зрения, представленных в организованной форме. С помощью аргументации команда пытается убедить судей, что ее позиция по поводу темы – наилучшая.
4. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судьям свидетельства – поддержки (цитаты, факты, статистические данные), доказывающие их позицию.
5.Перекрестные вопросы. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой называется «перекрестными вопросами». Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.
6. Заключение. Речь надо решительно начать и решительно закончить. Важны краткость и яркость. Заключение должно подытожить речь или ещё раз внести в неё пояснения, расширить интерес слушателя, подкрепить смысл и значение сказанного, создать соответствующее настроение в конце речи.
Дебаты на уроках истории можно разделить также на несколько видов:
1.Проблемные дебаты – дебаты по главным, ключевым, дискуссионным проблемам (например, «Основание российской государственности»). Они, как правило, затрагивают «трудные вопросы» истории.
2.Экспресс-дебаты по мини-проблемам – это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. (например, «В начале XXв. индустриальное развитие России было успешным»).
3.Дебаты как форма работы с документами (когда учащиеся, например, выявляют положительные моменты и отрицательные последствия процесса, события)
4.Дебаты могут выступать как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой-либо проблеме, т.е. являются презентацией и осмыслением работы обучающихся с учебной и научной литературой (например, «Опричнина породила Смутное время. России был необходим Брестский мир»). 5. В форме дебатов могут быть организованы повторительно-обобщающие уроки (например, «Петровские реформы - прогрессивное явление в истории России»).
Таким образом, потенциал дебатов очень высок, а его успешная реализация поможет в приобщении обучающихся к более глубокому изучению предмета, а также развивает основные ключевые компетенции.
Результатом использования данной технологии в своей педагогической деятельности является активное участие обучающихся под моим руководством в городских дебатах старшеклассников и в других мероприятиях. В итоге в разные годы команда учащихся нашей школы занимала и III-и и I-и места в городских дебатах старшеклассников.