Конспект урока русского языка на тему Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными


Урок русского языка в 9 классе
Тема: Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточным
Тип урока—урок закрепления изученного.
Цель: закрепление понятий о видах сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными; развитие навыков работы с текстом в рамках подготовки к ОГЭ; воспитание чувства бескорыстия.
Задачи:
1) обеспечить усвоение знаний о способах присоединения придаточных предложений к главному;
2) развивать мотивацию к познавательной деятельности;
3) развивать навыки работы с текстом в рамках заданий ОГЭ;
4) воспитывать чувство бескорыстия.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 1. Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными.
А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «СПП с несколькими придаточными».
Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять вид связи в предложениях с несколькими придаточными, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания. А также мы с вами повторяем те знания, которые нам необходимы при сдаче ОГЭ.
Слайд 2. Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём слова Владимира Луговского: "Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка"
3. Повторение "Подготовка к ОГЭ"

А приоткрыть тайну этих сокровищ нам поможет Василий Михайлович Песков, писатель, журналист, путешественник. Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Песков радуется всему окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, птице в зелёном лесу. Никто и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю.
Работать сегодня мы будем с текстом В.Пескова. Данный текст будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».
Обратимся к тексту. Называется он "Бескорыстие".
Чтение текста учителем.
- Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится). (Об одной из лучших человеческих черт – бескорыстии.)
– Как вы понимаете смысл слова «бескорыстие»?
Если обратимся к словарю Даля, то прочитаем:
Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.
- Подберите синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).
- Найдите в тексте антоним к этому слову (Корысть).
- Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга». Десятки тысяч доноров безвозмездно отдают свою кровь, чтобы спасти жизни незнакомых им людей. Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.
Слайд 3. А сейчас, работая с данным текстом , выполним несколько тестовых заданий. (Слайдовая презентация)
Слайд 4.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: Почему эту книгу автор помнит всю жизнь?
1) Эта книга была дефицитной.
2) Книга была интересной, увлекательной.
3) Эта книга подтвердила, что хороших людей больше, чем плохих.
4) Книга напоминала ему о детстве.
Слайд 5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Отец занес ее в аптеку и вручил мне четыре с половиной рубля.
2) Побежал мимо окон сосновый и березовый лес.
3) Летчик обнял меня за плечи.
4) А дней через десять к нам зашел почтальон.
Вспомним, обратившись к опорной схеме 1, что нам известно о правописании приставок в русском языке.
Слайд 6. Выпишите из текста слова, в которых правописание приставки определяется:
1) следующей буквой;
2) значением;
3) ударением.
Обратимся к опорной схеме 2. Скажите, от чего зависит количество Н в суффиксах
Слайд 7. Объясните правописание количества Н в словах:
1) подтверждённая
2) построены
Какие вы знаете способы связи слов в словосочетании?
Слайд 8. Укажите способ связи в словосочетании "колонна танков".
Замените его синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Разберите получившиеся словосочетания.
Перейдём к следующей ступени синтаксиса. Это предложение.
Слайд 9. Выпишите грамматическую основу предложения 57.
Что вы можете сказать об этом предложении?
Слайд 10. Среди предложений 57-61 найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами. Выпишите это предложение, подчеркните обособленные однородные обстоятельства. Чем выражены эти обособленные обстоятельства?
Что такое СПП? Какие мы знаем виды придаточных? Как определить вид придаточных?
Слайд 11. Определите вид придаточной части в предложениях 51, 55.
4. Работа по теме урока. закрепление темы "СПП с несколькими придаточными.
Слайд 12. Мы подошли с вами к теме нашего урока. На прошлом занятии мы выяснили, что в предложениях может быть не одна , а две и более придаточных частей. В этом случае мы говорим о СПП с несколькими придаточными.
Слайд 13. Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока и посмотрим на него с точки зрения СПП с несколькими придаточными. Найдите главную и придаточные части. С каким видом подчинения мы имеем дело? ( Параллельное) Как выглядит схема параллельного подчинения? Изобразите на доске? Какие ещё виды подчинения мы знаем? Слайд 11. (Однородное.) Сделаем схему. (Последовательное) Сделаем схему.
Может, кто-то из вас в ходе работы с текстом уже нашел СПП с несколькими придаточными (15) Слайд 14. Найдите главную и придаточную части, определите их вид. С каким видом подчинения мы имеем дело? ( Параллельное)
Итак , обратим внимание на следующие предложения, запишем их, вставляя пропущенные знаки препинания и определите вид подчинения.
Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.
(Боуви Кристиан - американский писатель-сатирик)
Однородное подчинение. Почему две придаточных части, а одна запятая? (Однородные придаточные соединены союзом И)
Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек.
(Кабус бен Саид - премьер-министр Омана)
Параллельное и последовательное подчинение)
Истинное бескорыстие возможно, если что-то делаешь для человека, которого видишь первый и последний раз в жизни.
(Последовательное подчинение)
Каждый обязан помочь своему ближнему и поддержать его, если хочет, чтобы ему самому помогли в несчастье.
(Мартин Лютер - философ 16 века)
Последовательное подчинение
Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется.
(Иоанн Златоуст - святой)
Параллельное подчинение

Н. Шамфор утверждал, что, когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают.
( Николя де Шамфор - французский писатель, мыслитель, моралист.)
Последовательное подчинение
В данном предложении на стыке оказались два союза, между которыми мы поставили запятую. Почему? Переделайте это предложение так, чтобы этой запятой не было.
Итак, давайте подумаем, что объединяет эти предложения и текст, который мы прочитали в начале урока. ( Общая тема - тема бескорыстия)
Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение Марка Лисянского, которое перекликается с содержанием текста, с которым мы работали.
БЕСКОРЫСТИЕ.Какое это счастье поделиться Сокровищами собственной души, Кто жизнью обделен,— воздать сторицей, Друзьям отдать последние гроши.Преподносить любимой незабудки, Слать песни, словно вести в города,И, не теряя ни одной минутки, Спешить туда, где горе и беда.Дороже бескорыстие на свете, Чем золото, и сталь, и серебро...Не жди добра, чтоб на добро ответить, А сам неси во все концы добро.Дарить и отдавать—какое счастье, Жить, ничего от мира не тая,Не думая о том, что соучастьеВ чужой судьбе - обязанность твоя.
Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед близкими и родными.
А дома я предлагаю вам подумать над тем, что такое бескорыстие.
Домашнее задание. Как вы понимаете значение слова БЕСКОРЫСТИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое бескорыстие", взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения, один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из вашего жизненного опыта
Спасибо за урок!