Конспект урока по истории Отечества на тему Крещение Руси при князе Владимире

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯХРОМСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

141840, Московская область, Дмитровский район, г. Яхрома, ул. Кирьянова, д. 8.
Тел./факс (22) 5-24-48, Эл. почта. Schoolint8@mail.ru


Урок истории
«Крещение Руси при князе Владимире».

(реализован в рамках зонального проблемно-тематического семинара «Опыт, проблемы, перспективы сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального обучения»)






Учитель высшей квалификационной категории
Чиченкова Марина Александровна

Яхрома
30.11.2016г.

Тема урока: «Крещение Руси при князе Владимире».
Цель урока: Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 988 г.
Задачи:
Образовательные: дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия христианства.
Коррекционно-развивающие: развивать умение работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительные материалы), отработать самостоятельную работу в тетради, работать над пересказом самостоятельно прочитанного текста.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к людям религиозных убеждений, гуманистическим правилам жизни.

Основные знания: 988 г. – крещение Руси; христианство – вера в Бога Иисуса Христа; заповеди Христа.

Основные термины и понятия: Христианство, крещение, религия, крест, священник, молитва, митрополит, проповедник.

Оборудование и материалы:
- Учебник «История России для 7 класса» Б. П. Пузанова, О. И. Бородиной;
- Карточки с заданиями;
- «Схема управления Русской церковью в X веке»;
- Картина К. Лебедева «Крещение киевлян»;

Тип урока: Комбинированный.

ХОД УРОКА:
1. Организационный момент:
1.1. Приветствие. Доклад дежурного о готовности класса;
Отметка отсутствующих в журнале;
Психологический настрой на урок;
2. Повторение пройденного материала:
2.1. Фронтальный опрос: Игра «Да и нет»:
(Задача учащихся: отвечать «да», или «нет»).
1. В X веке уже существовало государство Киевская Русь? ДА (879 год)
2. Князья Олег и Игорь были родными братьями? НЕТ
3. Верно ли, что дружина помогала князю и русским людям бороться с врагами своей земли? ДА 
4. Верно ли, что главной задачей князя было защитить Русь от нападения врагов? ДА
5. «Матерью русских городов» Олег назвал Киев? ДА
6. Главным человеком в Древней Руси был воевода? НЕТ (князь)
7. Княгиня Ольга за смерть мужа князя Игоря устроила праздничный пир для древлян? НЕТ
Молодцы, вы уже многое знаете о прошлом нашей страны.

2.2. Задание на доске: Кто из князей предупреждал противника: «ИДУ НА ВЫ!» Святослав Рюрик Игорь
(Убрать лишние имена). - Что это означало?

2.3. Работа с раздаточным материалом (дифференцированные карточки)

Задание на карточках.
Задание 1: Вставь пропущенные слова.
Главным человеком в Древней Руси был________. У него в подчинении была___________- это вооруженные люди, которые заставят любого повиноваться князю. С дружиной князь советовался, ходил на ___________, делился добычей.

Задание 2: Определите век:
1799 г. = XVIII в.
144 г. = 789 г. =
1905 г. = 1221 г. =
2000 г. = 588 г. =


3. Актуализация новых знаний:
3.1. Вступительное слово учителя:
- После Святослава на Руси стал княжить его сын Владимир. В народе его звали Владимир Красное Солнышко. При нем Русь стала христианской.
3.2. Сообщение темы урока: «Крещение Руси при князе Владимире».

4. Изучение нового материала:
4.1. Рассказ учителя:
Раньше люди верили, что богов много. Таких людей называли ЯЗЫЧНИКАМИ. Они думали, что одни боги добрые, любят людей, поэтому делают их счастливыми. Например, солнышко: оно грело и освещало землю, значит, это добрый бог.
 Они думали, что в каждом доме живет дух – домовой, который заботится о том, чтобы в доме все было хорошо: были радость, пища, одежда, благополучие. Если люди в этом доме добрые, то он им делает добро, если нет
Шло время люди становились мудрее, многому учились, путешествовали в другие страны, знакомились с другими культурами. 
И когда после смерти Святослава на Руси стал княжить:

Вопрос: - Кто стал княжить на Руси после смерти Святослава? 
Правильно Владимир. Он ввел христианство на Руси.

Словарная работа: Христианство – это вера в одного Бога Иисуса Христа. Христианами становятся люди, которые прошли обряд крещения.

4.2. Запись на доске: 988 г. – Владимир принял христианство на Руси.

Словарная работа: Придумайте предложения со словами:
Крещение, священник, крест, молитва.
(Владимир принял святое крещение в греческом городе Херсонесе.
Священник из Византии приехал в Киев. Священник поднял крест над головой. Христиане громко прочитали молитву.)

4.4. Рассказ учителя по содержанию учебника:
- После принятия христианства в 988 году князь Владимир женился на дочери византийского императора Анне и вместе с ней вернулся в Киев. Велел князь уничтожить всех идолов. Затем по всему городу кинул клич о том, что завтра на реке Днепре все жители Киева будут креститься.

4.5. Работа с иллюстрацией: «Крещение киевлян на Днепре».
Задание: Опишите, что происходит на репродукции картины. (Ответы детей).
- Кого мы видим в центре картины?
- Что является главным символом христианства?
- Что делает греческий священник?
- Кого мы видим в водах реки?
- В водах какой реки принимали святое крещение киевляне

Десять заповедей должны соблюдать люди.

4.6. Беседа по вопросам:
- Какие христианские заповеди вы знаете? (Не будь завистлив, не убий, не укради, не обманывай, не веди распутную жизнь).
- Что вы знаете об Иисусе Христе? (Ответы детей).
- Как вы думаете, что значит любить людей? (Ответы детей).

Физкультминутка. «Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения»:
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.

4.6. Беседа по заповедям:
В заповедях Иисуса Христа говорится «Почитай отца своего и мать свою, тогда продлятся дни твои на земле».
Творя добрые дела, не трубите о них всюду. - Как можно сказать об этом же по-другому?
Следующая заповедь: Люби ближнего своего.
Просящему у тебя – дай.
Прощайте людям ошибки их и грехи.
- Что означают слова этой заповеди? Можете объяснить на примере? Поступайте с людьми так, ка вы хотите, чтобы люди поступали с вами.
4.7. Рассказ учителя о распятии Иисуса Христа.
Долго бесчеловечные воины издевались над невинным Страдальцем. Наконец, они положили Ему на плечи громадный крест и велели нести на Голгофу. Истерзанный и окровавленный Спаситель понёс по гористой дороге крест, на котором должны были Его распять. Едва-едва шёл Он, сгибаясь и падая под тяжестью ноши. Воины не позволяли Ему отдохнуть и, чуть Он останавливался, снова начинали подгонять Его кнутами и палками.
Толпы народа сопровождали Иисуса Христа и громко плакали.
Но вот и Голгофа. Воины поставили крест и начали своё злодеяние. Они сорвали со Христа одежды и Его руки и ноги прибили ко кресту большими острыми гвоздями, для насмешки надели Ему на голову корону из колючего тёрна, а сверху прибили дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». А по правую и левую сторону от креста Господня воины распяли ещё двух разбойников.
Вы знаете, дети, что Христос есть действительно Сын Божий и Царь всего мира. Но евреи не верили этому и смеялись. А первосвященники с книжниками и фарисеями, глядя на униженного и распятого Господа, громко злорадствовали и торжествовали свою победу. Кругом были злоба и месть.
Страшные боли переносил Спаситель, но ни одним словом Он не оскорбил мучителей. Напротив, Он молился за них и говорил:
– Боже, прости им, они не понимают, что делают.
Такие мучения претерпел Сын Божий, чтобы и нас научить кротости и терпению, научить прощать обиды и любить всех людей. И если мы поступаем так, то Христос радуется. Если же мы злы и поступаем дурно, то и Он скорбит и страдает.

4.7. Работа со схемой «Схема управления Русской церковью в X веке».
Запись схемы в тетрадь, объяснение учителя.

Словарная работа: митрополит, проповедник.
4.8. Вопрос для обсуждения:

- Что дало Руси принятие христианства? (Ответы детей).
4.9. Кратко проговорив материал, сделать основные выводы по теме урока:
- С принятием христианства - т.е. веры в одного Бога, исчезли споры, противоречия между людьми. Христианство сделало всех людей равными перед Богом, независимо от того богатые они или бедные. Значит, принятие христианства стало важным событием и принесло стране единство и спокойствие.

5. Первичное закрепление нового материала:
Фронтальный опрос:
- В каком году началось крещение Руси?
- При каком князе началось крещение Руси?
- Что дала Руси христианская вера?
- Кто осуществлял управление Русской Церковью?

6. Подведение итогов урока:
5.1. Комментарии учителя о работе учащихся на уроке, объявление оценок за урок;
5.2. Рефлексия.

7. Домашнее задание:
1. Прочитать рассказ для дополнительного чтения «Первые русские монастыри».
2. Выписать в тетрадь новые слова


Задание 1: Вставь пропущенные слова.

Главным человеком в Древней Руси был________. У него в подчинении была___________- это вооруженные люди, которые заставят любого повиноваться князю. С дружиной князь советовался, ходил на ___________, делился добычей.

Задание 2: Определите век.

1799 г. = XVIII в.
144 г. = 789 г. =
1905 г. = 1221 г. =
2000 г. = 588 г. =


«Крещение Руси при князе Владимире»
1. В каком году было принято христианство?
а) 1054
б) 988
в) 964
2. При каком русском князе приняли христианство?
а) Олег
б) Игорь
в) Владимир
3. Принятие христианства принесло на Русь:
а) единство и примирение
б) раздор
в) не имело значения
4.Что является главным символом христианства?
А) икона
Б) крест
В) церковь
5.Выполнил ли князь Владимир поставленную задачу?
А) Князь Владимир решил задачу по объединению Руси
Б) Князь Владимир не смог объединить Русь.
 

Задание 1: Вставь пропущенные слова.

Главным человеком в Древней Руси был________. У него в подчинении была___________- это вооруженные люди, которые заставят любого повиноваться князю. С дружиной князь советовался, ходил на ___________, делился добычей.
(дружина, войну, князь)

Задание 2: Определите век. Запиши арабскими цифрами.

1799 г. = 18 в.
144 г. = 789 г. =
1905 г. = 1221 г. =
2000 г. = 588 г. =

«Крещение Руси при князе Владимире»
1. В каком году было принято христианство?
а) 1054
б) 988
в) 964
2. При каком русском князе приняли христианство?
а) Олег
б) Игорь
в) Владимир
3. Принятие христианства принесло на Русь:
а) единство и примирение
б) раздор
в) не имело значения
4.Что является главным символом христианства?
А) икона
Б) крест
В) церковь
5.Выполнил ли князь Владимир поставленную задачу?
А) Князь Владимир решил задачу по объединению Руси
Б) Князь Владимир не смог объединить Русь




КРЕЩЕНИЕ
ХРИСТИАНСТВО
КРЕСТ
МОЛИТВА
ПАТРИАРХ
МИТРОПОЛИТ
ПРОПОВЕДНИК
СВЯЩЕННИК
Picture 2Описание: 1539