Урок по химии Основания в свете электролитической теории растворов.


Химия 8 класс.
Тема урока: «Основания, их классификация и свойства».
Цели: Рассмотреть классификацию оснований и свойства растворимых оснований.
Задачи:
Образовательные: 1)Создать условия для усвоения учащимися понятия «основания» с точки зрения электролитической диссоциации, 2) рассмотреть классификацию оснований, 3) рассмотреть правила работы с щелочами, 4) начать знакомство с химическими свойствами оснований.
Развивающие: Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, развивать умения выделять главное, логично излагать мысли и делать выводы, развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности.
Воспитательные: Продолжать работу по формированию научного мировоззрения. Воспитывать умение работать с опасными веществами, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: проблемный, рефлексивный
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, мультимедийный проектор, презентация,учебник, оборудование для опытов (пробирки, химические стаканы с основаниями разных цветов, раствор гидроксида натрия, фенолфталеина, метилового оранжевого, лакмус, азотная кислота, ), таблица растворимости.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада нашей встречи.
МЫ с Вами продолжаем знакомиться с типами электролитов.
Открывайте свои тетради, записывайте число. На доске написаны уравнения реакций, необходимо написать только те реакции, которые осуществимы. Возле каждой реакции стоят буквы, из которых вы составите название соединения кальция.
После выполнения задания ребята оценивают свою работу на полях.
Сегодня мы будем говорить об очень важном классе химических соединений. Чтобы узнать, что это за вещества? Прослушайте загадку.
Из нас не сваришь супа,
Содержим мы гидроксогруппу,
И активного металла
В нашей формуле немало.
Красим лакмус в синий цвет,
Мы опасны, спору нет.
(Основания.) Вы правильно отгадали загадку. Именно об основаниях мы и будем говорить. Что мы уже можем сказать об основаниях, пользуясь информацией стихотворения
А тема нашего урока представлена на слайде: прочтите
«Основания, их классификация и свойства».
2 Определение оснований.
Учитель: Перед вами формулы нескольких оснований: KOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3.
-Что общего между этими веществами? Найдите сходства. (содержат металлы, есть группа – ОН)
-Сформулируйте определение данному классу веществ:
ОСНОВАНИЯ – это сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или несколькими гидроксогруппами.
Ребята, дайте пожалуйста определение основаниям как электролитам.
ОСНОВАНИЯ – это электролиты которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы группы ОН-
Мы сформулировали определение гидроксидов.
3) Классификация оснований.
На слайде написаны основания: Гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид магния, гидроксид меди, гидроксид алюминия.
Задание ребятам. Разделите на группы.
Рассматриваем по каким признакам можно классифицировать эти вещества.
Физические свойства: На столе стаканы с основаниями разных цветов. Какое агрегатное состояние? Цвет. Сравниваем с кислотами.
Что определяет свойства оснований? Гидроксогруппа.
Как ее обнаружить? С помощью индикаторов.
У демонстрационного стола желающий из учеников добавляет индикаторы и все записывают изменение окраски индикатора.
4) Химические свойства оснований.
Основания как класс веществ обладает определенными химическими свойствами.
В начале урока мы прослушали стихотворение в котором говорилось что основания это опасные вещества и при работе с ними нужно соблюдать технику безопасности. Основные правила отражены на слайде. (Вообще все щелочи - это едкие вещества, разъедают кожу, дерево, бумагу. Эти свойства даже отражаются в названиях некоторых щелочей - Гидроксид натрия NaOH - называют «едкий натр», а гидроксид калия КОН – «едкое кали».
Изучая химические свойства, вы составите памятку «Химические свойства оснований»
Ребята слушают сказку и затем предполагают первое химическое свойство оснований растворимых.
Сказка. В одном государстве жили две княжны, которые постоянно ругались между собой и вымещали злость на своих подчиненных индикаторах, которые от страха изменяли свой цвет. Решили люди их примерить. Что нужно сделать?
основания вступают в реакцию с кислотами: (Демонстрация)
NaOH (Ф/Ф) + HCl=NaCl+H2O
Вывод: основания + кислота= соль+ вода
Мы рассмотрел одно ххимическое свойство давайте остальные изучим на следующем уроке.
Рефлексия изученного на уроке материала - дополнение подходящими по смыслу словами в стихах: (слайды 27)
Основания для нас
Очень страшные подчас
Разъедают кожу рук
И их ………. зовут.
Но врага в лицо мы знаем,
Осторожность соблюдаем
И состав знаком нам ваш
Из ……….. и ……….
Коль в воде смог раствориться,
Значит …………. звать тебя
А найти нам вас нам помогут
……………….. цвета.
Если осадок в растворе дают
…………………. кличут их тут.
Получить такой мы можем
Если щелочь с …………. сложим.
У всех оснований среда ………..
С ……….. средой они дружат
играя.
И основание плюс кислота
………….. окажется,значит,
среда.
Полный вариант:
Основания для нас
Очень страшные подчас
Разъедают кожу рук
И их едкими зовут
Но врага в лицо мы знаем,
Осторожность соблюдаем
И состав знаком нам ваш
Из металлов и ОН
Коль в воде смог раствориться,
Значит щелочь звать тебя
А найти нам вас нам помогут
Индикаторов цвета.
Если осадок в растворе дают
Нерастворимыми кличут их
тут.
У всех оснований среда
щелочная
С кислотной средой они
дружат играя.
И основание плюс кислота
Нейтральной окажется,
значит, среда.
Рефлексия
Прием «Что я за птица?»
Учитель: Я вам предлагаю оценить вашу деятельность на уроке. У вас на столе лежит таблица с критериями:
Критерии
3 балла
2 балла
1 балл
Активность
высокая
средняя
низкая
Материал урока
усвоил хорошо
усвоил частично
усвоил слабо
Объяснить тему товарищу
могу сам
могу с подсказкой
затрудняюсь
Вы должны проставить по каждому критерию баллы, затем их прибавить. Учитель поясняет, как соотносятся набранные баллы с видом птицы.
- А теперь узнаем, что же вы за птицы. Если вы набрали:
3 – 5 баллов – вы воробей, собираете знания по зернышку;
6 – 7 баллов – вы соловей, поведайте о своих знаниях другим;
8 – 9 баллов – вы орел, для вас открылись тайны знаний.
А теперь поднимите все руки и поаплодируйте друг другу.
Оцените свою работу на уроке
IV. Домашнее задание «П. 39 упр. 3» Сообщение о применении щелочей.

.