Программа кружковой работы по краеведению Край мой северный подготовительная группа ДОУ


МБОУ "Красноборская средняя школа"
МО "Красноборский муниципальный район" Архангельской области
СП "Детский сад "Улыбка"
СОГЛАСОВАНО:
на педагогическом совете
Протокол №______от__________ УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель СП "Детский сад "Улыбка"
__________________О. А. Заозерская

Программа
"Край мой северный"
образовательной деятельности педагога с детьми
подготовительной группы
срок реализации программы 2016-2017 учебный год
Программа разработана воспитателем
1-ой квалификационной категории
Тороповой Ларисой Николаевной
Красноборск, 2016
Содержание
I. Целевой раздел ...................................................................................................................................3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………3
1.2.Цели и задачи ………………………………………………………………………………………3
1.3. Принципы и механизмы реализации Программы………………………………………………4
1.4. Возрастные особенности детей 5- 7 лет усвоения программного материала………………….4
1.5. Предполагаемые результаты освоения Программы…………………………………………….5
1.6. Срок реализации Программы…………………………………………………………………….5
II. Содержательный раздел ………………………………………………………………....................6
2.1. Содержание образовательной деятельности воспитателя с детьми …………………………...6
2.2.Тематическое планирование………………………………………………………………………6
III.Организационный раздел…………………………………………………………………..............9
3.1. Особенности усвоения программного материала……………………………………………….9
3.2. Организация развивающей предметно - пространственной среды…………………………..10
3.3. Методическое обеспечение программы………………………………………………………...10

I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Северный край мой болотный,
Сердцу родной уголок.
Всё мне знакомо до боли:
Речки, поля и лужок.
Всё мне тут мило и любо,
Этим я с детства живу.
Край мой рябиновый, милый,
Я тебя очень люблю.
Алексей Жгилев
Любовь маленького ребенка дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, селу.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Задача воспитания чувства патриотизма у детей , любви к малой родине традиционно решается в ДОУ, но результаты исследования показывают, что причинами несформированности представлений об истории и культуре родного края являются :
1.Низкий уровень знаний у детей об истории села и своего края, отсутствует познавательный интерес;
2.У  родителей  нет достаточных знаний об истории  родного края . Не все родители имеют возможность посещать культурные мероприятия совместно с детьми, проходящие в селе  из-за высокой занятости.
3.Недостаточно запланировано мероприятий по связи с социумом с участием детей в социально значимых событиях , происходящих в селе.
4.Нет системы в планировании по реализации регионального компонента.
5.Требуется пополнение предметно- развивающей среды по данному разделу программы.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решением данной проблемы является реализация программы: « Край мой северный»
1.2. Цель программы:
Воспитание гражданских чувств, формирование знаний и представлений о своей малой родине у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Обогащать знания старших дошкольников о культуре и традициях своей малой родины .
Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному селу.
Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к культуре и природе родного края.
1.3. Принципы и механизм реализации программы.
Принцип  энциклопедичности, краеведческий (региональный) принцип, принцип интеграции,  культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры, тематический принцип, принцип наглядности.
Механизм реализации программы:
1.Провести диагностику детей в начале и в конце реализации программы.
2. Провести цикл мероприятий по данной теме: непосредственно- образовательная деятельность, экскурсии, праздники, развлечения , выставки ,конкурсы.
3. Активно сотрудничать с социальными партнерами. Согласовать план мероприятий с МКЦ "Дом- усадьба художника А.А. Борисова", Красноборский историко- мемориальный и художественный музей им. С.И. Тупицына, СП "Центр дополнительного образования для детей".
Представления о малой родине успешно интегрируются  практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников).
- в самостоятельную деятельность детей (дидактические  и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций).
1.4. Возрастные особенности детей 5- 7 лет усвоения программного материала
5 - 6 лет 6 - 7 лет
В этом возрасте ребенок знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет навыками рядообразования: младенец - дошкольник-школьник; внучка - дочка-мама-бабушка; младенец-дошкольник-школьник), профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней. Умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; владеют навыками и элементами росписи, имеет представление о северных ремеслах, называет достопримечательные места села, знают и называют  в честь кого  названа  улица, историю возникновения праздника, культурные традиции празднования, использует народный фольклор. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве знаком с  произведениями местных поэтов, художников. Ребенок этого возраста знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет навыками рядообразования: младенец - дошкольник-школьник-подросток- юноша (девушка)-мужчина (женщина)-старик (старуха); правнучка- внучка - дочка-мама-бабушка-прабабушка; младенец-дошкольник-школьник-учащиеся-студент-специалист-пенсионер) знают профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней, умеют составлять и рассказать о безопасном маршруте от дома до детского сада имеют общие представления об истории своего села, символике, традициях родного села, о северных ремеслах и мастерах, знакомы с особенностями северной культуры, традициями, костюмами.
Называют лекарственные растения произрастающие в окрестностях Красноборска; применяют простейшие способы некоторых лекарственных растений для лечения
1.5. Предполагаемые результаты освоения программы
Проживая в селе Красноборске, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации программы дети получат знания о прекрасных местах, об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил наш северный край, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
В результате реализации данной программы планируется:
Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к народным традициям своей малой родины.
Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу, краю.
1.6. Срок реализации программы
сентябрь 2016 год - май 2017 год
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности воспитателя с детьми
Программа по краеведению "Край мой северный" определяет содержание и организацию образовательной деятельности воспитателя и детей в подготовительной к школе группе детского сада.  Она направлена на обогащение знаний дошкольников о культуре и традициях своей малой родины. Способствует развитию чувства гордости и бережного отношения к родному селу.
      Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
2.2. Тематическое планирование
дата форма работы, тема содержание работы Итоговое мероприятие
октябрь НОД "Красноборье- сторонка родная" Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны.
Оформление альбома по достопримечательностям села
Д/и "Вот моя улица, вот мой дом родной"
Создание макета
( от дома к школе)
ноябрь
( 1-ая
неделя) "День народного единства"
Я люблю тебя, Россия!
Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию.
Познакомить детей с российской символикой: гербом, флагом, гимном.
Развивать интерес к историческому прошлому России.
Викторина для родителей "Родной свой край люби и знай"
Выставка детского творчества "Люблю березку русскую!"
ноябрь
( 3-ая
неделя) Северные народные промыслы
Познакомить с северными народными промыслами.
Прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которого делали мастера различные изделия.
Воспитывать добрые нежные чувства к северному народному творчеству, интерес к искусству родного края, любви и бережного отношения к произведениям искусства.
Выставка детского творчества "Северные узоры"
декабрь Здравствуй, зимушка-зима!
Обобщить представления детей о северной зиме, закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев, сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом.
Развивать интерес к миру природы, животного мира Севера.
Выставка детского творчества "В стране вечных льдов"
Альбом "Животные Севера"
январь Зимние забавы. Рождество
Продолжать знакомить с природой Арктики и
Антарктики. Формировать представления об особенностях зимы в разных широтах и в разных полушариях Земли.
Приобщать детей к национальным ценностям и традициям празднования Нового года и Рождества в России;
Познакомить детей с особенностями празднования Рождества на Севере. Игровая программа "Рождественская вечерка"
Выставка детского творчества
" Рождественская звезда"
февраль
( 1-ая неделя) Я и моя семья Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитывать желание заботиться о близких.
Развивать чувство гордости за свою семью Выставка детских работ «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»
февраль
( 2-ая неделя) Наш быт.
(посуда)
Расширение представлений детей об  особенностях предметов материальной культуры которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду уточнить представления детей о мире предметов. Познакомить с предметами домашней утвари и ее предназначением, бытовавшими на Севере.
Коллективная композиция «Украшение посуды»
март
( 1-ая неделя) Весна -красна Формировать у детей обобщенные представления о весне, приспособленности растений и
животных к изменениям в природе.
Расширять знания о характерных признаках
весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными
видами труда; о весенних изменениях в природе Игровая программа "Народные игры"
март
( 4-ая неделя) Народная культура
и традиции
Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Выставка детского творчества
апрель Неделя детской книги
Северные сказочники
Повысить знания детей о культурном наследии Архангельской области через изучение творчества С.Г. Писахова, Б. Шергина Выставка рисунков "Сказки Белого моря"
май День победы Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Экскурсия к памятнику Победы, возложение цветов.
Приложение № 1 Программа "Музей - детскому саду; Приложение №2 Программа "Путешествие в страну Снежной королевы" ( МКЦ "Дом- усадьба художника А.А. Борисова") Приложение №3 Программа декоративно- прикладного творчества, северодвинские росписи ( специалист ЦДО, Косянчук Н.Г.). Приложение №4 Программа "Работа с берестой", автор Н.И. Алсуфьева - специалист Красноборского историко - мемориального и художественного музея.
III.Организационный раздел
3.1.Особенности усвоения программного материала
Педагогические условия. Содержание программы дошкольного учреждения «Край мой северный»  реализуют педагогические кадры: воспитатель подготовительной группы совместно со специалистами: МКЦ "Дом- усадьба художника А.А. Борисова", "Красноборский историко- мемориальный и художественный музей им. С.И. Тупицына, СП "Центр дополнительного образования для детей".
Расписание занятий
1. "Плетение из бересты" ,"Красноборский историко- мемориальный и художественный музей им. С.И. Тупицына ( руководитель Захарова Н.И.)
каждый четверг с 16.00. до 17.00.
2. "Роспись по дереву"; "Декоративно- прикладное творчество" - СП "Центр дополнительного образования для детей" ( руководитель Косенчук Н.Г.)
каждая пятница с 16.00. до 17.00.
3. Занятия по программе: "Путешествие в страну Снежной королевы" (МКЦ "Дом- усадьба художника А.А. Борисова") - 2 раза в месяц, в первую половину дня.
Экскурсионная работа проводится по отдельному плану.
Организационные  условия.
Организация образовательной деятельности дошкольного учреждения по реализации программного материала строится с учетом ряда особенностей: национально-культурных, демографических, климатических условий.
Одним из важнейших принципов реализации программы является учет национально-культурных, климатических и других особенностей нашего района.
Красноборский район находится на юго-востоке Архангельской области в пойме Северной Двины и ее притоков: Уфтюги, Евды, Ляблы. Климат района оказывает существенное влияние на все компоненты природы, на жизнь и деятельность человека. Температура воздуха зависит от солнечной радиации и циркуляции атмосферы — самый холодный месяц — январь, самый теплый — июль. Богатство лесных ресурсов определило структуру хозяйствования и его специализацию — район является сырьевой составляющей области. Ведущей отраслью является лесная промышленность, в структуре которой преобладает лесозаготовка. Сохранились рыболовные и охотничьи промыслы.
Красноборье — самобытный край, сохранивший свое историко-культурное наследие в памятниках архитектуры, запасниках музеев, религиозных святынях, традиционной народной культуре.
Освоение программным материалом осуществляется по принципу концентричности, в ходе которого происходит расширение содержания по принципу от простого к сложному.
Основу организации образовательного процесса ДОУ составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой и экскурсионной деятельностью.
3.1. Организация развивающей предметно - пространственной среды
Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.
Организация условий  для самостоятельной деятельности  детей по их выбору занимает особое место в педагогической процессе. Наличие соответствующей культурно-образовательной макро- и микросреды является непременным условием организации краеведческой работы. Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе микросреды - уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать рисовать, рассматривать книги и иллюстрации,  играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.
«Нравственно-патриотический центр» - помещена  государственная символика России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Красноборского района. В уголок родного края входит  художественная литература по краеведению.
3.2. Методическое обеспечение программы 
1. «От рождения до школы. примерная общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС ДО» под ред.  Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М.Мозаика-Синтез, 2015.       2. Буре Р.С., «Социально-нравственное воспитание дошкольников (3 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2015.
3.Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4 – 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2014
4. Веракса . Н.Е., А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», М. Мозаика-синтез, 2014
  5. Н.Е. Веракса, Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4 – 7 лет)»,  М. Мозаика-синтез, 2014
   6. Е.Е. Крашенинников, О.Л.Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников (5 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2014
   7.   Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013
   8.    О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013
   9.    Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013
   10.    Т.С.Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников», М. Мозаика-синтез, 2013
   11.    Т.С.Комарова, М.Б. Зацепина «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада», М. Мозаика-синтез, 2013
   12.     Л.В.Куцакова «Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013
   13.     И.А.Лыкова «Цветные ладошки. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа», М.: «Карапуз», 2009
   14.     М.М.Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3 – 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2013
   15.    Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 - 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2013.
16.«Моя родина – Россия» К.Ю.Белая, М.А.Злобина
17.«Традиции русского фолклора» под ред. В.П.Аникина.издательство 1986 г.
18.«Воспитание ребёнка в русских традициях» Л.В.Соколова.
19. Гордость и боль: Тематический сборник/ кол. авторов.: Л.В. Белорукова, Л.И. Богданова, Н.Б. Бурова и др.; МУ "Межпоселенческая билиотека Краснобрского района", - Коряжма, 2011. - 251.
20. Земля Красноборская: страницы истории и культуры. - Архангельск: Архангельский филиал Географического общества СССР, 1991 - 108.
21. Памятники архангельского Севера: Сборник/ Сост. А.А. Куратов - Архангельск: Сев - Зап. книжное издательство, 1991 - 286.
22.Народная роспись Северной Двины, автор- составитель О.В. Круглова, М.: Издательство "Изобразительное искусство", 1987
(Демонстрационный материал)
1.«Детям о народном искусстве» А.А.Грибовская.
2. «Дошкольникам об искусстве» Т.Н.Доронова.
3. «Русский традиционный костюм» (Дид.Материал + игра лото)
4.«Наша родина» (настольно-печатная игра)