Математическая развлекательно-познавательная игра Клуб Веселых Математиков

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
г. Ульяновска «Средняя школа № 76»






Математическая развлекательно-познавательная игра
Клуб Веселых Математиков
(внеклассное мероприятие по математике)
для 8-х классов









Учитель математики
МБОУ «СШ № 76»
Назёмнова Л.И.

2015 - 2016 учебный год.

Задачи мероприятия:
формирование устойчивого интереса у учащихся к изучению предмета математики;
создание условий для практического применения приобретенных знаний, умений и навыков по математике;
расширение границ познания учащихся по истории математики и о математиках;
помощь в организации разумного досуга ;
развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, упрочение контактов среди учащихся школы по вертикали (среднего и старшего звеньев обучения) на основе доброжелательных отношений, взаимовыручки и взаимопонимания.
Участники мероприятия:
2 ведущих игры из числа учащихся старших классов одеты в торжественно – праздничную одежду.
2 наблюдателя из старшеклассников в праздничной одежде.
5 членов жюри из старшеклассников и приглашенных учителей одеты в магистерские головные уборы.
2 команды игроков 8 классов. У каждого игрока на голове опознавательные знаки с эмблемой команды. У капитана - буква “К”.
Болельщики – одноклассники участников игры и их родители.
Оформление зала.
Портреты математиков Н.И.Лобачевского, Пифагора, М.В.Ломоносова, Софьи Ковалевской и Карла Гаусса с их высказываниями о математике:
“Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. “М.В.Ломоносов
“Математика – это язык, на котором говорят все точные науки”. Н.И.Лобачевский
“Из всех языков мира самый лучший – это искусственный весьма сжатый язык математики”. Н.И.Лобачевский
“Математика – царица всех наук, арифметика – царица математики”. Карл Гаусс
“В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии”. Н.Е.Жуковский
Математические стенгазеты, плакаты, ребусы.

На передней стене большими буквами написано « Клуб веселых математиков ».

Карточки с заданиями.

Презентация о ученых – математиках.
Оборудование.
2 стола для команд. У каждого стола стоят стулья по количеству участников.
Скамейки для болельщиков.
Стол для жюри с 5-ю стульями.
Стол для ведущих с компьютерным оборудованием, проектором и призами.
Магнитофон.
6 переносных досок.
У каждой команды на столе 6 ручек, мел и тряпка, конверты с изображением эмблемы команды и названием конкурсов (в него вложены задания).
На столе для жюри лежат: цветной мел, 5 бланков протокола игры.
12 медалей “Победителю КВМ”.
Грамота для награждения.
4 медали “Самый активный болельщик”.
4 медали “Самый активный участник”.
Задачи каждой группы участников в период подготовки и проведения мероприятия.
Ведущие:
- координировать этапы проведения шоу;
- мобильно реагировать на неувязки или какие – либо заминки в ходе проведения вечера - действовать по обстановке;
- заполнять непредвиденные паузы короткими историями о математиках или шутками и анекдотами на математическую тему;
- вести игру свободно и непринуждённо.
Игроки команд:
- каждому игроку команды склеить из бумаги обруч на голову и прикрепить к нему цветную эмблему в соответствии с названием  команды ;
- у капитана команды на эмблеме записана буква “К”;
- каждому игроку нужно принимать активное участие во всех проводимых конкурсах, т.к. среди игроков в каждой команде в ходе игры члены жюри выбирают самого активного и представляют его к награждению.
Болельщики:
- среди болельщиков в каждой команде члены жюри выбирают самого активного  и представляют к награждению.
Члены жюри:
- после каждого подведения итогов конкурсов записывают счёт на листах и в табло соответствующей команды;
- во время проведения игры ведут учёт активности каждого члена команд и болельщика и фиксируют свои наблюдения в подготовленные заранее бланки протоколов;
- по предложению ведущих обстоятельно комментируют критерии и принципы выставления оценок;
- осуществляют награждение команды – победителя, наиболее активных участников и  болельщиков.
Наблюдатели:
- помогают ведущим в проведении конкурсов среди команд и болельщиков;
- следят за выполнением условий конкурса его участниками;
- осуществляют связь между членами команд и членами жюри.
План проведения.
Представление команд и членов жюри.
Первый конкурс “Разминка”.
Второй конкурс - “Конкурс капитанов”.
Третий конкурс “Музыкальный аукцион”.
Четвёртый конкурс “Всезнаек”.
Стихотворение о контрольной работе.
Пятый конкурс «Великие умы».
Шестой конкурс «Домашнее задание».
Седьмой конкурс «Эрудитов».
Восьмой конкурс «Спортивный».
Подведение итогов и вручение призов.

Сценарий проведения.
Звучит музыка, входят команды, на середину зала выходят ведущие.(На экране появляется слайд).
1 Ведущий
В обычный день, в урочный час
На КВМ зовут всех нас
Ведь знает каждый школьник
Как важен треугольник.
Ты с математикой дружи,
Задачи трудные реши,
А гости и жюри вам не помеха,
Добьетесь вы успеха.
2 Ведущий
Представляем участников сегодняшней игры.
( Команды говорят свое название, девиз, вешают около табло результатов эмблему).
А, кто же будет судить? Позвольте представить жюри нашего конкурса.

(Команды приветствуют зрителей, жюри, противников.)
1 Ведущий
Войдя в науки строгий дом
Мы конкурс с вами проведем
Мы начинаем турнир – раз!
Слушайте наши слова – два!
Все, что покажем смотри – три!
Мы как и все не стоим в стороне!
Учеба и труд – на благо стране!
Эрудицию в массы несем,
Вместе и дружно сыграем, споем!
2 Ведущий Для достижения лучших результатов в игре – нужно размяться, и я объявляю первый Конкурс «Разминка» (На экране появляется слайд).

Каждой команде будут предложены 10 вопросов, для нахождения верного ответа у вас есть 30 секунд – верный ответ приносит команде 1 балл:

1 Ведущий (читает вопросы и через 30 секунд выслушав ответ команды, либо соглашается с ним, либо говорит верный).

1 команда
2 команда

Два числа отличающиеся друг от друга только знаками? (Противоположные)
Равенство двух отношений? (Пропорция)
Две прямые образующие при пересечении прямые углы? (Перпендикулярные)
Сечение шара плоскостью? (Круг)
Треугольник с прямым углом? (Прямоугольный)
Предположения не требующие доказательств? (Аксиома)
Слово “геометрия в переводе на русский язык? (Землемерия)
Нулевая степень числа? (Единица)
График обратной пропорциональности? (Гипербола)
Независимая переменная? (Аргумент)
Два числа, произведение которых равно 1? (Обратные)
Сумма противоположных чисел? (Ноль)
Две прямые на плоскости не имеющие общих точек? (Параллельные)
Удвоенный радиус? (Диаметр)
Какую часть числа составляют 25%? (Четвертую)
Отрезок, соединяющий две точки окружности? (Хорда)
Произведение одинаковых множителей? (Степень)
График прямой пропорциональности? (Прямая)
Название функции: y = kx + b? (Линейная)
Равенство, выражающее зависимость между величинами? (Формула)

2Ведущий
Наше компетентное жюри оценивает результаты каждого конкурса и вносит их в табло. (Жюри объявляет итог 1 конкурса).

1 Ведущий Вы все талантливы, умны , но есть средь вас достойнейшие – это капитаны. Мы объявляем 2 конкурс «Капитанов» (На экране появляется слайд).

(Капитаны выходят к закрытым доскам и получают задания)
Название каких литературных произведений начинается с чисел 3, 20, 80000, 12? Кто меньше назовет произведений, тот проиграл.
2Ведущий
Пока капитаны трудятся, мы тоже без дел не будем сидеть, и я объявляю «Музыкальный аукцион» (На экране появляется слайд).

Каждая команда должна спеть строчку или две из известной песни, содержащую число. Побеждает та команда, которая позже выйдет из конкурса, она заработает 3 очка.
1 Ведущий Теперь давайте проверим работу капитанов. (Ребята открывают доски и сверяют свои ответы, одинаковые не учитываются. Зарабатывает 2 балла тот, у кого больше останется записанных ответов)
2Ведущий Просим жюри огласить результаты прошедших конкурсов.
2Ведущий Сейчас вам придется собрать свои силы, я объявляю следующий конкурс - Конкурс «Всезнаек». (На экране появляется слайд).
Командам внутри нужно разделиться на три группы, и каждая из них выполняет свое задание.
Вместо многоточия подставить число прописью, что бы получилось слово. Например - лик (ли сто к)

1. пол
2. ирия
3. я
4. сж
5. пилет
6. лб
7. г
Вместо многоточия подставить число прописью, что бы получилось слово. Например - лик (ли сто к)

1. ра
2. а
3. прор
4. вина
5. те
6. сжка
7. свик

Исправь ошибку, переставив одну спичку. 1. VI - IV = IX
2. X + X = I
3. VII - III = IX
4. III - II = IV
5. XV - VII = XXI
Исправь ошибку, переставив одну спичку. 1. IV - V = I
2. VI - VI = XI
3. XII + IX = II
4. VII - III = VI
5. XI - X = XX

Расставьте математические знаки и скобки, чтобы получилось верное равенство.
12345 = 1
12345678 = 1
Расставьте математические знаки и скобки, чтобы получилось верное равенство
123456 = 1
1234567 = 1


1 Ведущий Пока ребята трудятся, мы имеем возможность услышать выступление лучшего артиста нашей школы. Встречайте
2Ведущий Просим представителей команд показать полученные ответы.
2Ведущий Просим жюри огласить результаты прошедшего конкурса.
1 Ведущий Следующий конкурс « Великие умы» (На экране появляется слайд).

Командам по очереди будет предложена информация, по которой они должны догадаться о ком из ученых идет речь.
1. У этого крупнейшего математика XIX века рано появились математические дарования. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он заметил ошибку в расчетах отца. В семь лет пошел в школу. В то время в одной комнате занимались ученики разных классов. Чтобы занять первоклассников учитель предложил им сложить все числа от 1 до 100 включительно. Не успев отойти от них, он увидел как маленький мальчик положил свою грифельную доску с записанным числом 5050 и никаких вычислений. С сожалением учитель посмотрел на ученика: было ясно, что за такой короткий срок он не смог бы сделать 99 сложений. Велико было удивление учителя, когда он убедился в правильности полученного ответа и способа его получения. Назовите имя будущего великого математика.
(Немецкий математик XIX века Карл Гаусс – “король математики”)(На экране появляется слайд).
2. Кто открыл формулу Герона для вычисления площади треугольника . Именно о нем были сложены следующие строки
Он был задумчив и спокоен Загадкой круга увлечен Над ним невежественный воин Взмахнул разбойничьим мечом.
О ком идет речь?
(об Архимеде) (На экране появляется слайд).

3. Скоро порохом вспыхнет рассветная тишь Ты на четкий чертеж непрерывно глядишь После встал, потянулся устало Вечность тайну тебе прошептала И душой изумленной увидел ты то, Что доселе не знал и не видел никто. Параллели стрелою направлены ввысь Параллели пронзают межзвездные дали Параллели – ты чуешь? Стремятся сойтись Только сразу такое постигнешь едва ли!
О ком говорится в этом отрывке
(о Лобачевском) (На экране появляется слайд).
4. “Принцесса науки” - такое название присвоила ей стокгольмская газета (Софья Васильевна Ковалевская).
5. Городу Нижний Новгород выпала честь быть родиной Н.А. Некрасова, И.П. Кулибина – выдающегося русского механика, первым в мире применившего графитовую смазку механизмов, Н.А. Лобачевского, а также выдающегося математика, автора 170 работ, которого прозвали “Русским Архимедом. О ком идет речь?
(Владимир Андреевич Стеклов) (На экране появляется слайд).
6.Математический гений нашего времени, великий гражданин своей Родины. Автор учебников по математике.
(Николай Андреевич Колмогоров) (На экране появляется слайд).
2Ведущий Команды приближаются к финалу
Конкурс «Домашнее задание» (На экране появляется слайд).

Каждая команда приготовила ребусы. Команды соперники разгадывают их.
2Ведущий Приготовили ребусы и для вас, дорогие зрители. У вас есть возможность заработать и подарить дополнительный балл понравившейся команде. (На экране появляется слайд).


( В это время показываю ребусы).
2Ведущий Просим жюри огласить результаты прошедшего конкурса.
1Ведущий Нас ждет последний конкурс. Для этого команде нужно разделиться на 2 группы так, чтобы в 1 было 4 человека. Большей группе предстоит показать свою эрудированность и разгадать шарады в Конкурсе «Эрудитов».

Реши и отгадай шарады.
1.Что кружится, что ложится И на землю, и на крышу. И о чём поэт зимою По ночам поэмы пишет? Это первое словечко. А второе просто “на”. Ну, а третье? Угадайте. Что бежит по проводам? Напиши, что получилось. И прочти наоборот. Не запутайтесь, читая Слово задом наперёд.
2.Одна из известных собачьих пород Начало у слова составит. Без слога второго глагол у лентяя Совсем с языка не слетает. Достаточно есть единиц площадей: Слог третий – одна из них. На “- ные” кончается наше слово Закончу и я свой стих.
3.У меня равны диагонали- Хочу сказать я вам. Хотя меня не называли. И хоть я не зовусь квадратом. Мне он приходится родным братом.
Реши и отгадай шарады.
1.Из чисел вы мой первый слог возьмите. Второй из слова “гордецы”. А третьим - лошадей вы погоните. Четвёртым – будет блеянье овцы. Мой пятый слог такой же, как и первый. Последней буквой в алфавите является шестой. А если отгадаешь ты всё верно, То в математике раздел получишь ты такой.
2.Привычное слово кудлатой наседки Поставьте на первое место. На месте втором, посмотрите–ка, нота, Важна для любого оркестра. На третьем – одна одинокая буква- Пятнадцатая в алфавите. Один из волос на мордашке котёнка - На месте четвёртом. Прочтите.
3.Мои хотя и не равны диагонали, По значимости всем я уступлю едва ли. Ведь под прямым углом они пересекаются И каждый угол делят пополам, “Я важная фигура”,- скажу всем вам.







1Ведущий С остальными мы проведем «Спортивный конкурс» (На экране появляется слайд).

4 представителя от команды выбирают листы с числами от 2 до 5, и на скакалке делают 10 прыжков, при этом произнося вслух числа кратные полученному. Например, игрок получил число 3 – он называет 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30. (ведущий показывает). Жюри нужно будет внимательно следить за игроками и за верное выполнение добавляет команде 2 балла.
2ВедущийТеперь давайте проверим как ребята справились с шарадами. (На экране появляется слайд).
2Ведущий Просим жюри огласить результаты прошедшего конкурса и подвести итоги игры.
Команды награждаются призами и грамотой.
1 Ведущий
Вот окончилось наше состязание.
Интересно Вам было, иль нет?
Напишите нам на прощанье
Свои впечатления и пожеланья.

(Ребята и гости пишут свои впечатления, пожеланья. 1ведущий собирает записи.)

2 Ведущий
Да! Математику нам нужно знать!
Ведь без нее мы кто? Природы дети!
А с ней творцы, создатели чудес!
Она в познании, будто, солнце светит,
А без нее познание тяжкий крест!
Так пусть мир чисел, формул, теорем,
гипотез, лемм и аксиом прекрасных,
нам другом будет, без исключения всем!
Чтоб все в природе стало ясным и понятным!

До свидание! Спасибо за игру. (На экране появляется слайд, звучит музыка).










13PAGE 15


13PAGE 141715




 0Рисунок 6 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Заголовок 1 Заголовок 315