Развлекательно-познавательная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского (юношеского) технического творчества»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан


















Развлекательно – познавательная игра
« Ждут нас быстрые ракеты»

Методическая разработка




Автор: Романова И.Н.
педагог дополнительного образования










2010г.
Аннотация



Методическая разработка апробирована автором, предназначена педагогам дополнительного образования технических объединений УДОД для организации массовых мероприятий, воспитателям групп продленного дня.
Данная разработка основана на педагогическом опыте педагогов начального технического моделирования Центра детского (юношеского) технического творчества. В ней представлены методические и практические рекомендации по организации мероприятия «Ждут нас быстрые ракеты» для детей младшего школьного возраста, содержатся технологические карты для изготовления модели ракеты.




Пояснительная записка
Решая задачу создания единого образовательного пространства, Центр детского (юношеского) технического творчества организует дополнительное образование учащихся в области технического творчества, является единственным учреждением дополнительного образования технической направленности в городе, обеспечивает занятость ребят по многим видам технического творчества.
С целью популяризации детского технического творчества традиционно педагогами Центра организуется и проводится на базе прилегающей школы развлекательно – познавательная игра «Ждут нас быстрые ракеты», в основе которой лежит принцип соревновательности.
Важная роль отводится подготовительному периоду мероприятия. Для успешного проведения игры требуется заинтересованность воспитанников общим делом и укомплектованность команд. На начальном этапе подготовки необходимо изготовить с детьми объемные модели ракет, используя технологическую карту. Такая работа полезна еще и тем, что в процессе изготовления модели обучающиеся достаточно уверенно переходят от конкретного мышления к абстрактному и наоборот, а это способствует формированию у них образного технического мышления. Самые простые объемные модели, которые с удовольствием делают обучающиеся первого года обучения, уже имеют элементы геометрических тел. Например, модель летающей ракеты.
В процессе подготовки к игре происходит корректировка взаимоотношений в совместной деятельности, изменение позиции личности в коллективе, повышается активность, самостоятельность и творчество ребят, если их удалось увлечь и вызвать интерес к делу. Подобная деятельность создает условия для развития интеллектуальной активности и инициативы обучающихся, их профессионального самоопределения, становление сферы предметного общения внутри детского коллектива.
Актуальность данной методической разработки заключается в представлении варианта организации массовой работы среди школьников с целью популяризации и развития технического творчества.
Новизну составляет комплексность мероприятия, которое включает три этапа и три вида деятельности обучающихся: творческую работу по изготовлению модели, тренировку, когда дети получают возможность увидеть в действии, испытать изготовленную своими руками модель, и собственно соревнование.
Практическая значимость данной разработки состоит в возможности широкого применения в технических объединениях УДОД и в группах продленного дня образовательных учреждениях.
Сценарий развлекательно – познавательной игры
« Ждут нас быстрые ракеты»

Цель: привить интерес к технике и техническому творчеству.

Задачи:
познакомить с историей ракетостроения;
научить применять полученные знания на практике;
развить смекалку детей, техническую любознательность, изобретательность и интерес к творческой деятельности.

Организация творческой деятельности обучающихся
Участники конкурса: учащиеся 7 – 10 лет.

Оборудование и реквизит: катапульты, метр, кегли, воздушные шары, стулья для участников, стол , свисток, музыкальный центр, удлинитель, мел для разметки.

Условия игры: В игре участвуют четыре команды по семь человек в каждой.
В команды могут входить ребята, занимающиеся в объединениях начального технического моделирования учреждения. Ребята на занятиях готовят в течение 2-х недель модели ракет, катапульты.
Оцениваются вопросы и задания по определенной системе ( см. протокол ), вопросы командам задаются поочередно
От команд требуется:
подготовить приветствие;
придумать название и девиз;
изготовить модели ракет;
изготовить катапульты.
Порядок определения результатов и награждение победителей

Оценивает ответы и практические задания жюри из трех человек, состоящее из педагогов авиамодельного объединения, начального технического моделирования и школ.
Жюри по предложенным конкурсам оценивает знания, умения, творческий подход к выполнению заданий. По окончании конкурса команда, набравшая наибольшее количество баллов становится победителем. Призы вручаются командам и зрителям, набравшим наибольшее количество баллов в процессе конкурса.

Методические рекомендации.

Согласно положению и сценарию конкурса необходимо учитывать свои возможности и пути реализации предложенного.
Желательно по сценарию подобрать музыкальное сопровождение игры, создающего благоприятную эмоциональную атмосферу.
В процессе подготовки важна атмосфера заинтересованности, увлеченности общим делом.
Если мероприятие проводится в учреждении дополнительного образования или в школе необходимо скомплектовать команды. Команды могут быть сборные. Необходимо поставить перед участниками конкурса задачи, которые им предстоит решать. Корректировать и координировать процесс подготовки команд.
Подобрать помощников для осуществления музыкального сопровождения, смены реквизита и оборудования.
Подобрать жюри в количестве трех человек из числа педагогов.
Продумать оформление помещения, в котором будет проводиться мероприятие. Оформление спортзала, размещение жюри, команд, вспомогательного оборудования, реквизита.
Зрителям- болельщикам необходимо заранее подготовить плакаты.
Согласно смете приобретаются призы, которые вручаются в конце конкурса командам и поощрительные сувениры зрителям, набравшим наибольшее количество баллов.
Пришедших ребят из классов рассадить в спортзале по правой и левой сторонам.
Обратить внимание на построение детей в спортивном зале при запуске ракет. Надо построить их друг за другом по четыре команды. Производить запуск ракет одновременно по свистку.
Перед началом соревнований с детьми провести инструктаж по технике безопасности.
Сценарный план:

Представление команд ведущему.
Приветствие команд.
Обращение команды к болельщикам.
Знакомство с первой игрой – соревнованием на дальность полета.
Знакомство со второй игрой «Шар – проводник»
Знакомство с третьей игрой « Армейская змейка»
Конкурсы для зрителей команд «Какие летательные аппараты вы знаете?»

Ход игры:

Ведущий:
Дорогие ребята и уважаемые педагоги! Приветствуем вас сегодня на нашей развлекательно- познавательной игре «Ждут нас быстрые ракеты».
Сегодняшние мальчишки – будущие мужчины, защитники Отечества, опора в жизни женщин, детей, стариков. Очень хочется, чтобы вы выросли умными, благородными, честными и грамотными мужественными людьми. А этому надо учиться. Сегодня нашим мальчишкам предоставляется выдержать испытания и возможность показать свои мужские качества, такие как смекалку, ловкость, физическую подготовку, воспитанность. В последнее время в армии служат не только мужчины, но и женщины. Поэтому на нашу игру можно пригласить и девочек.
Вы согласны?
Итак, начинаем нашу игру. В этой игре участвуют 4 команды из двух школ.
Познакомимся с этими командами. Идет знакомство с командами. Команды приветствуют друг друга.
Ведущий: Оценивать выступления участников команд будет жюри в составе
(Представление членов жюри)
Ведущий: Я думаю, что все команды связывает общий девиз: «Любой летный маршрут открыт для тех, кто любит труд».
На занятиях ребята мы с вами изготовили ракеты. Настал момент, когда их необходимо испытать. «Чья же ракета улетит дальше?»
Ведущий: Первый конкурс - «Ракеты готовим к взлету» Каждая команда строится по семь человек в четыре ряда. Запуск ракет производить по свистку. Жюри подсчитывает результаты и заносит данные показатели четырех команд в карточки. Идет испытание на дальность полета.
Ведущий: Второй конкурс – « Шар – проводник».
Будущие защитники Отечества должны иметь хорошую физическую подготовку, быть сильными, крепкими и выносливыми. Приглашаются по одному представителю от каждой команды
Задание: Игроки выстраиваются на линии старта, держа в руках надутые шары. Все игроки по сигналу ведущего бросают их и переходят на место, где он упал. Цель игроков добраться до финиша, но поскольку шары могут лететь в любую сторону, сделать это не просто. Играем до трех раз, жюри подсчитывает.
Ведущий: Третий конкурс – « Армейская змейка»
Задание: Участники команд приседают, кладут руки на плечи друг другу и проходят между кеглями. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок преодолеет свой маршрут по змейке. Жюри подводит итоги конкурсных состязаний.
Ведущий: Конкурс для зрителей команд - « Какие летательные аппараты вы знаете?»
Команды зрителей отвечают по очереди. Каждый ответ оценивается в 1 балл.
Ответы: Воздушный шар, воздушный змей, дирижабль, дельтоплан, параплан, планер, самолет, вертолет, ракета, автожир, беспилотный летательный аппарат, винтокрыл.
Ведущий: Загадки на летную тему.
Как можно назвать летчика? (пилот)
Механическая стрекоза? (вертолет)
Как называется руль в самолете? (штурвал)
Средство для спасения летчика? (парашют)

Ведущий:
Дорогие ребята и уважаемые педагоги!
Благодарим вас за хорошую подготовку, за чудесные полеты. Приходите к нам заниматься в объединения, а особенно в авиамодельное объединение, где вы научитесь по настоящему изготавливать и управлять самолетами, планерами. До новых встреч.




Список рекомендуемой литературы

1. Творчество педагога в системе дополнительного образования детей.
Выпуск 3. Техническое творчество.- г. Н.Новгород. Издательство ООО «Педагогические технологии», 2005. – 120с.
2.Г. И. Перевертень. Техническое творчество в начальных классах. М.:
«Просвещение», 1988.160с.
3. С.А. Левина, Ю.Н. Суслов, Э.Г. Белоусова Детский творческий центр: Организация методической работы. Издательство « Учитель», 2007. 128с.
4. З.А. Каргина. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. М.: Школьная Пресса, 2007. 96с.







Приложение 1

«Почему летает ракета?»
При изготовлении модели ракеты педагог может применить метод проблемного обучения, предложив обучающимся ответить на вопрос: что же такое ракета, ее принцип работы, и что заставляет ракету двигаться?
Такая работа учит воспитанников анализировать любое устройство, приучает их к мысли, что всякую конструкцию можно упростить, изменить, сделать лучше.
Какая же сила поднимает ракету? Эта сила называется реактивной. В настоящей ракете реактивный двигатель устроен очень просто. В нем есть специальная камера, в которой сгорает топливо. При сгорании оно превращается в раскаленный газ. А из этой камеры есть только один выход – сопло, его направляют назад, в сторону, противоположную движению. Раскаленному газу тесно в маленькой камере, и он с огромной скоростью вырывается через сопло. Стремясь поскорее выбраться наружу, он со страшной силой отталкивается от ракеты. А поскольку ракету ничто не держит, то она и летит туда, куда ее толкает газ: вперед. Есть ли вокруг воздух, нет ли воздуха – для полета совсем не важно. То, что ее поднимает, создает она сама. Но факт остается фактом: для того, чтобы двигаться вперед, нужно от чего - то отталкиваться.
Решив эти вопросы, делаем вывод о том, что наша модель будет отталкиваться в противоположную сторону от натяжения резины в катапульте.
Для того, чтобы уменьшить воздушное сопротивление, форму ракеты делают гладкой и обтекаемой.
Приложение 2

Протокол
игровой программы « Ждут нас быстрые ракеты»

Конкурсы
1 команда
2 команда
3 команда
4 команда
Макс.
балл


Название команд








Конкурс1
«Название команд»




5

Конкурс 2
«Ракеты готовим к взлету»




10

Конкурс 3
«Шар – проводник»




5

Конкурс 4
«Армейская змейка»




5

Конкурс для болельщиков команд «Какие летательные аппараты вы знаете?»




1

Конкурс загадок на летную тему




1

Общее количество баллов






Место







Члены жюри:








Приложение 3
Технологические требования к ракете и катапульте, и практические рекомендации для самостоятельного конструирования
К конструкции ракеты предъявляются следующие основные требования:
Ракета должна быть достаточно прочной и жесткой.
Корпус – боковую поверхность цилиндра выполняют путем скручивания и склеивания из тонкого картона в трубочку
На верхнюю часть цилиндра наклеивают конус, который получают из четвертой части круга
На нижнюю часть корпуса ракеты устанавливают стабилизаторы, которые нужны для направленности полета. Форма стабилизаторов может быть самой разной. Бумагу, из которой изготавливают стабилизатор, складывают вдвое, клапаны отгибают в разные в разные стороны, чтобы при их помощи прикрепить стабилизатор клеем к корпусу ракеты. Три стабилизатора должны располагаться на равном расстоянии друг от друга.
В полет ракету запускают при помощи пусковой установки – катапульты (ниже прилагаются технологическая карта изготовления ракеты и катапульты), состоящей из круглой рейки на одном конце которой имеется отверстие и в него вставлена авиационная резина. Авиационную резину следует брать в четыре нити.
Ракету насаживают на катапульту, растягивают резину на всю длину большей рейки и направляют вверх. Ракета « садится» на короткий отрезок рейки, и, если резину отпустить, отрезок рейки сильно толкнет ракету вверх.
Дальность полета ракеты определяется качеством изготовления ракеты и катапульты
Летные качества модели намного улучшатся, если вы во внутреннюю коническую часть ракеты добавить груз, в данном случае кусочек пластилина.

Приложение 4.


Технологическая карта
изготовления катапульты
№ п/п
Наименование детали ( материал)
Эскиз
Кол- во


1

Пускатель
( дерево)



















1





2
Площадка
( фанера)






















1

3
Резина
( авиационная резина)



























4



Приложение 5.



Технологическая карта
изготовления ракеты


№ п/п
Наименование детали
Эскиз детали
Кол- во


1

Корпус ракеты



















1


2

Коническая часть ракеты
















1








3

Стабилизатор


















6











На занятии начального технического моделирования идет подготовка к развлекательно- познавательной игре «Ждут нас быстрые ракеты»




На старт. Внимание! Пуск!

Модель ракеты и катапульты



Запуск ракеты








13PAGE 15


13PAGE 14215







Приложение 6