Методические материаля по русскому языку для учащихся 11 классов (подготовка к ЕГЭ)

Говори правильно!
Августовский агЕнт
алкогОль
алфавИт
анАтом
апартамЕнты
апострОф
арАхис
ассиметрИя
баловаАь
безУдержный
блокИровать
боЯзнь
бюрокрАтия
валовОй
вероисповЕдание
вЕчеря
возбуждЁнный
воспроизведЁнный
втрИдорога
газирОванный
гастронОмия
гЕнезис
граффИти
гренкИ
давнИшний
деспотИя
дефИс
добЫча
докумЕнт
донЕльзя
досУг
дремОта
духовнИк
еретИк
житиЕ
завИдно
завсегдАтай
зАговор
мизЕрный
нАискось
заЁм
закУпорить
звонИшь
звонИм
звонЯт
Ивовый
избалОванный
изобретЕние
исповедАние
истерИя
исчЕрпать
каталОг
каучУк
квартАл
кладовАя
класть, клАла
клЕить
коклЮш
красИвее
кремЕнь
кулинарИя и
кулинАрия
кУхонный
ломОть
мАркетинг
маркировАть
мАстерскИ
мАстерский
мЕнеджмент
мытАрство
наОтмашь
нАчатый
недвИжимость
некролОг
новорождЁнный
нормировАть и нормИровать
обеспЕчение
облегчИть
ободрИть
опЕка
оптОвый
освЕдомить
осуждЁнный
откУпорить
пАмятуя
пЕтля и петлЯ
пиццерИя
пломбирОванный
подросткОвый
премировАние
приговОр
придАное
принУдить
приобретЕние
простынЯ,
мн.ч.: простЫнь и
простынЕй
путепровОд
рАкурс
ракУшка
рыхлИть
сиротА
сирОты
слУчай
снАдобье
сОгнутый
созЫв
сосредотОчение
срЕдство,
мн.ч.: срЕдства
стАтуя
столЯр
тамОжня
твОрог и творОг
тиранИя
толИка
тОрты
углубИть
украИнский
умЕрший
усугубИть
феЕрия
фОрзац
формировАть
хАос и хаОс
хвОя
ходАтайство
хозЯева
цемЕнт
цепОчка
чЕрпать
шофЁр
щавЕль
Экскурс
экспЕрт II. ПИШИ ПРАВИЛЬНО!
НАРЕЧИЯ мельком
неистово
безудержно
неукротимо
необузданно
яростно
удобнее (ср.степень)
никак
нисколечко
ничуть
нимало
бережливо
свежо
певуче
досуха
досрочно
издавна
по-осеннему
по-дружески
по-заячьи
во-первых и т.д.
кое-как
сколько-то
когда-либо
видимо-невидимо
еле-еле
давным-давно
волей-неволей
мало-помалу
точь-в-точь
бок о бок
по-прежнему
повыше, пониже
побольше, поменьше
остро-преостро
попросту
до смерти
на лету
с налету
на ходу
с разбегу
на миг
вмиг
на скаку
на глазок
под силу
по двое
по трое
вплотную
начисто
напропалую
в тайне
на днях
на дому
вглубь
вширь
набок
вначале
вскачь
настежь
уж замуж невтерпеж
ПРЕДЛОГИ
по окончании Р.п.
по прибытии Р.п.
благодаря Д.п.
согласно Д.п
вопреки Д.п
наперекор Д.п
вокруг, путем Р.п.
вблизи Р.П.
из-за, из-под, по-над
в течение
в счет
в связи
ввиду
впоследствии
СОЮЗЫ
оттого что
вследствие того что
в силу того что
благодаря тому что
до тех пор как
чтобы
для того чтобы
с тем чтобы
затем чтобы
так как
потому что
как будто
всё равно что
также, тоже (=и)
зато (=но)
ЧАСТИЦЫ
бы, бывало, да, давайте-давайте,
пусть, пускай, более, менее, неужели, неужто, что за, вряд ли, едва ли, именно, как раз, только, исключительно, почти, практически, даже, все-таки
III. Родительный падеж мн.ч. имен существительных

туфли – туфель
пустыни – пустынь
усадьбы – усадеб, усадьб
ясли – яслей
слоги – слогов
цеха – цехов
одеяльца – одеялец
блюдца – блюдец
крюки – крюков
селенья – селеньев
поместья – поместий
ножницы – ножниц
баржи – барж и баржей
копья – копий
орехи – орехов
бананы – бананов
апельсины – апельсинов
вёдра – вёдер
оладьи – оладий
шалуньи – шалуний
сапоги – сапог
ботинки – ботинок
носки – носков
подмастерья – подмастерьев
килограммы – килограммов
барышни – барышень
колени – колен
клубни- клубней
сограждане – сограждан
сутки – суток
шницели – шницелей
арабы – арабов
армяне – армян
болгары – болгар
молдаване – молдаван
башкиры – башкир
цыгане – цыган
румыны – румын
грузины – грузин
турки – турок
таджики – таджиков
узбеки – узбеков
калмыки – калмыков
яблоня – яблонь
яблочко – яблочек
яблоко – яблок
яйца – яиц
ярд – ярдов
ар – аров
ястреб – ястребов
барыня – барынь
бас – басов

IV. Им.п имен существительных

бухгалтер – бухгалтеры
выбор – выборы
доктор – доктора
повар – повара
профессор – профессора
табель – табели
редактор – редакторы
циркуль – циркули\
договор – договоры
офицер – офицеры
торт – торты
инженер – инженеры
инспектор – инспекторы
инструктор – инструкторы
кондуктор – кондукторы
боцман – боцманы
почерк – почерки
трактор – тракторы
цех – цеха
ректор – ректоры
лектор – лекторы
директор – директора










V. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ и НЕСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ


Существительные м.р.
Ж.р.
Ср.р.
Общего рода

Шимпанзе
Пони
Рантье
Импресарио
Конферансье
Танго
Шампунь
Га
Кофе
Пенальти
Торнадо
Крупье
Тбилиси
Вуаль
Колибри
Корь
Моль
Мозоль
Тюль
Просека
Авеню
Кольраби
Салями
Миссисипи

Кашпо
Меню
Суфле
Драже
Манго
Рагу
Рандеву
Ранчо
Фиаско
Авто
Арго
Такси
Метро
Бордо
Кино
Фото
беж
Глава
Забияка
Коллега
Писака
Плакса
Сирота
Стиляга
Соловушка (ласк.)
Соседушка



Задание № 1. Дополните таблицу своими примерами. При выполнении этого здания обращайтесь к словарям.
Задание № 2. Капри, Миссури, Конго, ГАИ, ГИБДД, СТС, ООН, СНГ, КГБ, Осло, пенсне, фиаско, фламинго, динго, пас, стрит, адажио.

















VI. НАПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Существуют неизменяемые приставки, написание которых надо запомнить: в-, о-, во-, до-, за-, об-. от-, на-, по-, со-, над-, обо-, ото-, под-, про-, подо-, надо-, с- (искл.: здесь, здоровье, здание).
Приставки ис/из, воз/вос, низ/нис, раз/рас, без/бес, чрез/чрес, через/черес: З пишется перед звонким согласным, с – перед глухим согласным (напр.: избавить – испугать).
Приставки пре- и при-: При- пишется, когда приставка обозначает «приближение», «присоединение», «неполное действие», «близость к чему-либо». Пре- пишется, когда приставка близка по значению к приставке «ПЕРЕ», слову «ОЧЕНЬ».
Многие слова с приставками пре- и при-, необходимо запомнить:
презент
презентабельный
президент
президиум
презрение
преимущество
преисподняя
преклонение
прекословие
прельститься
премировать
преамбула
препятствие
прегрешение
пренебрегать
престол
превратный
преследовать
преподавать
преподнести
предел
препроводить
преподобный
прелюбодей
камень преткновения
пресмыкаться
препарировать
престиж
претензия
прерогатива
прецедент
префект

прибавление
прибежище
приблудный
приверженец
привет
приветствие
прививание
придворный
приданое
приживаемость
призанять
прибаутка
привередливый
пригожий
привелегия
приличия
приесться
прикорнуть
пристойно
приключение
присяга
притеснять
притон
причуда
притязание
пример
прическа
приволье
прицел
примета
прилежный
примадонна приоритет
Написание суффиксов

Суффиксы действительных причастий наст.вр. – ущ(ющ), если причастия образованы от гл.1 спр.; ащ (ящ), если причастия образованы от гл.2 спр.
Суффиксы страдательных причастий наст. вр. – ем (от гл 1 спр.), им (от глаг. 2 спр.).
суффиксы глаголов – ова, ева (сли гл. в 1 л. наст. вр. оканчивается на –ую, юю, рисовал –рисую); ыва, ива (если гл. в 1 л. наст.вр. оканчивается на –ываю, -иваю); ва (если гл. оканчивается на ударный слог : одолевать)
Запомни: застревать, затмевать, продлевать, увещевать, неудомевать, обуревать)
Суффиксы существительных:
ек, ик. Если в существительном Р.п. гласная выпадает, значит в суффиксе пишется Е; если остается – И. Напр., ключик – ключика, замочек – замочка.
ец, иц. ЕЦ пишется в словах м.р. (гвардеец). в существительных ж.р. пишется ИЦ (вледелица). в словах ср.р. в и.п. пишется ЕЦ, когда ударение стоит после суффикса (писмецо, ружьецо). Если ударение предшествует суффиксу, то пишется ИЦ (платьице, креслице).
ечк, ичк. ЕЧК пишется в существительных ср.р., образованных от существительных на –мя (время – времечко), в уменьшительно-ласкательных формах женских и мужских имен (Танечка, Ванечка), ИЧК пишется в существительных ж.р.., образованных от слов с суффиксом – иц (луковица – луковичка).
Еньк. Еньк пишется в существительных ж.р., обозначающих лиц женского пола (монашенка, француженка).
Инк. Инк пишется в словах, образованных от слов с суффиксом –ин (горошина, горошинка).
Суффиксы прилагательных
ив, ев. Ив пишется под ударением (красивый), ев в безударном положении (болевой).
ЛИВ, ЧИВ всегда пишутся с буквой И (заботливый, доверчивый).
еньк, оньк. После Г,К,Х можно писать оньк, еньк (строгонький, строгенький). В остальных случаях пишется еньк (маленький, беленький).
ИНСК пишется в прилагательных, образованных от притяжательных прилагательных с суффиксом ИН (сестрин – сестринский), а также в прилагательных, образованных от слов-географических названий на а,я, и,ы. (Сочи – сочинский). Искл.: пензенский, пресненский. В остальных случаях – ЕНСК.

ЧИК,ЩИК . После д,т,ж,,з.с пишется ЧИК, в остальных случаях – щик. (переводчик, банщик).
ев – ив: Запомни!
зарево,варево, курево, кружево, марево, топливо, месиво.








Лексика.

Антонимы – слова с противоположным значением.

Омонимы – слова, совпадающие по звучанию (написанию), но имеющие разный смысл.

Паронимы – близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова с ударением на одном и том же слоге, относимые к одной грамматической категории. Адресат – адресант, гармонический – гармоничный, эффективный – эффектный.

Полисемия – многозначность. Большая часть слов в русском языке – слова многозначные. Значения таких слов реализуются в разных контекстах.


Плеоназм – смысловая избыточность сочетания слов или сложного слова, когда составные части обозначают одно и то же или содержат один и тот же смысловой компонент (памятный сувенир).

Синонимы – слова, различные по звучанию (написанию), но близкие по значению. Большинство синонимов различается либо оттенками смысла (способный, талантливый, гениальный), либо сферой употребления и/или экспрессивной окраской (похитить, украсить, стащить).

Тавтология - это неоправданная избыточность выражения. К тавтологии относят стечение в одной фразе нескольких однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы, нарисовать рисунок.
Упражнение № 1. Определите значение каждого из пары слов-паронимов. Составьте с ними предложения. Реализуя правильное значение паронимов в контексте: безответный – безответственный, воспитательный – воспитательский,
демократический – демократичный, длинный-длительный, духовный-душевный, летальный – летательный, опасный – опасливый, опечатки, отпечатки, освоить – усвоить, представить – предоставить, понятливый - понятный.

Упражнение № 2. Составьте словосочетания, соединив паронимы с подходящими по смыслу словами: Удачный-удачливый (поездка, человек, ответ, завершение проекта); спасительный – спасательный (голос, предложение, операция, слова); нетерпимый – нестерпимый (зной, положение, боль, человек, горе, характер); сборный – сборочный (пункт, солянка, команд, цех). В случае затруднений обращайтесь к словарю.


Морфологические нормы.

Упражнение № 3. Раскройте скобки в предложениях, соблюдая правила согласования: 1. (Известный/известная) композитор А.Пахмутова (написал/написала)много хороших песен. 2. Директор Надежда Венедиктовна Кокшарова (уехал/уехала) в Отдел образования Ленинского района. 3. Заместитель директора по УВР Фирулина Ф.Л. готовит презентацию родительского собрания. 4. Софья Ковалевская – (знаменитый/знаменитая) математик.

Упражнение № 4. Определите род существительных: Капри, Миссисипи, Конго. Миссури, ГИБДД, НТВ, ООН, СТС, СМИ.

Упражнение № 5. Раскройте скобки, употребляя существительное в правильной грамматической форме: пара (туфли), обширных (пустыня), старых (простыня), средневековые (цех), двое (ножницы), из глубоких (ущелье), тонких (запястий), не хватало тесу на несколько (кровля), черных (чулки), быстроходные (катер), ящик (банан),пара (сапог, ботинок), построение (солдат, гусар, драгун, партизан).

Упражнение № 6. Раскройте скобки, употребите существительные в нужной форме: 1. В саду много (вишни, яблони, груши). 2. Сколько же (платье)тебе нужно для счастья? 3. Осенью всегда бывает много ( свадьбы). 4 На Чёрном море много песчаных (побережье). 5 Сколько (доля) от наследства ты получил? 6. Рим пал от нашествия (варвары).

Упражнение № 7. Образуйте от данных существительных форму Р.п.мн.ч.: абрикосы, барышни, блюдце, гостья, джинсы, заморозки, заплечье, камень, клубень, кружево, макароны, патрон, цыган, обои, опенок, сограждане, шницель, сутки.

Упражнение № 8. Составьте предложение, используя слова для справок: В Екатеринбург приезжает много
Слова для справок: армяне, болгары, молдаване, башкиры, румыны, грузины, турки, узбеки, таджики, туркмены, азербайджанцы.

Упражнение № 9. Образуйте форму Им.п.мн.ч.: бухгалтер, выбор, доктор, директор, повар, профессор, табель, редактор, циркуль, договор, офицер, торт, инженер, инспектор, инструктор, кондуктор, почерк, трактор, катер, цех, корректор, ректор, декан, лектор, учитель.





Синтаксические нормы.

Упражнение № 10. Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота. 1. Сообщив последние семейные новости. Письмо было окончено. 2. Приехав на турбазу, было ещё темно. 3. Прочитав замечания учителя, мне стали понятны все недостатки моего реферата. 4. Получив новые задания, перед студентом появились новые трудности. 5. Учтя замечания, сократив объём, сделав таблицы, статью можно рекомендовать к печати. 6. Читая Л.Н. Толстого, перед нами встают живые люди. 7. Познакомившись с этой книгой, передо мной открывается новый, до сих пор неизвестный мир.

Упражнение № 11. Выберите предложения, в которых содержатся ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте ошибки. 1. Генерал повернулся и быстро пошел в другую сторону, огибая угол дома. 2. Меня охватило сильное волнение, дочитывая до конца эту книгу. 3. Придя в магазин, он оказался закрыт. 4. Отец, глубоко задумавшись, сидел в кресле. 5. Стараясь не улыбаться, пересиливая тайное довольство, девушка неторопливо рассказывала о вчерашней поездке.

Упражнение 12. Укажите грамматически правильное предложение.
Обломав сухие ветки,
хорошо стало видно вокруг.
почувствовалась боль от царапин и порезов.
захотелось поскорее сложить из них костер и согреться.
девочка увидела сторожку.
Оставшись один,
я задумался о дальнейшей жизни.
можно отдохнуть от шумной компании.
хочется помечтать о предстоящей поездке.
наконец получил возможность собрать вещи в дорогу.
Изучая растения средней полосы,
у меня возник интерес к этой проблеме.
некоторые из них используются для озеленения участков.
они были собраны в гербарий.
обратите внимание на их отличия от растений других зон.
Высказав мысль о необходимости разностороннего образования,
она очень слабо аргументировала.
ученый не счел нужным комментировать ее.
ее аргументация полностью отсутствует.
в статье поднимается очень актуальный вопрос.