Уроки и внеклассные мероприятия по познанию мира


























Костанайский инженерно-педагогический университет
Костанайский гуманитарный институт



Уроки и внеклассные мероприятия
по «Познанию мира»



Подготовила: Лопацкая А.С.








Костанай, 2010





















Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов в целях более успешного формирования экологической культуры личности младших школьников.

















Содержание:
Ознакомление с окружающим миром и основами
экологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Внеклассное мероприятие «Знаешь ли ты
животных» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Сезонные изменения в жизни растений . . . . . . . . . . . . 10
Интегрированный урок познание мира +
математика «Экология» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Прогулка «Рябина и рябинка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19






























Урок. Ознакомление с окружающим миром и основами экологии
Тема: Деревья
Цели: Воспитывать любовь и уважение к деревьям, а так же и ответственности за них. Раскрыть экологическую проблему. Развивать речь учащихся, обучать их работать в коллективе. Учить детей заповедям природы. Развивать у детей интерес к деревьям.
Вид урока: интегрированный урок
Оборудование: рисунки, аудиозапись музыкальных произведений, наглядные пособия.
Ход урока.
1.Введение. Дети сидят, звучит музыкальное произведение. Чтение стихотворения.
1 ученик. «Природа»
Мы к Природе идем повстречаться с деревьями, травами.
Нам кивают кусты, и цветы улыбаются нам.
И наш друг – тишина нас ведет золотыми дубравами,
И листва шелестит в такт нашим ногам.
2 ученик.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
3 ученик.
Вот сосна прямая и упругая, колючая – ветром не разорвать,
Стоит в своей чащуйчатой кольчуге, спокойная, как смелый солдат.
4 ученик.
Прибегаю рано в сад – яблоки качаются,
Зрелые плоды желты ясным цветом спелым
Видно, большей красоты нет на свете белом.
У. Прослушав эти стихи, вы сразу поняли, что речь пойдет о деревьях. Мы поговорим о дубе, сосне, яблоне.
2. Утренний сбор. Мы сейчас поиграем в игру «Здравствуй друг». Будем приветствовать каждого ребенка в круге, говоря имя ребенка. Все вместе по слогам, хлопая в ладоши. Итак, встали в круг. «Доброе утро, друг. Мы рады, что ты с нами Ак-бар, Ка-тя.».
3. Объявление учителем темы, целей и задач урока.
Тема нашего сегодняшнего урока «Деревья». Мы узнаем о дубе, сосне, яблоне что-то новое, повторим пройденный материал. Попробуем взглянуть на деревья с самых различных сторон. Для работы нам необходимо разбиться на группы или по-другому сказать, - на центры, используя названия листьев и плодов деревьев: дуба, сосны, яблони.
плод дуба – центр науки
листья дуба – цент экологов
листья сосны – центр драматизации
плод сосны – центр искателей
плод яблони – цент поэзии
Объяснение учителем целей и задач конкретно для каждого центра. В каждом центре помощник – родитель.
Центр науки – готовит научное описание дерева, их значение
Центр экологов – создает проект на тему «экологическая защита окружающей среды».
Центр драматизации – инсценировка сказки «Спор деревьев» по Ушинскому
Центр искателей – выбор выражений, связанных с деревьями
Центр поэзии – творит поэтическое произведение по теме, воспитывая любовь к дереву, призывая любить его и беречь.
Центр «Волшебное дерево» - дерево желаний, где нужно выбрать школьные принадлежности, сделанные из дерева.
4. Работа детей в центрах. Под руководством родителей – звучит тихая, приятная музыка.
5. Презентация работ каждого центра. Каждый из центров по очереди представляет итог своего творчества. Класс одобряет выступление тремя хлопками.
6. Подведение итога урока учителем.
7. Обобщение. Исполнение стихотворения «Не губи», «Здравствуй, земля». Исполнение песни «Улыбка».
8. Заключение.
- Сегодня на уроке мы с вами открыли много неизвестного, и мы думаем, что полученные знания на уроке вы используете в жизни. Мы надеемся, что вы будете любить и беречь природу: птиц, животных, растения. Потому что природа – это наш общий дом и надо думать о том, что этот дом всегда процветал и богател.

Праздник. «Знаешь ли ты животных?» (викторина)
Посмотри внимательно в глаза животного
И ты увидишь у него большой ум и желание
С тобой разговаривать и дружить!!
Цель: развивать мышление и сообразительность, интерес к природе, животным, развивать творчество, воспитывать уважение друг к другу.
Оборудование: почетные грамоты, сигнальные карточки, карточки с вопросами и вариантами ответов, бумага, ручка.
Чтобы привлечь к игре всех детей, класс делится на две команды, которые соревнуются между собой, остальные – болельщики – так же активно участвуют вы игре.
Игра начинается. Команды хором.
Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Игра, девиз которой:
«Хочу все о животных знать!»
Ведущий приветствует всех собравшихся на игре «Брейк-ринг» и представляет жюри. Чтобы установить порядок выступления, капитаны команд приглашаются для жеребьевки.
1 тур.
Каждая игра начинается с разминки. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы 1 команде.
Что теряет лось каждую зиму? (рога)
У кого каждый день растут зубы? (бобер, заяц)
Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
Кровожадный хищник наших лесов? (волк)
Вопросы 2 команде.
Какое животное обладает самым громким голосом? (крокодил)
Слепыми или зрячими рождаются зайцы? (зрячими)
Животное наших лесов похожее на кошку? (рысь)
Когда еж не колется? (когда только рождается)
Разминка закончена. Выносят карточки, но которых даны три варианта ответов, дети должны выбрать один верный ответ. Та команда, которая быстрее найдет правильный ответ, поднимает сигнальную карточку.
Задание 1.
Филворды. Дети должны отгадать загадки. Слова в фильвордах могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и даже под углом, но не пересекаться. Кто быстрее и больше найдет отгадок.
а
ю
ж
к
о
к
о
р
т

о
с
ё
к
ш
я
ч
о
м

л
о
л
р
к
а
с
в
б

к
ш
в
о
л
и
о
а
а

о
а
е
р
б
к
б
а
р

з
д
с
в
л
ю
д
к
а

а
ь
а
и
н
ь
я
а
н

У порога плачет, коготки прячет. Тихо в комнату войдет – замурлычет, запоет.
он шерстью своей одевает людей.
пяточком в земле копаюсь, в грязной луже купаюсь.
я лучший сторож дома и с детства всем знаком.
меня оседлают и я бегу, но так же и грузы возить могу.
«ме» да «ме», я сама себе на уме.
на мне люди ездят и возят поклажу. В пустыне безводной могу идти даже.
назовете вы легко, кто дает нам молоко.
длинноухий и серый пусть упрям, какое дело.
я похож на зайца очень, но не заяц между прочим.
Задание 2.
1.Зачем зайцу большие уши?
А) чтобы лучше слышать
Б) чтобы не перегреться
В) для торможения на поворотах.
2. Какие животные помогают распространяться семенам?
А) мыши, собаки, муравьи, бурундуки
Б) медведи
В) осы, жуки
Каждая команда загадывает своим соперникам по две загадки, которые они готовили дома. Пока жюри подводит итоги первого тура, все смотрят музыкальный номер. После просмотра музыкального номера жюри оглашают итоги первого тура.
2 тур.
Начинается разминка.
Вопросы 1 команде.
Какой у нас самый маленький зверь? (землеройка – 3,5 см)
Где ухо у кузнечика? (на ноге)
Наука о животных? (зоология)
Сколько у паука ног? (8)
Вопросы 2 команде
Сколько ног у паука? (6)
Чем стрекочет кузнечик? (ногой о крыло)
Небольшой зверек, родственник белки. (летяга)
Самый чистоплотный зверек. (барсук)
Разминка закончена. Выносят карточки, на которых даны три варианта ответов, дети должны выбрать один верный ответ. На обдумывание вопроса – минута. Та команда, которая быстрее найдет ответ, поднимает сигнальную карточку.
Зачем кузнечику сабля.
А) для сражений
Б) для откладки яиц
В) для красоты
2. Умываются ли насекомые?
А) никогда
Б) не всегда и не все
В) многие и довольно часто
Филворды. Даются каждой команде. Кто быстрее и больше найдет отгадок.


з
е
з
а



с
м
б
м
я
ц


м
л
ы
р
а
л
к
а

е
о
ш
ь
б
е
ь
ю

д
н
ч
е
р
ё
ж
а

в
е
д
ь
е
п
а
х


ж
и
т
и
г
р



р
а
ф
м


Кто зимой, забыв тревоги, крепко спит в своей берлоге?
Какая коняшка ходит в тельняшке?
С длинной шеей своей стал он выше зверей?
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку?
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы. Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?
Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге, голова торчит да ноги.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной.
Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки, боится кошки.
Он огромен, полосат, а вообще-то кошке брат.
Меня по хоботу, ушам, легко узнать и малышам.
- Каждая команда загадывает своим соперникам по две загадки, которые они готовили дома. Пока жюри подводит итоги второго тура, проводится игра с болельщиками. Игра называется «Прилетели птицы».
- Ведущий должен называть только птиц. Если он ошибается болельщики хлопают в ладоши.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
- Прилетели птицы: голуби, куницы.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы-сплюшки, лебеди, скворцы... Все вы молодцы!!
Жюри оглашает итоги второго тура.
3 тур.
Вопросы 1 и 2 командам.
Зачем страус прячет голову в песок?
А) от страха
Б) освобождается от паразитов
В) разыскивает пищу.
2. Зачем звери раны зализывают?
А) чтобы быстрее заживали
Б) просто от боли
В) с гигиенической целью
3. Какие птицы самые быстрокрылые?
А) соколы и ястребы
Б) ласточки и чижи
В) утки и чайки
4. «Загадочные животные». Команды расшифровывают название животных.

1 команда.
Льдоша (лошадь)
Соль (лось)
Вайруем (муравей)
Бокаса (собака)
2 команда.
Кабел (белка)
Девьдем (медведь)
Баобчак (бабочка)
Шаугялк (лягушка)

Пословицы и поговорки. Командам раздаются карточки с пословицами или поговорками. Они должны их закончить.
- Не за то волка бьют, что он сер, а за то (что овцу съел).
- Два медведя в одной берлоге (не уживутся)
- Не та собака пугает, что лает, а та (что молчит да хвостом виляет)
- Волка ноги (кормят)
6. каждая команда записывает название зверей, птиц, насекомых, рыб, состоящее из трех букв. За каждый правильный ответ – очко. Пока жюри подводит итоги 3 тура, проводится игра с болельщиками.. они отвечают на вопросы.
- Самый быстрый зверь. (гепард)
- Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (заяц)
- Кто собирает яблоки спиной? (ёж)
- Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? (одинаковые)
- Кого называют санитаром леса? (волка)
- Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери? (зайчата)
Жюри оглашает итоги игры и называет победителей. Победила дружба. Класс скандирует «Соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями».

Тема: «Сезонные изменения в жизни растений. Осень».
Цель:
уточнить знания детей об изменении жизни растений осенью;
развить экологическое сознание
способствовать воспитанию бережного отношения к природе, живой и неживой, любви к ней.
Задачи:
Дети уточнят и дополнят имеющийся жизненный опыт знаниями об изменениях жизни растений осенью при помощи работы с текстом и рисунками;
Будут, учится четко и полно отвечать на вопросы; вырабатывать разнообразные аргументы; принимать независимые продуманные решения, что способствует развитию речи, мышления, умения находить необходимую информацию в тексте;
Постараются наладить взаимоотношения в малых группах на основе взаимоуважения и продуктивного взаимодействия между учащимися.
Ход урока:
Орг. момент:
- Улыбка, пожелание друг другу удачи, успехов, новых знаний.
2. Вызов (побуждение)
- Сегодня, ребята, мы начнем наш урок со сказки. (Звучит музыка «звуки леса»)
В далеком-далеком лесу, на светлой солнечной полянке, где журчал веселый ручеек, жил-был цветочек. Он был маленький, совсем как вы, дети, и поэтому он всему удивлялся. Ах, как интересно было кругом! На полянке вместе с цветочком росли его братья и сестры: мягкая сочная травка, высокие стройные деревья, шелестящая листва, пушистые кустарники с яркими ягодами. Над цветочком порхали разноцветные легкие бабочки, жужжали пчелы, собирая нектар, и звонко пели птицы. Иногда на полянку выбегали веселые зверушки, чтобы повалятся в мягкой травке и полакомится ягодами. Все вместе они наслаждались теплым солнышком, приятной родниковой водой и свежим ветерком.
Но постепенно жизнь на полянке стала, изменятся. Все меньше тепла давало солнышко, все чаще моросил холодный дождик, дул резкий порывистый ветер. Исчезли бабочки и пчелы, перестали петь и стали улетать птицы, попрятались в норы звери. Цветочку было холодно и сыро. Он смотрел на своих братьев и сестер и видел, что сними тоже, происходят изменения. «Что же это с ними происходит?» - подумал цветочек «И почему?». Но вскоре он завял и облетел. Ветер подхватил его семена и развеял по полянке, чтобы из них вновь выросли прекрасные цветы.
А вопрос цветочка остался без ответа...
- Ну что, ребята, попробуем объяснить цветочку, что же произошло?
3. Осмысление (заполнение большого кластера во время беседы)
- Когда в жизни и на полянке стали происходить изменения? В какое время года? (Осенью)
- Какие признаки осени вы заметили? Вспомните самые первые изменения. (Похолодало, холодный дождик, резкий ветер)
- Это изменения в неживой природе.
- Назовите, что относится к живой природе. (Люди, животные, растения).
- Что является главным действующим лицом сказки? (Цветочек).
- К какой группе он относится? (к растениям)
- Определим тему нашего урока: Изменения в жизни растений осенью.
- Как нам нужно работать, чтобы помочь цветочку? (дети вспоминают правила работы на уроке).
- Возьмем увеличительное стекло и рассмотрим, что же происходит осенью с растениями (отделяется кластер растения).
- Давайте вспомним, какие группы растений вам известны? Назовите братьев и сестер цветочка, которые росли с ним на полянке.
- Заполните кластер растений (деревья, кустарники, травы).
Беседа об изменениях, происходящих с растениями на основе жизненного опыта детей.
- Расскажите о том, как изменились осенью деревья, кустарники, травы.
Словарная работа со словом листопад.
Физминутка «Листопад»:
Листопад, листопад,
Листья кружатся, летят.
Полетели, покружились
И на землю опустились.
Ветер дунул, вновь взлетели,
И за парты тихо сели.
Работа с текстом. Анализ содержания с подготовкой к работе с маркировочной таблицей «Знал, узнал новое, хочу узнать».
Учитель читает первое предложение или его часть. Дети отвечают на поставлены вопрос, затем дочитывается абзац и учащиеся сравнивают прочитанное со своими знаниями, а так же выделяют новую информацию.
1 абзац – Как готовятся к зиме деревья и кустарники? (ответы детей) – чтение учителем.
2 абзац – Как меняют листья свою окраску? - жужжащие чтение.
3 абзац – Как травы готовятся к зиме? – чтение хорошо читающим учеником.
4 абзац – Как распространяются семена? – чтение про себя
По ходу работы с текстом дополняется кластер:
- Посмотрите, как вы много уже знали, и сколько узнали нового. А это все вы теперь знаете. Сегодня мы много читали и говорили, а для того, чтобы все вспомнить, я предлагаю вам выразить все в рисунках.
4. Рефлексия: (работа в группах)
- Нарисовать изменения, которые произошли осенью с растениями. Задания распределяется по группам:
1 – травы 2 – деревья
3 – кустарники 4 – плоды и семена 5 – окраска листьев.
- Соотносите картинки с нужной группой.
5. Побуждение к будущему уроку: (обращаемся к большому кластеру)
- Как вы считаете, помогли вы цветочку понять, что происходит с растениями осенью?
- Что мы рассмотрели сегодня под увеличительным стеклом?
- Что будем рассматривать на следующих уроках?
- Попробуйте найти интересную информацию об этом и рассказать на уроке.
- Где можно найти эту информацию?
Завершение урока.


Интегрированный урок познание мира + математика в 1 классе
Тема: Экология
Форма проведения: урок в лесной школе
Цели и задачи:
Дать детям экологические знания о лесе и его обитателях.
Активизировать словарь детей.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать игровые умения, фантазию, мышление, память
Ход урока:
Звенит звонок на урок. Учитель-Сова входит с колокольчиком в класс, а учеников нет.
С.- где же мои ученики? Опять, наверное, что-то затеяли?
Вбегает Белочка.
Б.- госпожа Сова, простите за опоздание. Этого больше не повторится.
Я хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
С.- садись, Белочка. А что это у тебя?
Б.- бутылку в лесу подобрала.
Белочка садится, а в класс вбегает Зайчик.
З.- госпожа Сова, простите, пожалуйста, что я опоздал.
Я длинноухий озорник
В огород ходить привык.
Я по грядкам прыгать стал,
Всю капусту потоптал.
Все за мной, а я скок-скок,
С огорода наутек.
С.- садись и ты, шалунишка Зайчишка. А что это у тебя?
З.- банки железные на тропинке подобрал.
Зайчик садится, а в класс вбегает Лисичка.
Л.- госпожа Сова, простите меня, пожалуйста. Виновата.
Посмотрите, я какая!
Вся горю, как золотая,
Хожу в шубке золотой,
Хвост пушистый и большой.
С.- садись, Лисичка. А что ты прячешь?
Л.- бумажка на поляне лежала. Я ее подобрала.
Лисичка садится, а класс вбегают Ёжик и Волчонок.
Ё и В.- госпожа Сова, простите нас за опоздание.
Ё. Я – обыкновенный ежик.
Ежик маленький, ну что же!
Я больших зверей не хуже,
Потому, что лесу нужен.
В. Я зимой холодной
Брожу в лесу злой, голодный.
С.- садитесь быстрее, надо урок начинать. А то, что прячете за спиной, ставьте на стол. (Ставят стеклянные банки и бутылки).
Ёжик и Волчонок садятся. В класс входят Медвежонок и Дятел.
М и Д.- госпожа Сова, мы больше не будем опаздывать на урок.
М. я – хозяин лесной
Просыпаюсь весной
А зимой, под вьюжный бой,
Сплю в избушке снеговой.
Д. Я, хотя и плотник
А стучать охотник.
Доктор я в стране лесной
В красной шапке расписной.
М.- меня Дятел разбудил, и мы пошли в школу, а по дороге нашли много стаканчиков.
С.- садитесь, мои дорогие!
С.- нужное, вы, конечно, дело делали – мусор в лесу собирали, но в следующий раз делайте это после урока.
Ты, Зайчик, зря консервные банки в класс принес. Их можно было закопать под деревом. Банки будут ржаветь, и выделять в почву железо, необходимое для роста дерева. И фантики от конфет, Лисичка, тоже можно было закопать. А вот бутылки и банки стеклянные ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, потому что они могут разбиться, а осколками могут, поранится лесные жители. А еще от солнечных лучей, при попадании их на стекла, может возникнуть пожар в лесу. Молодцы, Ёжик и Волчонок, что не оставили бутылки в лесу.
А из пластиковых бутылок мы с вами сделаем нужные вещи: вазочки, совочки, стаканчики для рассады.
2. С.- начнем урок зверо-метаматики.
Хоть верьте, хоть не верьте,
Хоть много раз проверьте,
Но есть на свете звери,
Простые цифро-звери.
Они везде гуляют и деток приглашают
В них цифры посчитать и сумму их назвать.
Кто хорошо считает, тот быстро угадает,
Сколько зверятам лет исполнилось в обед?
Крот
За день съедает столько насекомых и личинок, сколько вести сам. Этим он спасает растения от гибели. В ходах крота скапливается вода и увлажняет почву.
Кукушка
Взрослая птица за 1 час может съесть 100 гусениц. Питается волосатыми гусеницами, которых не едят другие птицы. Этим спасает леса от вредителей.
Тигр
Питается кабанами и оленями. В основном слабыми и больными, чем спасает здоровых животных от зарождения. Количество тигров невелико, поэтому охота на них запрещена.
Сорока
Уничтожает большое количество насекомых и грызунов. Поза от этой птицы во много раз больше. Чем вред, который она приносит, воруя цыплят.
Задачи в стихах.
По пути в лесную школу
Стали мусор подбирать
Но тропинке 2 бутылки
На полянке 2 стекляшки
3 бумажки на пеньке
Да стаканчик в камыше
Помогите сосчитать мусор, который пришлось собрать,
2+2+3+1=8
Человек в лесу гулял:
1 дерево сломал,
Вырвал с корнем 6 цветков
Раздавил 2 пауков
Сосчитай, коль хватит сил,
Сколько жизней он сгубил?
1+6+2=9
У совы учились звери:
Зайчик, лисонька, медведь.
Ёжик, белочка и дятел,
А еще волчок приятель
7 пятерок получили
Кто сове ответить смог? Кто не выучил урок?
1+1+1+1+1+1+1=7. 7-7=0

3. С.- а теперь займемся зверомузыкай. Исполняем песенку о выживании. В лесу выживает только тот, кто умеет хорошо прятаться и быстро бегать. (Дети исполняют песенку о кузнечике)
4. С.- а теперь у нас зверо-чтение. Составьте слово из букв.
КРТО (слепой землекоп) КРОТ
ГРТИ (живая рыжая тельняшка) ТИГР
КРСООА (летающая воровка) СОРОКА
УУАККШК (лесная гадалка) КУКУШКА
Учитель показывает иллюстрации этих животных, рассказывает о том, какую пользу они приносят в природе.
Физминутка
Прыжки
Ловко прыгают зайчата:
Прыг да прыг, скок да скок!
Быстро бегать зайцам надо,
Чтобы их не скушал волк.
Ходьба
Медвежонок не боится волка, кабана, лисицу.
Мишка по лесу идет: «где здесь пчелы, где здесь мед?»
Наклоны в стороны
Ищет мишка корешки и трухлявые пенька.
В них съедобные личинка – для медведя витамина.
Ходьба с высоким подниманием колен
Цапля ходит по воде и мечтает о еде.
Ноги выше поднимай, ты, как цапля, не зевай!
Наклоны вперёд
Чтоб поймать еду в водице, надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись, до носочка дотянись.
Прыжки из приседа
Приседаем ниже, глубже, как лягушка в теплой луже.
Прыг – и нету комара. Вот веселая игра.
Садиться за парты
Наконец мы все наелись и на бревнышко уселись.
5.С.- начинаем зверописьмо. Мы заготовим плакат для туристов о поведении в лесу. Обведите и прочитайте все записи, а потом прикрепим на доску.
В лесу нельзя:
Оставлять мусор
Шуметь
Оставлять горящий костер
Разорять гнезда и муравейники
Трогать детенышей животных
Срывать цветы
Вырывать грибы с корнями
С.- О, мой лес, мой дивный лес! Полон сказок и чудес
Веселятся все зверята: и лисята и зайчата,
Поют птицы да звери, распевают соловьи.
Вы ребята молодцы! Помогли вы лес спасти!
Зверята:
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете, люди, вы останетесь одни!
С.- а теперь все на уборку мусора!
Сова звенит колокольчиком, зверята убегают.

Прогулка «Рябина и рябинка»
Цель:
расширить представление о растениях ближайшего окружения;
учить сравнивать и отличать, делать обобщения.
Ход прогулки.
У.- я очень люблю рябину. Вы тоже полюбите ее, когда узнаете о ней много интересного. Где чаще всего можно встретить?
Д.- рябина растет в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке.
У.- почему люди сажают рябину около дома так, чтобы ее из окна было видно?
Д.- чтобы ягоды есть, чтобы любоваться ее красотой.
У.- посмотрите на дерево, на его крону. Кудрявая рябина – так о ней поется в песне. Красивы и ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину?
Д.- из ее ягод варят варенье, чай заваривают.
У.- кто еще любит ягоды рябины?
Д.- птицы: снегири, свиристели, вороны.
У.- рябине в народном календаре посвящен праздник – 23 сентября. С этого дня разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя обрывать все гроздья – надо оставить и для птиц. Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему ее сажали под окнами. Давайте сорвем небольшую веточку рябины с гроздьями, обвяжем ее ленточкой: пусть она оберегает наш дом. (Срывает веточку с гроздьями рябины, дает попробовать ягоды на вкус, ведет детей к зарослям пижмы.) как называется это растение? В народе оно известно как дикая рябина. Посмотрите внимательно на нее и на веточку рябины. Чем они похожи?
Д.- листья такие же.
У.- а какого цвета их листья? сверху? снизу?
Д.- сверху темно зеленые, снизу у пижмы сероватые.
У.- опишите цветки пижмы.
Д.- они похожи на ярко желтые пуговки, собранные вместе. Так же, как ягоды рябины.
У.- а теперь понюхайте пижму и рябину. Запахом пижмы люди отпугивают мух и моль. Известно, что моль любит все шерстяное: варежки, кофты, меховые шапки, шубы. Вот и перекладывают пижмой одежду, чтобы защитить ее от моли. Почему пижму назвали дикой рябиной?
Д.- у нее листья похожи на листья рябины. И цветки расположены так же, как ягоды у рябины, - в виде зонтика.
Учитель предлагает сорвать несколько кустиков пижмы, засушить их и поставить в группе, чтобы еще раз внимательно рассмотреть пижму и сравнить ее с рябиной – оберегиней.



13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2



23

22

21

20

19

18

17

16

15

14

24



15