Урок русского языка на тему Неопределенная форма глагола (3 класс)


Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: Неопределенная форма глагола.
Цель: - продолжить знакомить детей с особенностями глаголов неопределённой формы; - учить правильно ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме; - развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись; - прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку; - воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.
- развивать умение находить и образовывать неопределённую форму глагола, редактировать текст.

Ход урока:
I.Организационный момент.Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
II. Минутка чистописания.
- Запишем число, классная работа, сочетания букв:
ть, ти, чь
III. Актуализация знаний о глаголе.
1. Интервью.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу «не».
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята на "десятку" знали.
На письме и в разговоре меня употребляли.
Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду - всё в действие придёт.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады. И хлеб в полях растёт.
-Так какая же часть речи давала интервью?
- Конечно же - это Глагол. Наш знакомый незнакомец.
2. Блиц-опрос:
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? А в неопределенной форме? - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Как изменяется глагол?
- Как ещё изменяется глагол прошедшего времени?
- Какие три времени имеет глагол? -А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе?
-Прочитайте написанные на доске (или на карточках) слова:
Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти
- Что общего у этих слов? (это глаголы)
- Какие можете назвать различия? (число, с приставками и без приставок, время)
- Распределите данные слова по временам с устным объяснением.
п.в. н.в. б.в.
- Какие слова вызвали затруднения?
- Какая перед нами возникла проблема?
- Почему эти глаголы оказались лишними? (ответы детей)- Что ж продолжим исследовать неопределенную форму глагола.
V. Изучение нового материала.- Давайте вернемся к «лишним» глаголам и попробуем определить время (не определяется). Число? (не определяется). Лицо? (не определяется)- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.) - Как мы назовём этот столбик? (Дети дают свои ответы.)
- Форма глагола, в которой невозможно определить число, время, лицо - называется неопределенной формой глагола.
Первичное закрепление. - Игра «Кто самый Внимательный».
Я читаю слова, среди которых есть разные части речи.Если услышите глаголы в неопределенной форме – хлопайте.Ходит, ходить, кость, косит, косить, кровать, крыть, кроют, сесть, носят, носить, плавание, стереть, стирают, плеть, плести, когти, скачка, нести, везти, пути, кости, злость, грызть, грусть, держать, лошадь, медь, петь, стричь, стеречь. VI. Физкультминутка. Раз - подняться, потянуться,Два - нагнуть, разогнуться,Три - в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,А на шесть - тихонько сесть...
VII. Закрепление изученного
1.К каждому глаголу подбери синоним (вспомнить определение)
Рыдать ХохотатьКараулитьКолотитьВрать2. А теперь антоним:ВойтиПрилететьВбежатьГоворитьПомогать
2. Карточка. Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы. Подчеркнуть глаголы.
Полезные советы.
Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.
VIII. Итог урока
- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Какие окончания имеют данные глаголы?
- Почему эти глаголы так названы?
IX. Рефлексия - Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.
X. Домашнее задание.
Доп.материал.
В школе медвежьей тревогу забили
Втайне от всех медвежата курили.
Сразу к  урокам  пропал интерес,
Слушают плохо – скорее бы в лес.
Память ослабла – не помнят, о чем
В школе сегодня вели разговор.
Да табак плохой им друг – кашель слышится вокруг,
Он мешает им читать и науки постигать.
Папиросы и табак для всего живого – враг!
Для людей и для зверей – нет коварней и вредней!
Найди все глаголы.