Конспект урока по русскому языку на тему: Прошедшее и настоящее время глагола


Городской семинар учителей начальных классов.
21.02.2001г.
2В класс
Русский язык.
Тема: Прошедшее и настоящее время глагола.
Цель: 1) Формирование умения определять время глагола по вопросам.
2) Закрепить умения определять части речи в предложении.
3) Познакомить с новым словарным словом.
Внимание!
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Запись числа, классная работа.
Чтобы пальчики размять,
И красиво всем писать
Проведем минутку чистописания.
Чистописание буквы «Рр»
«Звуковая минутка»
- Какой звук обозначает буква «Р»?
3. Комментированное письмо.
Работа в руках горит.
- Когда так говорят?
- Подберите синонимы с слову «работа»
- Назовите глагол.
Определите его грамматические признаки.
Докажите, что это глагол настоящего времени.
Цель: Сегодня на уроке будем определять время глаголов.
Вспомним и другие части речи.
А сейчас познакомимся с новым словарным словом, но для этого надо разгадать кроссворд. Отгадайте загадки.
Рыжий молокозавод день жует и ночь жует.
Ведь траву не так легко переделать в молоко.
Здесь Кремль есть, есть цирк… и даже целых два.
Большой красивый город, столица Родины…
Клейкие почки, зеленые листочки,
С белой корой стоит под горой.
4) То я в клетку , то в линейку, написать по ним сумей-ка.
Можешь и нарисовать…Что такое я?
5) Есть ребята у меня два серебряных коня
Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня ? ,
6) В этой узенькой коробке ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки, что угодно для души. .7) Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается.
На цепи сидит – дом сторожит.
1 КОРОВА
2 МОСКВА
3 БЕРЕЗА
4 ТЕТРАДЬ
5 КОНЬКИ
6 ПЕНАЛ
7 СОБАКА
Один ученик пишет на доске, другие в тетрадях через запятую.
- Что получилось?
- Что такое картина?
Работа с толковым словарем(стр.23)
- Что относится к произведению живописи?
(На доске картины: пейзаж, портрет, натюрморт).
Пейзаж- рисунок, картина, изображающая виды природы.
Портрет- изображение человека на картине, рисунке.
Натюрморт- картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари.
Картина
- Сколько слогов? Какой 1,2,3?
-Произнесем с ударением.
-Какой слог ударный?
-В каком слоге безударный гласный?
- Какая безударная гласная стоит?
Произнесите орфографически.
-Можно ли проверить слово?
Слово образовано от итальянского слова «карта» -«бумага».Первоначальное значение слова «картина» - тонкая, красивая, изукрашенная бумага.
Запишем в словари.
Картина- карта = «изукрашенная бумага»
-Подберите однокоренные слова к слову.
-Придумайте словосочетание.
-Придумайте предложение.
5. На доске предложение.
На ст…кле м…роз нарисовал ч…десные к…ртины.
- Подберите синонимы к слову «чудесные».
(прекрасные, красивые, изумительные, восхитительные).
Запись предложения под диктовку. Найдите грамматическую основу предложения.
-Назовите глагол и определите его грамматические признаки.
Физминутка.
6.Работа по учебнику: стр.159, упр.№423.
Прочитаем текст.
- Какие словарные слова встретились?
- Объясните их написание.
- Найдите глаголы. Запишите их в строчку и определите время.
Проверка.
7. На доске таблица с глаголами.
г…ворят т…мнет
сп…ла ст…яли ст…рает с…жали
хр…нит п…ет ск…льзил ч…тает
б…лела св…тил -Запишите глаголы в два столбика
Настоящее время Прошедшее время.
8. Перфокарты. На карточке записано предложение. Определите части речи.
Дополнение. Выпишите глагол и определите его грамматические признаки.
9. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
-Как проверить слово «картина»?
_ Что вспомнили на уроке?
10. Д/з. Стр.160, упр № 424.