Урок русского языка на тему Неопределенная форма глагола (4 класс)


МБОУ СОШ пос. Новоколхозное, Неманский район, Калининградская область
Урок подготовила учитель начальных классов Юшка Тамара Николаевна
Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа России»
Тема урока. Неопределенная форма глагола
Цель: уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной.
Задачи:
-конкретизировать знания учащихся о глаголах неопределенной формы;
-научить находить глаголы неопределенной формы в речи;
-обогащать и развивать речь учащихся;
-формировать интерес к учению, к устному народному творчеству.
Методическое обеспечение: слайдовая презентация, карточки для самостоятельной работы, учебник.
Краткая характеристика методов и форм работы: в основу урока положен проблемно - поисковый метод решения учебной задачи. В течение урока использованы методы: наблюдение, словесные методы (беседа, диалог, обсуждение). На уроке были использованы коллективные, групповые, индивидуальные формы работы, самостоятельная работа по карточкам с дифференцированными заданиями.
Ход урока
1.Организационный момент и сообщение темы урока.
Сформулируйте тему урока, опираясь на схему Слайд 2,3
? Что делать? -ть Что сделать? -тиТема урока: Неопределенная форма глагола.
Цель урока: уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной.
Задачи:
- конкретизировать знания учащихся о глаголах неопределенной формы;
- научить находить глаголы неопределенной формы в речи;
- обогащать и развивать речь учащихся;
- формировать интерес к учению, к устному народному творчеству.
- Что вы еще знаете о глаголах неопределенной формы?
2. Работа по теме урока.
Сегодня мы отправимся в путешествие, а какое вы определите сами.
Скороговорки, загадки, пословицы, поговорки…
К какому разделу в литературе относятся эти слова?
1) Скороговорка. Слайд 4.
Прочитайте, медленно проговорите, быстро проговорите.
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Слайд 5,6.Отгадайте зашифрованную в ребусах пословицу. Это девиз нашего урока

«Делу время , а потехе час»
Основное время должно быть посвящено работе. Пословица родилась на Руси во время царствования Алексея Михайловича и первоначально была "делу время и потехе час". В 1656 году по приказу царя был составлен сборник правил соколиной охоты, которую царь очень любил и которую в то время называл "потехой". В конце предисловия Алексей Михайлович сделал собственноручную приписку: "...и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час", что означало - всему свое время: и делу и потехе. Слово "час" было равнозначно слову "время". Но позднее под словом "время" стали понимать большую часть, а под словом "час" - меньшую, предлог "и" заменили на "а" и вследствие этого изменился и смысл высказывания "делу время, а потехе час".Началось учение - теперь в гости ходить нельзя...
Это проводилось у нас очень строго: делу время, а потехе час. В учебное время - никаких развлечений, никаких гостей.
В. В. Вересаев. "Воспоминания"
2) Продолжаем наше путешествие. Пословицы. Слайд 7.
Работа с учебником. С. 60, упр. 17.
Для чего мы выполняли эту работу?
Чтобы уметь находить неопределенную форму глагола.
Оцените свою работу.
3) Продолжаем путешествие к Загадкам. Послушайте, отгадайте. Слайд 8,9
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони,
А блестящие … (коньки)
Выпишите сначала глаголы, а рядом подпишите глаголы неопределенной формы. Разберите по составу.
(Взаимопроверка) Оцените свою работу.
Он ..грает на к..нькахКлюшку держит он в руках.
Шайбу этой клюшкой б..ёт.
Кто сп..ртсмена наз..вет? (хоккеист)
Какие орфограммы пропущены?
Назовите глаголы. Запишите их в неопределенной форме. Оцените свою работу.
Зачем мы выполняли эту работу?
Уч-ся. Чтобы уметь находить неопределенную форму глагола.
На какую тему слова отгадки? Почему я выбрала эту тему?
( Об Олимпиаде)
Какие еще Вы знаете зимние виды спорта?
(Биатлон, бобслей, горнолыжный спорт, кёрлинг, лыжное двоеборье, скелетон, сноубординг, фристайл, шорт-трек)Подберите однокоренные слова к слову хоккей (хоккеист, хоккеистка, хоккейный)
Оцените свою работу
3. Путешествие продолжается. Физкультминутка Слайд 10.
ДЕЛАЕМ ГИМНАСТИКУ С ПОТЕШКОЙ
Хомка-хомка, хомячок,
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок.
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает,
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет.
(делаем соответствующие действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз-два-три-четыре-пять,
Хомка сильным хочет стать.
(показывываем, каким сильным хочет стать).
Мама с Колей по порядку
Сейчас сделают зарядку.
4. Самостоятельная работа по карточкам с дифференцированными заданиями.
- У вас на партах лежат карточки разного цвета. Выполните задания по карточкам и вложите их в свои тетради.
1) Задание для сильных уч-ся (красный):
«Подберите к каждому глаголу однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что сделать? Напишите.
Думать – придумать, жечь - …, учить - …, хранить - …, ехать - …, петь - …, шуметь - …, решать - …, красить - …, мечтать -…, дружить - … .»
2) Задание для средних уч-ся (зелёный):
«К каждому глаголу подберите противоположный по смыслу глагол. Напишите.
Строить – разрушать, соединять - …, увеличивать - …, улучшать - …, спрашивать - …, веселиться - …, брать - …, продавать - …, подходить - … .»
3) Задание для слабых уч-ся (жёлтый):«Напишите глаголы в неопределённой (начальной) форме.
Бегу – бежать, желаю - …, берегу- …, говорю - …, смотрю - …, хожу - …, несу - …, решаю - …, служу - … .»
Какие задачи, поставленные на урок, мы уже решили?
Дали определение неопределенной форме глагола, научились их находить в текстах.
Над чем нам осталось поработать?
Учиться употреблять глаголы неопределенной формы в речи.
Продолжаем путешествие. Попробуем применить полученные знания.
6. Отправляемся в гости к сказкам. Работать будем в группах. Слайд 11.
1группа. Выписывает глаголы, рядом записать глаголы неопределенной формы из отрывка сказки; Угадайте название сказки
Вельможа положил его в повозку и повез к царю. Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили. Долго ли, коротко ли — проснулся Емеля; видит — темно, тесно. («По щучьему веленью»)
2 группа. Из какой сказки отрывок? Восстановите отрывок, изменяя глаголы неопределенной формы.
Девушка сидеть под елью, дрожать, озноб ее пробирать. Вдруг слышать — невдалеке Морозко по елкам потрескивать, с елки на елку поскакивать, пощелкивать. Очутиться на той ели, под которой девица сидеть, и сверху ее спрашивать: ... («Морозко»)
Дети работают самостоятельно по группам.
Проверим работу в группах. Оцените свою работу
- Зачем мы выполняли эту работу?(Чтобы уметь находить неопределенную форму глагола.)
7. Итог урока. Путешествие заканчивается. Слайд 12
Посмотрите, все ли поставленные задачи мы решили.
Все ли мы узнали о неопределенной форме глагола?
На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
Какие суффиксы имеют? (-ть, -ти, -чь)
Приведите примеры.
Мы еще продолжим знакомиться с данными глаголами на следующих уроках.
8. Рефлексия
Посмотрите на лист самоконтроля. Как вы оценили сою работу?
9. Домашнее задание. Слайд 13.
1. Учебник, с. 6., упр. 19;
2. Найти и выписать пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши по выбору, подчеркнуть глаголы.