Урок по русскому языку Настоящее и прошедшее время глагола (5 класс)


Неделя Занятие
Наименование занятияНастоящее и прошедшее время глагола.
Ссылки Общая цель
Ознакомить со способами образования настоящего и прошедшего времени глагола.
Результаты обучения для учителей
1. Образовательная: дать понятие о настоящем и прошедшем времени, показать способ образования и изменения глаголов прошедшего времени;
2. Развивающая: сформировать навык правильного написания гласной перед суффиксом -л-.;3. Воспитательная: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно. 
Основные идеи, отработанные на занятии Знают: способы образования настоящего и прошедшего времени глаголов.
Умеют: определять временные формы глагола, грамматическое значение глаголов.
Источники, оснащение и оборудование: Учебник, компьютер, ЭУ, бумага А-4, карандаши, ручки.
Этапы и
смысловые блокиДеятельность учителяДеятельность учащихсяОрганизационный моментПриветствие. Учитель отмечает отсутствующих. Психологический настрой на урок.
Возьмитесь за руки и мысленно подарите добрые слова друг другу, улыбнитесь и пожелайте доброго дня.
Приветствуют. Называют отсутствующих. Берутся за руки, желают друг другу доброго дня.
Актуализация знаний Прием «Верно-неверно»
Глагол служебная часть речи. –
Глагол обозначает действие предмета.+Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? +
Глагол бывает только совершенного вида. –
В предложении глагол чаще всего выполняет роль сказуемого.+Глагол сов.вида отвечает на вопрос что делать? –
Глагол несов.вида отвечает на вопрос что сделать? -
Инфинитив отвечает на вопросы что делать? Что делать?
Инфинитив не имеет лица, числа, времени.
Ть, ти, чь – это окончания инфинитива. -
Отвечают на утверждения. Взаимопроверка.
Определение
темы, цели и
задач урока - Что будет целью урока?
Учащиеся определяют цели. Записывают в тетради дату и тему урока
Изучение нового материала
Закрепление материала
Прием «Денотатный граф» «Настоящее время», «Прошедшее время».
Работа в группе. Выступает спикер от группы. Оценивание прием «Галерея»
(Критерии оценивания: Правильность. Полнота ответа. Примеры)
Физминутка
1.Заполнить таблицу примерами, взятыми из текста (работа в паре).
Время глагола Совершенный вид Несовершенный вид
Настоящее Прошедшее Вместе с легким утренним заморозком устанавливается ясная погода. В мертвой тишине леса едва слышится шуршание падающих листьев, которые ложатся ковром между деревьев. Вот золотисто-красный лист клена дрогнул, медленно отправился в свое первое и последнее путешествие.
Почему осень на смену изумрудной зелени приносит золотисто- оранжевые и огненно-красные тона? Почему происходит листопад?
Деревья впадают в зимний сон, приспосабливаются к перенесению засушливого сезона. Если мы поставим срезанную ветку в бутылку с водой, почки не распустятся. Но наступит весна, почки разовьются в молодые побеги с новыми листьями.
2. Работа по ЭУ (индивидуально)
Разноуровневые задания.
1уровень. Найди в тексте и подчеркни глаголы. Определи вид и время глаголов.
В давние времена на полуострове Мангыстау провел свою славную жизнь великан-батыр по имени Ерсары. Говорят, трудно даже вообразить, насколько он был огромен. Рост его сравнивали с расстоянием, которое преодолевал путник за целый день езды на коне. Когда Ерсары просыпался утром и вытягивался во весь рост, тень его достигала самого Тупкарагана, что в трехстах пятидесяти километрах от этих мест.
2уровень. Данные в скобках глаголы вставь в предложения в форме настоящего времени. Определи их род и число.
Наконец (прийти) ____________ жаркое лето. На лугу (трещать) ____________ сенокосилка. Солнце (жечь) ____________ невыносимо. Трава быстро (подсыхать) ____________. Звено колхозниц (сгребать) ____________сено в копны. Над лугом (звенеть) ____________ весёлый смех.
3уровень. Вставь глаголы, нужные по смыслу, в прошедшем времени.
На землю __________ весна и __________ с собой много разных нарядов. Бабочке-белянке весна __________ ярко-белое платье. Майский жук __________ в костюм шоколадного цвета. Сердитые шмели __________ в желтые курточки. Только маленький жучок __________ под листком и ничего не __________ . Тогда весна __________ подарить ему крохотный голубой фонарик. Пусть этот фонарик напоминает жителям леса, что счастье никогда не меркнет, даже в самую темную ночь!
В группе обсуждают, составляют «Денотатный граф», выступает спикер от каждой группы
В паре читают текст и выписывают глаголы совершенного и несовершенного вида. Взаимопроверка.
Индивидуально выполняют задания по ЭУ
Учащиеся по возможности выполняют задание.
Подведем итоги урока Рефлексивный экран
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Высказывают своё мнение.
Домашнее задание
Дифференцированные задания:
Упражнение .* Составить рассказ «Пришла весна»