Классный час о толерантности на тему Касимов — город мира


Классный час «Касимов – город мира»
Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная:
•Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
•Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
•Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
•Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
•Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Ход проведения
« Мы разные, но мы вместе»
Мир - это вселенная.
Мир - это наша Земля.
Это наша страна Россия.
Мир - наш город Касимов.
Наша школа.
Мир – это мы, вы и я.
Послушаем песню «Я, ты, он, она»
Учитель: "Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове "мы"- сто тысяч "я"! - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.
Но так поётся в песне, а в жизни намного сложнее.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал в обществе и продолжает существовать в наше время. Не является исключением и школа.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, сдержанность, уступчивость, терпимость
- Что вы понимаете под словом терпимость?
Дети: Терпимость - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Учитель: Как поступает терпимый человек?
Дети: Терпимость - это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что- то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему ещё хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
(Учитель читает притчу)
Китайская притча "Ладная семья"
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
•любовь;
•прощение;
•терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже.
Учитель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: Любовь, терпение, прощение.
Учитель: Как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?
Дети: О дружбе, доброте, терпимости, любви, уважении.
Как разнообразен мир вокруг нас. Мы такие же разные: взрослые и дети, рыжие и черные. Добрые и злые, полные и худые, умные и не очень. И мы все должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
- Кто знает, что такое «Толерантность»? (Ответы детей)
История понятия толерантность.
Учитель: Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.
На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие "толерантность".
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из- за того, что в разных языках оно трактуется по- разному. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
•Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения. (Испанский).
•Толерантность - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)
•Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
•Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
•Толерантность - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Арабский)
Учитель: Теперь послушайте определение толерантности, данное в "Декларации принципов толерантности" (подписана 16 ноября 1995года в Париже 185 государствами ЮНЕСКО, включая и Россию).
Толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира".
- Что общего в этих определениях?
Умение жить в мире и согласии со всем миром. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. А 16 ноября – День толерантности.
Учитель: Ребята, наша страна многонациональна.- Как называется наша страна? (Россия)На уроке окружающего мира мы говорили, какие национальности проживают в России. Давайте вспомним.
Мы живем в городе Касимове Рязанской области. В нашем городе тоже живут люди разных национальностей: это и русские, и татары, и белорусы, и украинцы, и армяне и многие другие. Мы разные, но мы вместе.
Теперь давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.У вас на столах лежат листочки с различными качествами человека. Давайте выберем качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Листочки со словами:
злорадство, эгоизм, доброта, уважение, понимание, сострадание, миролюбие, ложь, зависть, хвастовство, сердечность, великодушие, согласие, поддержка, грубость, раздражение, бессердечность, желание что-либо делать вместе,
Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Понять непохожих на нас людей? Разрешить конфликты мирным путем?
- А можем ли мы изменить себя?- Можем ли воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?- Как мы это можем сделать?
Игра «Собери пословицы и поговорки»
На доске карточки:
Друг за друга держаться - там хорошо идут дела.
Умный себя винит, ничего не бояться
Где дружба прочна, а глупый своего товарища
– Как вы понимаете эти пословицы.
Послушаем стихотворение, которое подготовили наши ребята:
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принёс?
3. Понял я, что это - уважение
К мнению не только своему.
4.Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5. Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6. Товарища в беде не брошу,
Злобу в сердце не пущу.
7. Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8. Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9. Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь.
10. Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11. Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12. Оставайся им всегда и
Будь ещё галантен.
13. Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14. Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15. Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Все вместе (хором): Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
"Толерантность" я изобразила в виде солнышка. Солнышко обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит на помощь.
- Ребята, сейчас мы с вами сделаем солнышко - дружбу. Вместо лучиков будут ваши ладошки. У вас на партах лежат ладошки с качествами человека, несите их к доске.
Добрый Дружелюбный Правдивый
Умный Чуткий Великодушный
Смелый Терпеливый МиролюбивыйЧестный Благородный
Преданный Любознательный
Улыбчивый Послушный
- Если люди на Земле будут обладать всеми этими качествами, то исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга, все равно какой ты национальности и какого цвета у тебя кожа. Надо любить этот мир, родителей, друзей.Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.
Предлагаю вам проблемную ситуацию. Вы играете с игрушкой или в игру, а кто - то подходит и забирает её, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
Дети: Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
Учитель: Я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка
•Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
•Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
•Имей терпение выслушать собеседника.
•Спокойно объясни свою точку зрения.
•Подумай, из- за чего возник спор.
Существует золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».
Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил глубокий след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1»
муниципального образования – городской округ город КасимовКлассный час на тему:
«КАСИМОВ – ГОРОД МИРА»
Классный час подготовила:
Зеленина Ольга Александровна
учитель высшей
квалификационной категории
2015 г.